Источник: ООО "Небо"

Отказ в зачете НДС может коснуться каждого бизнесмена. Хорошо, если дело в неверном оформлении бумаг – их можно переделать. Хуже, если поставщик оказался недобросовестным: ситуация может обернуться недоимкой, пенями, а также попаданием в «черный список» ФНС. Вместе с экспертами «Неба» разбираемся, как предотвратить подобную ситуацию и убедиться, что контрагент успешно прошел все налоговые проверки.

Основные виды налоговых проверок

Налоговые органы могут провести всего два вида проверок:

  1. Камеральная. Проводится заочно, на основе сданных отчетов и деклараций. Подобные проверки проводятся каждый раз, когда юридическое лицо или ИП сдают отчетность по налогам. Срок процедуры: до 3 месяцев. Если в ходе проверки выявили нарушения, то инспектор оформляет соответствующий акт. Налоговики вправе выставить недоимку или штраф, запросить пояснения от налогоплательщика или назначить выездную проверку организации при обнаружении ошибок или неточных данных.

  2. Выездная. В апреле 2022 года ФНС в своем письме еще раз подчеркнула, что подобная мера применяется в исключительных случаях, когда налогоплательщика всерьез подозревают в умышленном нарушении НК РФ. При этом ведомство не обязано предупреждать о проверке, хотя могут известить компанию письмом (обычным бумажным или электронным, в личном кабинете налогоплательщика).

Если контрагент не прошел подобные проверки, последствия могут быть неприятными. Поэтому важно убедиться в честности другой стороны перед налоговыми органами. Рассказываем, как это сделать. 

Кто, как и когда сообщает о проверках контрагента

Камеральные проверки

В рамках АИС ФНС «Налог-3» существует сервис «ПП Контроль НДС», он же АСК НДС-2. Программа аккумулирует информацию по всем декларациям, анализирует и сопоставляет факты и выявляет незаконные вычеты по НДС в автоматическом режиме. С помощью сервиса можно проверить, оплатил ли НДС контрагент, а также обнаружить фиктивные вычеты по счетам-фактурам фирм-однодневок. 

В ФНС используют и другие инструменты: например, информационно-аналитическую систему контрольного блока. Сервис ищет следы уклонения от уплаты налогов: о механизмах проверок налоговики подробно рассказывали в одном из писем ведомства.

Если одна из программ выдала «красный код», то компания может получить требование о встречной проверке согласно ст. 93.1 НК РФ. Речь может идти об ошибках, неверных или некорректных данных по операции у вас, и у контрагента, отсутствие продаж у поставщика, отвечающих вашим покупкам и.т.д. 

Заранее узнать об этом не получится: обе системы используются только специалистами и недоступны налогоплательщикам. Поэтому о расхождениях и ошибках информация поступит постфактум.

Выездные проверки

Честные контрагенты самостоятельно сообщают о предстоящих выездных инспекциях. К примеру, если потеряли первичные документы, то поставщик может запросить дубликаты договоров, актов, накладных, УПД или счетов-фактур. Лучше выполнить просьбу и максимально снабдить контрагента документами, чтобы уберечь себя от возможных санкций со стороны ФНС.

Заявление на вычеты

Иногда о неблагонадежности контрагента компания узнает, когда налоговики инициируют встречную проверку. Расхождение фиксируется программами: покупатель заявил вычеты и основания для их применения, а продавец не представил сведения о том, что продал товары. Результат подобного сценария один – отказ в возмещении НДС.

Если поставщик добросовестный, то проблему можно решить между бухгалтериями обеих сторон: сверкой документов и подачей корректирующей декларации. В случае если поставщик сменил юр. адрес, руководителя или бухгалтера, ситуация осложняется. ФНС может посчитать, что вы неправомерно возместили НДС, и даже назначить выездную проверку.

Получается, что если компания по своей инициативе не изучает контрагентов на предмет добросовестности, то о налоговых проверках можно будет узнать либо от самого поставщика, либо непосредственно от ФНС. 

Эксперты советуют действовать на опережение.

Как заранее узнать о возможных проверках поставщиков и защититься от нечестных контрагентов

С помощью специальных сервисов (они есть как в платном, так и бесплатном варианте) по ИНН контрагента можно узнать:

  • размер уставного капитала;

  • наличие долгов по налогам, взносам, а также неуплаченные пени и штрафы;

  • налоговые правонарушения;

  • суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности;

  • платежеспособность поставщика.

К примеру, если контрагент задолжал ФНС, его расходы приблизились к сумме доходов, а в строке о правонарушениях есть серьезные статьи, то доверять такой организации явно не стоит. 

Полезно и проверить поставщика на предмет банкротства через Федресурс: сама процедура хоть и не является признаком недобросовестности, однако может служить причиной невыполнения обязательств самим контрагентом и просьб перевести деньги на счета других фирм. Такие схемы ФНС может расценить как мошеннические. 

Что еще можно проверить:

Возможные риски перечислены в приказе ФНС (часть 4): например, убытки в течение последних периодов, налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой и пр.

Вместо заключения: алгоритм проверки благонадежности контрагентов

Для этого нужно последовательно выполнить следующие действия:

  1. Запросить копии основных документов.

  2. Получить выписку из Росреестра.

  3. Проверить юридический адрес контрагента на массовость.

  4. Убедиться, что директор не дисквалифицирован из-за административных или иных нарушений.

  5. Проверить, не инициировал ли партнер процедуру банкротства.

  6. Проверить компанию в ЕГРЮЛ, базе судебных приставов, картотеке арбитражных дел.

  7. Изучить бухотчетность контрагента. Сравнить размеры доходов и расходов за несколько периодов.

  8. Убедиться, что паспорт руководителя или предпринимателя действителен.

  9. Если есть доверенности – проверить их срок действия. Если есть лицензии на деятельность – аналогично. 

  10. Проверить, не вносит ли контрагент изменения в ЕГРЮЛ.

  11. Заглянуть в реестр недобросовестных поставщиков.

Чтобы не запутаться, воспользуйтесь шпаргалкой.