Глазунов Д. П., юрист

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 4, апрель 2011 г.

В технический регламент на молоко и молочную продукцию были внесены значительные изменения, которые ужесточили требования к производителям. В этой связи количество проверок предприятий на предмет соблюдения санитарного законодательства возросло. Подготовиться к такой проверке поможет наш материал.

Ветеринарный и санитарный контроль

Предприятие молочной отрасли сельского хозяйства могут проверить как на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, так и ветеринарных. В первом случае проверки проводит Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и его территориальные органы. Ветеринарный контроль находится в ведении исполнительной власти субъектов РФ, которые уполномочены на такие проверки.

Законодательную основу проверок составляют:

– Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

– Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»;

– Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологи-ческом благополучии населения»;

– Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Полномочия контролирующих органов разграничены.

Так, проверка первичных стадий молочного производства (получение сырого молока), а также контроль в отношении продукции подсобных хозяйств граждан (например, при ее реализации на рынке) находится в ведении ветеринарных служб. Если же речь идет о дальнейшей переработке молока, изготовлении различных видов молочной продукции, ее хранении, транспортировке, реализации, то эти вопросы относятся к компетенции органов Роспотребнадзора.

Такой вывод можно сделать на основании статьи 28 Техрегламента на молоко.

Порядок проверок регламентируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

При проверках чиновники из Роспотребнадзора руководствуются административным регламентом, который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 19 октября 2007 г. № 658.

Ветеринарные службы руководствуются нормативными документами, которые утверждают органы власти субъекта РФ, а также требованиями федерального законодательства.

Что проверяется во время контрольных мероприятий

Прежде всего контролеры проверят то, как предприятия соблюдают:

– требования санитарного и ветеринарного законодательства;

– требования законодательства в области защиты прав потребителей;

– правила продажи отдельных видов товаров.

При этом ревизоры вправе выяснить, как выполняются требования не только законов, но и подзаконных актов. Например, если у сельхозпредприятия есть столовая, его проверят на предмет соблюдения требований СанПиН 2.3.6.1079-01, которые утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 6 декабря 2001 года.

Данными санитарными правилами регламентирована деятельность предприятий общественного питания.

Порядок проведения проверки

Контрольные мероприятия бывают как плановые, так и внеплановые. Они могут проводиться в форме документальной или выездной проверки.

Во время документальной проверки контролеры анализируют внутреннюю документацию предприятия. Например, те документы, которые регламентируют технологические процессы переработки молока.

Выездные проверки проходят на территории предприятия. В рамках этого мероприятия могут быть затребованы различные образцы и пробы продукции, проведены исследования и экспертизы.

Стоит также отметить, что выездные проверки проводятся на основании плана контрольных мероприятий, который утверждается органами государственной власти.

Плановая проверка Роспотребнадзора не может проводиться чаще, чем раз в три года. При этом утвержденный ежегодный план размещается на официальном сайте контролирующего органа либо доводится до сведения заинтересованных лиц иным доступным способом. О предстоящей плановой проверке ревизоры должны предупредить не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения.

Для этого предприятию направляется копия распоряжения или приказа руководителя или заместителя руководителя контролирующего органа.

Контролеры вправе провести и внеплановые проверки. Их обычно назначают, если у проверяющих есть информация о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и т. д.

Например, если гражданин получил пищевое отравление в результате употребления в пищу молочной продукции или поступили сообщения органов здравоохранения о случаях таких отравлений.

Также поводом для внеплановой проверки может послужить нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Отметим, что в данном случае для внеплановой проверки не требуется предварительного согласования с органами прокуратуры. Тогда как в других случаях оно необходимо.

Правда, в некоторых случаях контролеры могут начать внеплановую проверку без получения предварительного согласия прокуратуры, впоследствии лишь известив ее об этом (например, если речь идет о причинении вреда здоровью граждан).

Выяснить то, как сельхозпредприятие устранило нарушения, выявленные во время предыдущей проверки, тоже повод для внепланового выездного контроля.

Ход проверки

Документальные и выездные проверки проводятся на основании приказа или распоряжения руководителя территориального органа Роспотребнадзора или ветеринарной службы. В распоряжении фиксируются:

– номер и дата распоряжения о проведении мероприятия по контролю;

– наименование органа государственного контроля (надзора);

– фамилия, имя, отчество и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятия по контролю;

– наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

– цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

– правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

– даты начала и окончания мероприятия по контролю.

Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях (например, при проведении сложных исследований и экспертиз) данный срок может быть продлен в отношении выездной плановой проверки, но не более чем на 20 рабочих дней.

О начале выездной проверки, в том числе и внеплановой, контролеры должны известить предприятие заранее. Но из этого правила есть исключение. Если в результате деятельности сельхозорганизации причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, предварительно уведомлять предприятие не требуется. Порядок проведения плановых и внеплановых проверок (как документарных, так и выездных) конкретизируется статьями 11 и 12 Закона № 294-ФЗ. Кроме того, в Законе определены и требования к самим организациям, которые они должны соблюдать в ходе проверок.

В частности, установлено, что организации обязаны обеспечить в ходе проведения проверок присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей.

Перед проверкой инспекторы обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки. Как правило, проверку проводит один инспектор.

Однако если пришли несколько человек, посмотрите, все ли их фамилии указаны в распоряжении. Проводить проверку вправе только тот ревизор, фамилия которого есть в предъявленном документе.

Результаты проверки

По окончании контрольных мероприятий инспекторы составят акт проверки. Типовая форма такого акта утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 19 октября 2007 г. № 658.

Акт составляют в двух экземплярах. В нем должны быть зафиксированы данные:

– о выявленных нарушениях, об их характере;

– о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

– сведения о лицах, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю.

Как правило, акт оставляется в последний день проверки.

При этом экземпляр с копиями приложений вручают под роспись руководителю предприятия.

Если он отказывается ознакомиться и подписать акт, то проверяющий делает соответствующую отметку. Дополнительно скажем, что отказываться от получения акта бесполезно. Ведь в этом случае документ вышлют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Как только инспекторы получат почтовое уведомление, будет считаться, что акт вручен должным образом.

В том случае, если чиновники выявят какие-либо нарушения законодательства, они обязаны выдать предписание об их устранении.

В предписании должны быть указаны сроки, в которые нарушение необходимо устранить.

В случае если предприятие не согласно с выводами проверяющих, оно имеет право обжаловать действия контролеров. Причем как в административном (в вышестоящий орган контроля и надзора), так и в судебном порядке.

Важно запомнить

Ветеринарные службы проверят исполнение требования законодательства на стадии первичного молочного производства (получение сырого молока). А вот Роспотребнадзор может проверить ту деятельность сельхозорганизации, которая связана с дальнейшей переработкой молока, изготовлением различных видов молочной продукции. Сами контрольные мероприятия бывают как плановые, так и внеплановые. Они могут проводиться в форме документальной или выездной проверки.