Анджелина Игорьевна Мигунова, Генеральный директор
Фирмы «Аудитор» (Одинцово)

После проведения документальной проверки одного из наших клиентов налоговый орган предъявил ему обвинения в том, что клиент (далее Общество) недобросовестно подошел к выбору контрагента, т.к. генеральный директор контрагента отрицает факт подписания им счета-фактуры и товарной накладной в качестве руководителя организации и факт отношения к этой организации. Таким образом, это свидетельствует о недостоверности перечисленных документов, и, как следствие, лишает Общество права применять законные налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, законно уменьшить налогооблагаемую прибыль на фактически произведенные расходы.

Налоговым органом предложено Обществу провести опрос контрагентов для выяснения причины "отказных" показаний физического лица, то есть привести доказательства.

Однако может ли Общество самостоятельно:

- выявить дефекты в подписях на документах контрагентов;

- установить являются ли физические лица потерпевшими, чьи паспортные данные использовали мошенники;

- установить возможность несвоевременного отражения доходов у контрагента, полученных от Общества, установить неуплату в бюджет налогов, скрытие самого факта хозяйственной операции;

- установить возможность того, что физическое лицо является соучастником налоговых правонарушений, который за вознаграждение был номинальным руководителем предприятия и подписывал документы.

Как следствие, возникает ситуация в которой совершена сделка с реальным использованным в хозяйственном обороте товаром, оплаченным деньгами Общества. Совершенная сделка проведена на основании первичных документов в бухгалтерском и налоговом учете, однако опорочена показаниями уполномоченных лиц, отрицающих причастность к деятельности контрагента.

В письме от 10.04.09 N 03-02-07/1-177 Минфин привел перечень документов, наличие которых поможет доказать осмотрительность и осторожность действий налогоплательщика при выборе контрагентов. Это копия свидетельства о постановке на налоговый учет, выписка из ЕГРЮЛ, доверенности, официальные источники информации. Перечисленные документы собраны Обществом и предоставлены инспектору, и, тем не менее, "отказные" показания физического лица играют свою роль.

По нашему мнению недопустимо формально оценивать дефекты подписей в документах контрагентов налогоплательщика, В случаях невозможности установить, кто подписал документ от лица контрагента, должна действовать презумпция невиновности и добросовестного поведения налогоплательщика и его контрагента (п.7 ст. 3 и п. 6 ст. 108 НКРФ).