Журнал "Финансовый директор"
№ 5 за 2009 год
www.fd.ru
ссылка на оригинал статьи на сайте fd.ru

Родионов Иван, партнер компании "Эрнст энд Янг",
руководитель отдела услуг в области управления налоговыми рисками в СНГ

Кудрявцев Филипп, менеджер налогового отдела компании "Эрнст энд Янг"

В условиях значительного снижения налоговых поступлений в российский бюджет в связи с финансовым кризисом следует ожидать значительного ужесточения налогового администрирования, которое может выражаться не только в проведении более регулярных проверок налогоплательщиков, но и в применении новых методов и подходов к налоговым проверкам. В частности, в России можно ожидать развитие так называемого «отраслевого» подхода к проверке налогов, когда налоговые органы пытаются трактовать бизнес-модели и технологию различных отраслей для изыскания новых источников и причин доначислений.Данные подходы в последние годы уже применялись в таких отраслях, как связь и телевидение, и ожидается, что аналогичные подходы в ближайшем будущем будут применяться и в других отраслях экономики. Также следует ожидать развитие практики использования налоговыми органами и судами категории «необоснованной налоговой выгоды», принципов трансфертного ценообразования и прочих современных тенденций в налоговом администрировании.

В этих условиях активное управление налоговыми рисками становится особенно актуальным, поскольку позволяет сократить объем налоговых доначислений по результатам проверок, которые могут стать особенно болезненными для компаний, испытывающих проблемы с текущей ликвидностью.

Актуальность задачи эффективного управления налоговыми рисками подтверждается результатами исследования вопросов управления налоговыми рисками, проведенного компанией «Эрнст энд Янг» в 2008 году. Исследование охватывало 541 представителя высшего руководства компаний из 18 стран, в чью компетенцию входят вопросы налогообложения. Впервые в исследовании приняли участие более 25 российских компаний.

Традиционно принято разделять факторы налогового риска на внешние и внутренние. Согласно результатам исследования респондентов из стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), к ключевым внешним факторам риска относятся:

  • Изменения налогового законодательства и правоприменительной практики (88% респондентов указали на этот фактор риска как существенный)
  • Изменение правил отражения налогов в финансовой отчетности
В качестве ключевых «внутренних» факторов риска респондентами были отмечены:
  • Недостаточность ресурсов налоговых департаментов компаний (52%)
  • Недостаточная автоматизация процесса подготовки налоговых деклараций (59%)
  • Недостаточный уровень осведомленности о налоговых рисках органов корпоративного управления компаний (54%)
  • Отсутствие процедур оценки налоговых последствий существенных операций компаний (56%).

Интересно отметить, что, несмотря на общую актуальность проблемы управления налоговыми рисками, налоговые менеджеры российских и зарубежных компаний видят риски по-разному. Наиболее показательным отличием является само определение налогового риска. Большинство российских компаний определяют налоговый риск исключительно как риск предъявления налоговых претензий и налоговых доначислений. В то же время крупные международные компании включают в это понятие также риск неэффективности налогообложения, то есть риск переплаты налогов. Это отличие является концептуальным, поскольку именно более широкое определение налогового риска создает необходимые стимулы для внедрения в компании полноценной системы внутреннего контроля, позволяющей не только предотвратить или снизить дополнительные доначисления налогов, но и достичь оптимального для конкретной компании уровня налогообложения.

Также российские компании-участницы опроса отмечают, что основными факторами налогового риска являются внешние факторы, такие как частые изменения законодательства и позиции налоговых органов, в то время как иностранные компании считают, что внутренние факторы являются определяющими при возникновении налогового риска.

Большинство российских компаний отметили, что в ходе налогового планирования в ближайшие годы они будут стремиться к минимизации рисков. Вместе с тем российские компании уделяют значительно меньше времени налоговому планированию в своей повседневной деятельности (в среднем 10%) по сравнению с компаниями в мире (например, 20% для респондентов из стран БРИК). Другой проблемой для налоговых функций российских компаний остается внутрикорпоративная коммуникация по налоговым вопросам. Лишь 24% российских респондентов отметили, что регулярно отчитываются перед советом директоров или комитетом по аудиту по налоговым вопросам (45% в странах БРИК).

Различия в понимании налогового риска и его факторов российскими и международными компаниями объясняются, прежде всего, разными стадиями развития налогового законодательства и практики налогового администрирования в России и странах, в которых налоговое законодательство и принципы налогового администрирования эволюционировали на протяжении десятков лет. В ряде стран на законодательном уровне установлены обязательства компаний иметь эффективную и формализованную систему внутреннего контроля (например в соответствии с Законом Сарбейнса-Оксли для компаний, акции которых торгуются на фондовых биржах США), в других странах (например, в Голландии) наличие формализованной системы внутреннего контроля, подтвержденной независимым аудитором, является основанием для освобождения компании от налоговой проверки.

С другой стороны, в условиях бурного экономического роста в России в последние годы вопросы эффективности ведения бизнеса, в том числе эффективности налогообложения, не являлись приоритетными для большинства российских компаний. Но с изменением экономической ситуации можно ожидать повышения интереса российских компаний к росту эффективности налогообложения.

Обзор практики управления налоговыми рисками российских компаний и текущие тенденции ее развития

Современные методы управления налоговыми рисками и обязательствами в российских компаниях существенно отличаются в зависимости от размера компании, степени ее публичности и уровня развития принципов корпоративного управления.

Условно можно выделить следующие основные тенденции:

Небольшие и средние непубличные российские компании

  • Налоговый риск воспринимается исключительно как риск доначисления налогов и штрафов по результатам налоговой проверки;
  • Налоговый отдел не выделен в самостоятельную организационную единицу в компании, расчет налогов и принятие решений по налогам осуществляется, как правило, главным бухгалтером;
  • Управление налоговыми рисками заключается в оспаривании решений налоговых органов по результатам проверки, а также в отдельных случаях ― в отслеживании разъяснений налоговых органов и Министерства финансов РФ по налоговым вопросам;
  • Отсутствуют единые принципы оценки налоговых рисков, решения по налоговым вопросам часто принимаются исключительно исходя из принципов максимального консерватизма.

Такой подход к управлению налоговыми рисками часто позволяет уменьшить вероятность споров с налоговой инспекцией, поскольку базируется на принципах максимального консерватизма и следования разъяснениям налоговых органов. Однако ценой вопроса, как правило, выступает переплата налогов и низкая эффективность налогообложения в целом, поскольку принцип консерватизма мешает использовать существующие законные способы налогового планирования, а трудоемкость внедрения и администрирования отдельных идей (например, использования амортизационной премии и нелинейного метода амортизации для целей налогового учета) служит причиной отказа от них в пользу удобства учета. Кроме того, поскольку принципы оценки рисков и принятия решений по налогам не формализованы и целиком зависят от уровня квалификации конкретного сотрудника, подобный подход часто приводит к поздней реакции и материализации на практике (т.е. появлении в акте налоговой проверки) наиболее сложных налоговых рисков или рисков, по которым отсутствуют официальные разъяснения налоговых органов и правоприменительная практика.

Крупные и публичные российские компании

  • Налоговые риски оцениваются для целей финансовой отчетности как по предъявленным претензиям, так и по еще не выявленным налоговыми органами;
  • Налоговые риски оцениваются исходя из вероятности их материализации и существенности;
  • Налоговый отдел, как правило, выделен в самостоятельную организационную единицу, или выделен специалист (налоговый менеджер, заместитель главного бухгалтера по налогам), занимающийся налоговыми вопросами на повседневной основе. В обязанности налогового специалиста, как правило, входит консультирование бизнес-подразделений по налоговым вопросам, взаимодействие с налоговыми органами, участие в налоговых спорах и судах;
  • Расчет налогов осуществляется либо бухгалтерией, либо налоговым отделом;
  • Принятие решений по налогам осуществляется главным бухгалтером после консультаций с налоговым специалистом, либо налоговым менеджером;
  • Осуществляется управление как предъявленными налоговыми рисками через оспаривание претензий, так и еще не выявленными налоговой проверкой/предъявленными через отслеживание практики. Также осуществляется подача исправительных деклараций, получение разъяснений консультантов и налоговых органов/Министерства финансов РФ по отдельным вопросам.

Отдельные крупнейшие публичные компании в дополнение к указанным принципам начинают внедрять процедуры регулярной отчетности по налоговым рискам и прочим вопросам перед аудиторским комитетом и советом директоров, привлекают налоговых специалистов к оценке налоговых последствий крупнейших сделок и документируют систему внутреннего контроля по налогам. Однако такие традиционные для крупнейших западных компаний области ответственности налоговой функции, как контроль за эффективной ставкой налогообложения, налоговое бюджетирование и бухгалтерский учет налоговых обязательств по международным стандартам, сегодня лишь начинают появляться в повестке дня налоговых директоров российских компаний.

Действительно, согласно данным исследования «Эрнст энд Янг», лишь 23% российских респондентов указали на эффективную ставку налогообложения как важный критерий оценки налоговой функции (для сравнения, тот же показатель составил 32% для респондентов из стран БРИК). Лишь 9% российских участников исследования (против 23% в странах БРИК) указали на налоговое бюджетирование и 20% (41% в странах БРИК) на систему внутреннего контроля в области налогообложения как приоритеты для налоговой функции российских компаний. Контроль за денежным потоком (cash flow) по налогам указали в качестве приоритета лишь 26% российских респондентов (против 38% в странах БРИК). Налоговые отделы своевременно привлекаются к оценке налоговых последствий крупных сделок и приобретений лишь в 36% российских компаний (67% для стран БРИК).

Управление налоговыми рисками в условиях кризиса - как превратить налоговую функцию в инструмент эффективного управления

Размер налоговых обязательств значительно влияет как на объем чистой прибыли, так и на денежные потоки компаний. Поэтому эффективное управление налоговыми рисками и обязательствами может стать одним из существенных источников повышения эффективности бизнеса и дополнительной ликвидности, которые так необходимы сегодня российским компаниям в условиях кризиса. Можно выделить два основных направления работы налоговых функций, которые могут принести ощутимую практическую пользу бизнесу:

  • Идентификация и снижение существующих налоговых рисков;
  • Устранение налоговой неэффективности.

Идентификация и снижение существующих налоговых рисков

В условиях кризиса незапланированный отток денежных средств на погашение налоговых претензий или арест счетов налоговыми органами может привести к прекращению бизнеса. Снижение и предотвращение налоговых рисков позволит не только предотвратить потери денежных средств, но и увеличить чистую прибыль за счет уменьшения размера налоговых резервов, признанных в финансовой отчетности.

По нашим наблюдениям, сегодня большинство российских компаний недостаточно эффективно работают над снижением налоговых рисков. В аудиторской практике часто встречаются ситуации, когда аудитор из года в год выявляет одни и те же налоговые риски у компании, однако никакая работа по снижению рисков не проводится. Также весьма распространенной причиной материализации налоговых рисков является недостаточное отслеживание сотрудниками компании арбитражной практики и разъяснений по спорным налоговым вопросам, что часто приводит к невозможности своевременно отреагировать на такие изменения и к неготовности налоговой службы компании защищать позицию организации при предъявлении к ней аналогичных налоговых претензий. Часто причиной этого является недостаточность или перегруженность налогового персонала компании текущими задачами (в частности, подготовкой налоговой отчетности, консультирование региональных подразделений) или ведением дел по налоговым вопросам в судах, в результате чего налоговые специалисты выступают в роли «пожарников» по налоговым претензиям.

Зачастую после предъявления налоговых претензий избежать рисков не поможет даже высококвалифицированный налоговый юрист, особенно в случае, если риск обусловлен ошибками или недоработками в документации, формулировками договоров и прочими факторами, которые невозможно исправить после предъявления претензий.

Устранение налоговой неэффективности

Другим направлением работы налоговой функции, актуальным для бизнеса в условиях кризиса, может стать повышение общей эффективности налогообложения компании.

Основная проблема в определении понятия «налоговой эффективности» состоит в определении границы между «эффективностью налогообложения» и незаконными схемами налоговой оптимизации. Одним из вариантов определения налоговой эффективности может быть:

«Оптимизация совокупного налогового бремени группы компаний за счет применения законных и широко применимых на практике инструментов налогового планирования, учетной политики и использования средств внутреннего контроля».

Наиболее доступными признаками, свидетельствующими о возможности повышения эффективности налогообложения компании, могут служить:

  • Высокая эффективная ставка налога на прибыль[1] (значительно выше номинальной ставки 24% до и 20% после 2009 года);
  • Большая сумма невычитаемых расходов для целей налога на прибыль;
  • Низкая оборачиваемость и большие остатки «входящего» НДС;
  • Наличие налоговых убытков в отдельных компаниях группы при налоговой прибыли в других, и пр.

Анализ причин налоговой неэффективности может выявить значительные резервы повышения эффективности бизнеса в целом, которые могут выражаться в снижении суммы уплаченных налогов, повышении показателя чистой прибыли, ускорении оборачиваемости «входящего» НДС и прочих отложенных налоговых активов (таких как убытки прошлых лет).

В большинстве случаев наиболее очевидными причинами неэффективности налогообложения является излишний консерватизм исполнителей, отвечающих за расчет налогов. Консерватизм может являться следствием отсутствия единого подхода в компании к оценке налоговых рисков одновременно с недостаточной мотивацией для повышения налоговой эффективности, что приводит к принятию исполнителями наиболее консервативных с точки зрения риска решений.

Другой наиболее распространенной причиной налоговой неэффективности является недостаточная работа с первичными документами. Зачастую бухгалтер предпочитает не вычитать расход для налога на прибыль и НДС из-за недостатков в первичных документах или счетах-фактурах, представленных поставщиком, вместо того, чтобы тратить время на получение от него исправленной или более детализированной первичной документации.

Ценой налоговой неэффективности могут являться миллионы рублей переплаченных налогов, длительное «замораживание» денежных средств в невозмещенном НДС и отложенных налоговых активах и, как следствие, значительное снижение финансовых показателей компании.

Однако как показывает практика, зачастую налоговая неэффективность не может быть устранена простыми методами, поскольку является следствием комплекса недостатков в управлении налоговыми обязательствами – таких как недостаточная автоматизация, низкая квалификация или нехватка персонала, неэффективная организация налогового отдела, отсутствие мотивации и пр. Поэтому для эффективного управления налоговыми рисками и устранения налоговой неэффективности необходим системный подход к построению системы управления налоговыми обязательствами в компании. Такая система должна позволять осуществлять «активное» управление налоговыми рисками (т.е. своевременно выявлять и устранять риски до появления их в актах налоговой проверки), а также выявлять и устранять источники налоговой эффективности. Как показывает практика крупнейших российских и зарубежных компаний, подобная система должна базироваться на следующих основных принципах:

1) Разработка единых критериев оценки налоговых рисков

Понятие «налогового риска» и принципы его оценки очень субъективны и зависят, как правило, от квалификации исполнителя и используемых им оценочных критериев. соответствия/несоответствия позиции Министерства финансов и налоговых органов и вероятности обнаружения риска (найдут/не найдут). Распространенный в российских компаниях подход к оценке налоговых рисков исходя из факторов соответствия/несоответствия позиции налоговых органов и вероятности обнаружения (найдут/не найдут) в большинстве случаев не удовлетворяет внутренним потребностям организации.

Такой подход часто не соответствует принципам оценки налоговых рисков для целей составления международной финансовой отчетности, не соответствует принятым в организации принципам оценки бизнес-рисков и, как следствие, не позволяет менеджменту и органам корпоративного управления компании (таким как совет директоров и аудиторский комитет) получить объективную информацию по налоговым рискам, необходимую для принятия решений.

Для обеспечения единообразия оценки налоговых рисков необходимо разработать и согласовать с заинтересованными лицами и органами корпоративного управления определение налогового риска и принципы его оценки с учетом всех факторов риска.

Кроме финансовых аспектов риска (т.е. суммы возможных доначислений налогов и штрафов) при определении принципов оценки риска необходимо учитывать и иные последствия налоговых рисков для компании (например, репутационные), что позволит выработать более сбалансированный подход к их оценке.

Также целесообразно включить в состав налоговых рисков риск неэффективности налогообложения, что позволяет создать необходимую мотивацию для отслеживания налоговой эффективности принимаемых бизнес-решений в компании.

Согласование принципов оценки рисков внутри компании позволяет более полно учесть интересы бизнеса и вовлечь органы корпоративного управления в принятие решений по ключевым налоговым вопросам.

2) Детальная проработка методологии расчета основных налогов

Для уменьшения рисков неблагоприятной трактовки налогового законодательства целесообразно разработать детальную налоговую учетную политику, в которой необходимо прописать единый подход к спорным моментам налогообложения, например способа ведения раздельного учета по НДС, выбору момента признания отдельных видов доходов и расходов, и пр.

Учетная политика может также служить инструментом планирования налоговой нагрузки при грамотном использовании компанией предоставленных налоговым законодательством вариантов налогообложения (например, таких как выбор линейного или нелинейного метода налоговой амортизации и использование амортизационной премии).

Учетная политика должна быть унифицирована для разных компаний группы с тем, чтобы обеспечить единообразие решений по спорным налоговым вопросам.

3) Четкое определение сферы ответственности налогового отдела и его места в организационной структуре компании

Важно четко определить сферы ответственности налогового отдела и распределить обязанности между отделами компании за подготовку налоговой отчетности и выявление и оценку налоговых рисков. Это позволяет повысить ответственность соответствующих отделов/подразделений за «свою» часть процесса и общую эффективность процесса принятия решений, а также устранить широко распространенную «внутреннюю конкуренцию» между отделами. Сделать это можно путем разработки и утверждения в компании «положения о налоговом отделе» или иного аналогичного внутреннего документа.

4) Последовательное применение единых принципов выявления и оценки рисков с использованием инструментов внутреннего контроля

Претворение в жизнь любых стратегических задач и решений невозможно без эффективного контроля за их выполнением. Как правило, наиболее существенные налоговые риски возникают еще на этапе планирования крупных сделок и принятия ключевых бизнес-решений (таких как реструктуризация бизнеса или начало нового вида деятельности). Эффективным механизмом для выявления таких рисков является включение налогового отдела в процесс согласования крупнейших сделок и бизнес решений. Другим источником налоговых рисков является процесс подготовки налоговой отчетности. Формализация процесса выявления рискованных позиций и операций позволяет эффективно собирать информацию о рисках для ее последующего анализа и принятия решений.

Инструментами системы внутреннего контроля (СВК) по налогам могут являться:

  • Внутренние регламенты, методологические указания и формализованные процедуры расчета налогов;
  • Должностные инструкции;
  • Система ключевых показателей (KPI) для оценки работы сотрудников, задействованных в расчете налогов и оценке налоговых рисков, и налогового отдела в целом, которая является необходимым звеном, мотивирующим сотрудников исполнять принятые в компании политики и процедуры;
  • Автоматизированные контроли в учетных системах и пр.

5) Регулярная отчетность по налоговым вопросам перед высшим руководством компании

Высшее руководство и аудиторский комитет любой компании должен быть осведомлен о ключевых налоговых рисках и прочих решениях в области налогов, которые могут существенно повлиять на бизнес компании, и при необходимости вовлечен в процесс принятия или одобрения таких решений.

Конкретный формат, который принимает система управления налоговыми рисками для разных компаний, может отличаться в зависимости от особенностей корпоративной культуры конкретной компании. Большинство компаний реализуют такую систему за счет большей формализации принципов и методов управления рисков (через внутренние приказы, политики, процедуры, регламенты и пр.) и ужесточения требований к документации системы внутреннего контроля. Некоторые компании делают акцент на централизации методологических функций и повышении общей квалификации налоговых специалистов компании через внедрение регулярных процедур профессиональной квалификации и программ повышения квалификации. Во многих международных и некоторых российских компаниях общие принципы в области налогообложения формализованы в «налоговой стратегии», которая согласована с высшим руководством (совет директоров, аудиторский комитет, исполнительный орган) и утверждена приказом по компании в качестве корпоративной политики. Независимо от способа реализации, важно, чтобы ключевые принципы системы управления налоговыми рисками работали на практике в условиях конкретной компании.

Основные направления развития подходов к управлению налоговыми рисками для российских предприятий

Как показывает практика крупнейших зарубежных компаний, развитие принципов управления налоговыми рисками и обязательствами требует включения в области ответственности налоговой функции компаний все большего количества дополнительных задач, в частности:

  • Вовлечение налоговых специалистов в расчет отложенных налогов в финансовой отчетности по международным стандартам;
  • Участие налоговых специалистов в оценке неопределенностей по налогам для целей отчетности по международным стандартам (таким как стандарты FIN 48, FAS 5 для отчетности по US GAAP, IAS 37 для МСФО);
  • Документация результатов внутреннего контроля по налоговым вопросам;
  • Предоставление регулярных отчетов по налоговым рискам налоговым органам, финансовому директору, совету директоров и аудиторскому комитету;
  • Налоговое бюджетирование;
  • Оптимизация денежных потоков (cash flow) по налогам.

По мере усиления международной интеграции российских компаний и их выхода на международные рынки капитала мы ожидаем дальнейшую трансформацию налоговых функции российских компаний. Скорее всего, приоритетными задачами для крупнейших российских компаниях в ближайшие годы станут также системное управление налоговыми рисками и повышение эффективности налогообложения.

Как показывает практика, большинству российских компаний предстоит еще пройти большой путь для построения эффективной налоговой функции в соответствии с международными стандартами. Однако те преимущества, которые дает бизнесу эффективное управление налоговыми рисками и обязательствами для бизнеса, делают эту задачу одной из наиболее приоритетных для российских компаний в условиях кризиса.

________________
[1] Как правило, эффективная ставка по налогу на прибыль рассчитывается как отношение суммы задекларированного текущего и отложенного налога на прибыль к сумме прибыли до налогообложения за отчетный период по данным финансовой отчетности.