Журнал "Современный предприниматель"
  • Какие обязанности инспекторов могут сыграть на руку предпринимателю?
  • Обязательно ли обжаловать решение инспекторов у руководителя инспекции?
  • Что должно указываться в исковом заявлении?
  • Какие документы представляются в суд?

Елена Князева, стажер Балашихинского филиала Московской областной коллегии адвокатов

Опубликовано в журнале "Современный предприниматель", № 3 (март 2008 года)

Кто-то считает, что ссориться с инспекторами себе дороже. Куда как проще следовать указаниям контролеров и заплатить штраф, тем более что для коммерсантов величина санкций на порядок меньше, чем для фирм. В то же время иногда эффект обращения в суд для обжалования действий (бездействия) или актов инспекторов о привлечении бизнесмена к ответственности превосходит все ожидания. Особенно, когда решение ревизоров или их действия действительно являются незаконными.

Конечно, обращение в суд – последняя ступень разрешения конфликта. Правда, стоит признать, что в сложившейся действительности это становится наиболее действенным методом для коммерсантов. Попробуем привести общий алгоритм действий по защите прав предпринимателей, нарушаемых налоговыми инспекторами в ходе проверок.

Переговоры с инспектором

Можно выделить 2 стадии разрешения конфликта: досудебная и судебная. К примеру, после проведения инспектором выездной проверки, составлен акт о ее результатах. В дальнейшем он станет основой для вынесения решения о привлечении ИП к ответственности, выставления требований об уплате налогов, штрафов и пеней.

Можно выделить 2 этапа разрешения налогового конфликта: досудебное и судебное урегулирование спора
С появлением акта, где отражаются нарушения, выявленные ревизорами, фактически может начаться спор. Если предприниматель не согласен с выводами инспекторов, он может попытаться урегулировать разногласия непосредственно с проверяющими. Именно этот этап является досудебным урегулированием. Если прийти к согласию не удастся, то стадию можно рассматривать как предварительную подготовку к дальнейшему судебному разрешению конфликта.

Подписывая акт о проведенной проверке, бизнесмен может сделать примечание о том, что он с актом не согласен полностью или частично, и намерен составить свои письменные претензии по этому поводу. Отметим, даже малейшее несогласие стоит записать в акте. По кодексу возражения на акт проверки предоставляются в течение 15 дней с момента вручения коммерсанту или его доверителю акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).

ИП составляет свои возражения на акт проверки на имя руководителя инспекции и направляет их в налоговую.

Подписывая акт о проведенной проверке, бизнесмен может сделать примечание о том, что он с данными, отраженными в акте, не согласен
У ИП есть право к письменным возражениям приложить документы (или заверенные копии), подтверждающие их обоснованность. Отказываться от этой возможности не стоит. А в самих возражениях нужно привести опись всех приложенных бумаг. После передачи возражений в инспекцию у коммерсанта обязательно должна остаться копия с отметкой налоговой о принятии возражений. Там проставляются дата, имя и должность представителя инспекции, принявшего документ.

Отметим, если в ходе проверки выяснилось, что какие-либо нарушения коммерсантом все же допущены и он не намерен их оспаривать, необходимо как можно быстрее оплатить доначисленные суммы налогов, а также штрафы и пени. Налоги перечислить следует в первую очередь. Пока сумма не уплачена, на величину недоимки будет продолжать начисляться пени. А вот на выставленные штраф и пени никакие суммы не начисляются, поэтому их можно оплатить позднее. При этом обязательно направьте копии квитанций об уплате указанных сумм вместе с возражениями по акту и укажите, какие именно суммы налогов вы оплатили, а в отношении каких намерены спорить.

В течение 10 дней после истечения срока для представления возражений, то есть через 25 дней после вручения коммерсанту акта, инспектор, изучив бумаги (акт по результатам проверки и возражения бизнесмена), обязан вынести решение о привлечении коммерсанта к ответственности или отказе в привлечении. При этом бизнесмен должен получить уведомление о времени и месте рассмотрения материалов его дела руководителем инспекции и вправе принять участие лично или через своего представителя.

Обращение в суд

Попытка разрешить конфликт на досудебной стадии не лишает предпринимателя права одновременно заниматься подготовкой к судебному рассмотрению. В настоящее время соблюдение досудебного порядка не является обязательным. То есть коммерсант может сразу обратиться в суд, минуя общение с руководством инспекции.

Попытка урегулировать разногласия на досудебной стадии не лишает бизнесмена права одновременно заниматься подготовкой к судебному рассмотрению спора
С 1 января 2009 года обжаловать в судебном порядке акты инспекторов можно будет только при условии соблюдения досудебного порядка.

Налоговые споры рассматриваются арбитражным судом. Они могут быть связаны как с обжалованием ненормативных актов ревизоров (решений, требований, актов), так и с обжалованием их действий. Коммерсант должен помнить, что обжалованию подлежат не только действия, но и бездействие инспекторов. То есть, когда на них лежит основанная на законе обязанность совершить какие-либо операции, но контролеры не следуют букве закона.

Пример 1

ИП представил в налоговую заявление о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей. Контролеры в течение 10 дней со дня получения заявления должны принять решение о зачете. Когда проводится сверка налоговых платежей, то срок отсчитывается с момента подписания акта сверки (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Если по истечении срока инспекторы не примут никакого решения, бизнесмен не получит ни положительного, ни отрицательного ответа, а сумма не зачтена в счет предстоящих платежей, коммерсант вправе обжаловать бездействие налогового ведомства.

При обжаловании актов инспекторов в суд подается не исковое заявление, а заявление о признании недействительным (или частично недействительным) решения (акта, требования и т. д.), вынесенного инспекцией. К нему прилагаются все документы, которые, по вашему мнению, подтвердят вашу позицию и обоснуют незаконность решения контролеров. Таковыми могут стать, в частности, декларации, различные бумаги, подтверждающие те или иные расходы, перечисление налогов. Важно: для того чтобы заявление приняли, к нему обязательно прилагается квитанция об оплате госпошлины. Ее сумма составляет 100 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Само заявление должно содержать ссылки на статью 137 Налогового кодекса и статью 198 Административно-процессуального кодекса. Они предоставляют коммерсанту право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным. Если ИП обжалует отдельные действия (бездействие) инспекторов, то заявление составляется на основании этих же статей.

При обжаловании актов инспекторов в суд подается не исковое заявление, а заявление о признании недействительным решения, вынесенного налоговым органом
При подготовке заявления желательно указать, какому именно закону или иному нормативному документу не соответствует решение контролеров или их действия (бездействие). А далее следует обосновать, в чем именно проявляется нарушение прав и интересов предпринимателя.

Отметим, налоговые споры рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 24 Арбитражно-процессуального кодекса (ст. 197 АПК РФ). Поэтому заявление должно соответствовать не только общим требованиям, предъявляемым к исковому заявлению (ст. 125 АПК РФ), но и специальным, указанным в статье 199 Арбитражно-процессуального кодекса (таблица).

Таблица. Обязательные требования к заявлению о признании недействительным ненормативного акта инспекторов, незаконными их действий (бездействий)

№ п/п

Требование

Норма закона

1

Заявление подается в письменной форме и подписывается истцом (ИП) или его представителем

ч. 1 ст. 125 АПК РФ

2

К заявлению прилагаются, в частности, квитанция об уплате госпошлины; документы, подтверждающие претензии бизнесмена; копию свидетельства о госрегистрации, доверенность (в случае подачи заявления представителем)

ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ

3

Коммерсант обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют. Делается это заказным письмом с уведомлением о вручении

ч. 3 ст. 125 АПК РФ

4

В заявлении должно быть указано:

4.1

Наименование арбитражного суда, в который оно подается

п. 1 ч. 2 ст. 125 АПК РФ

4.2

Наименование предпринимателя, его место жительства, дата и место рождения, дата госрегистрации в качестве ИП

п. 2 ч. 2 ст. 125 АПК РФ

4.3

Наименование инспекции, принявшей оспариваемый акт или представитель которой совершил оспариваемые действия

п. 1 ч. 1 ст. 199 АПК РФ

4.4

Название, номер, дата принятия оспариваемого акта, время совершения действий

п. 2 ч. 1 ст. 199 АПК РФ

4.5

Перечень права и интересов бизнесмена, которые, по его мнению, нарушены

п. 3 ч. 1 ст. 199 АПК РФ

4.6

Законы, которым, по мнению бизнесмена, не соответствует акт ревизоров или их действия

п. 4 ч. 1 ст. 199 АПК РФ

4.7

Требование предпринимателя о признании акта недействительным, действий (бездействия) незаконными

п. 5 ч. 1 ст. 199 АПК РФ

4.8

Перечень документов прилагаемых к заявлению

п. 10 ч. 2 ст. 125 АПК РФ

Выгодные особенности

Специфика налогового спора заключается в распределении обязанности по доказыванию. По закону инспекторы должны доказать наличие выявленных у предпринимателя нарушений, которые отражены в акте проверки (ч. 1 ст. 65 АПК РФ). Это обстоятельство коммерсантам обязательно следует использовать в свою пользу.

Пример 2

Инспекторы привлекли коммерсанта к ответственности за неуплату НДФЛ с выплат своему работнику. Однако доказать суду эту обязанность бизнесмена они не смогли. Никаких договоров, связывающих коммерсанта с гражданином, суду предоставлено не было. Арбитры указали на то, что факт наличия трудовых отношений между предпринимателем и физлицом не доказан, поэтому основания для начисления НДФЛ и пеней по налогу отсутствуют. А поскольку обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ИП к ответственности, возлагается на инспекторов (ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ), суд поддержал бизнесмена, отменив штраф (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 января 2008 г. № Ф09-10989/ 07-С2).

Обжаловать можно не только решение контролеров и их действия, а также их бездействие
Кодексом уточняется, что инспекторы должны доказать, во-первых, что их решение или действия соответствуют законодательству, указав конкретный нормативный акт. Во-вторых, что акт принят на законных основаниях. Например, было принято решение о проведении проверки, инспекторы не произвольно начали изучать деятельность бизнесмена. В-третьих, что действия коммерсанта указанные в акте и противоречащие законодательству, действительно им совершены. В-четвертых, что у должностных лиц, проводивших проверку, были для этого полномочия, а также право на принятие оспариваемого решения, акта, действий. Так, решение о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование налоговые инспекторы принимать не могут. Поскольку это входит в обязанности представителей Пенсионного фонда (ст. 25.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). В-пятых, инспекторы должны доказать наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий. То есть доказать, что нарушение действительно совершено, предоставив декларации или иные документы, показания свидетелей (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При защите индивидуальным предпринимателем своих прав, из всех перечисленных выше моментов наиболее эффективно может быть использована обязанность налоговой инспекции доказывать законность и обоснованность принятых им актов или совершенных его должностными лицами действий.

При подаче в суд заявления на обжалование решения инспекторов необходимо уплатить госпошлину в сумме 100 рублей
В то же время, несмотря на описанную специфику распределения бремени доказывания, невыполнение ревизорами этой обязанности отнюдь не означает, что суд не станет выяснять фактические обстоятельства рассматриваемого дела. Непредставление налоговой инспекцией доказательств сыграет в пользу бизнесмена, но не освободит его от представления доказательств, подтверждающих собственную невиновность, а также незаконность и необоснованность действий инспекторов. То есть надеяться только на отсутствие доказательств у ревизоров не стоит, надо подумать о сборе собственных.

Еще одна важная особенность налогового спора, на которую хотелось бы обратить внимание. Здесь большое значение имеет четкое указание на обжалуемые суммы и их расчет. Например, если инспекторы начислили пени, но не указали, за какой период они рассчитали санкцию, это может стать поводом для судей принять в споре сторону коммерсанта. Обязательно нужно указывать величину налогов, штрафов, пеней, приводить подробные расчеты всех оспариваемых сумм налогов, указывать разницы между суммами налогов, штрафов и пеней, названными в решении налогового органа, которые оспаривает предприниматель, и суммами налогов, штрафов и пеней, которые, по мнению коммерсанта, являются законными и обоснованными. Кстати, инспекторы нередко совершают ошибки в расчетах доначисленных налогов. Чем, опять же, всегда стоит воспользоваться в суде.