Источник: Компания EFSOL
Кратко о Налоговом мониторинге
Налоговый мониторинг - это новая форма налогового контроля, которая предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе.
Динамика количества организаций, перешедших на Налоговый мониторинг за период с 2016 по 2019 г., выглядит так:
-
2016 г. - 7 организаций;
-
2017 г. - 21 организация;
-
2018 г. - 26 организаций;
-
2019 г. - 44 организации.
На апрель 2020 года 95 налогоплательщиков работают в рамках Налогового мониторинга, а в следующем году количество участников вырастет до 200.
Основные этапы, которые обязательны к выполнению при подключении к налоговому мониторингу
Первая фаза «Обследование и аудит»:
-
Провести анализ методологии и связи налоговых и бухгалтерских регистров.
-
Провести организацию процессов.
-
Провести анализ ИТ-систем. Это необходимо для оценки информационных систем, которые применяются для ведения учета на предприятии.
-
Провести налоговый аудит.
-
Составить карту налоговых рисков, в т.ч. операционных и связанных с выбранной методологией, рисков налогового окружения.
-
Провести мониторинг зрелости СВК (систем внутреннего контроля).
Вторая фаза «Вступление в мониторинг»:
-
Разработка и реализация мероприятий по повышению качества учетных процессов, ИТ-систем, СВК и урегулированию фискальных рисков.
-
Формирование регламента информационного взаимодействия, отчетности по СВК и других документов для вступления в НМ, согласование с фискальным органом.
-
Унификация налогового учета (приведение к единым принципам ведения налогового учета) во всех предприятиях группы, которые вступают в мониторинг.
-
Выбор способа информационного взаимодействия и формирование Методологических проектных решений для внедрения «витрины данных» или предоставления и настройки «прямого доступа» в свою учетную систему.
Существует 3 варианта информационного взаимодействия с ИФНС для целей налогового мониторинга:
-
Взаимодействие с ИФНС через ТКС (телекоммуникационные каналы связи) - этот способ сопровождается большими человеческими трудозатратами, которые будут нужны для ручной подготовки документов в ИФНС.
-
Прямой доступ к учетной Системе - этот способ является максимально простым в реализации, тем не менее он не обеспечивает должной гибкости в настройке прав доступа внешнего пользователя (сотрудника ИФНС) в учетной системе Налогоплательщика, и зачастую не может похвастаться удобством и эргономичностью интерфейса для сотрудника ИФНС.
-
Налоговая витрина данных - позволяет применять единые подходы к предоставлению данных в группе компаний и масштабировать решение; нет избыточности и представляется только информация, необходимая для налогового контроля; позволяет выбрать любую Платформу в качестве основы для разработки интерфейса и АРМов «Налоговой витрины данных», и все ограничения при разработке диктуются исключительно возможностями выбранной Платформы.
Третья фаза «Автоматизация информационного взаимодействия на основе Налоговой витрины данных»:
-
Разработка автоматизированного рабочего места (АРМа) Налогового инспектора.
-
Внедрение гибкой настройки доступа к регламентированной отчетности и налоговым регистрам.
-
Разработка интерфейса для осуществления запросов первичной документации и возможности предоставления доступа к сканам запрошенной первичной документации.
-
Предоставление доступа к электронному журналу документов СВК и реестру мотивированных мнений.
-
Логирование действий внешнего пользователя.
Что из себя представляет «Налоговая витрина данных» и зачем она нужна? Какие готовые решения уже есть?
Налоговая витрина данных - единое цифровое пространство для информационного взаимодействия налогоплательщика и ФНС.
Основная задача «Налоговой витрины данных» - позволить налоговым инспекторам контролировать деятельность компании онлайн, вплоть до анализа конкретных проводок и первичных документов.
С помощью внедрения на предприятии Налоговой витрины данных можно решить следующие задачи:
-
оптимизация и цифровая трансформация бизнес-процессов;
-
предоставление фискальным органам защищенного online-доступа к информационной системе;
-
масштабирование точек взаимодействия с фискальными органами;
-
снижение рисков получения санкций, штрафов, дополнительных начислений и претензий;
-
формирование практичной в использовании электронной предметно-ориентированной информационной базы данных;
-
произведение контроля доступа инспекторов ФНС в системе протоколирования активности;
-
реализация системы внутреннего контроля, чтобы максимально снизить налоговые риски;
-
оперативный поиск необходимых документов и показателей, используя инструменты «умного» поиска;
-
гарантия точной, целостной и прозрачной информации;
-
реализация функциональной настройки прав доступа.
Данные информационной базы, к которым получает доступ налоговый инспектор:
-
налоговая и бухгалтерская отчетность;
-
учетные документы;
-
сканы первичных документов;
-
аналитические регистры налогового или бухгалтерского учета;
-
контрольные отчеты.
На сегодняшний день уже есть несколько готовых программных решений «Налоговой витрины данных» от лидеров разработки программного обеспечения по автоматизации бизнеса на российском рынке:
-
«1С: Налоговый мониторинг» для конфигураций «1С: Управление холдингом», «1С: Управление холдингом. ERP» и «1С: Бухгалтерия предприятия КОРП. МСФО» от компании 1С.
-
«Central Finance (CFIN)», «Advanced Compliance Reporting (ACR)» и «Tax Compliance» от компании SAP.
-
«Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS.
Любая из перечисленных платформ способна обеспечить:
-
удаленный доступ сотрудника ФНС к декларациям и регистрам с возможностью расшифровки вплоть до первичного документа;
-
доступ к документам СВК;
-
поиск и запрос первичных учетных документов;
-
информационное взаимодействие, коммуникации.
Так как ключевые возможности решений на 1С, SAP и Планета практически идентичны, то при выборе подходящего решения стоит в первую очередь ориентироваться на платформу, на которой реализована ваша учетная система.
Сравнение существующих решений «Налоговой витрины данных»
Базовая функциональность решения «1С: Налоговый мониторинг»
источник: https://v8.1c.ru/1c-nalogovyy-monitoring-bukhgalteriya-korp-msfo
-
АРМ налогового инспектора;
-
раскрытие налоговых показателей;
-
расшифровка налоговых деклараций до документа;
-
сканы первичных документов и ЭДО;
-
публикация и отправка отчетности через 1С:Отчетность;
-
чек-лист закрытия периода;
-
контрольные соотношения деклараций;
-
сравнение первичной и уточненных деклараций;
-
проверка контрагентов через 1С:Контрагент, 1СПАРК Риски;
-
запросная система;
-
отчет о работе налогового инспектора с данными налогоплательщика.
Преимущества - практическое решение предоставляет два варианта, по которым налоговый инспектор может получить доступ к данным налогоплательщика, - доступ к рабочей базе учетной системы или к ее копии. Чтобы легко опубликовать данные информационной базы в ее копию, разработаны специальные инструменты, которые регулируют перечень объектов, которые публикуются, их реквизитный состав, а также непосредственно публикацию данных.
Недостатки - не обеспечивает готовые инструменты для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций и платформ.
Базовая функциональность решения от компании SAP
источник https://assets.dm.ux.sap.com/by-forum-minsk/pdfs/9_pwc_minsk.pdf
-
раскрытие показателей налогового учета в структурированном виде по всем видам налогов;
-
встроенные контроли полноты и непротиворечивости раскрываемых данных;
-
ограничение предоставляемых данных отчетным периодом;
-
удобная настройка интерфейса в зависимости от требований фискального органа;
-
передача скан-копий первичных документов по требованию налогового органа в установленные сроки (например, из электронного архива);
-
раскрытие структуры системы внутренних контролей;
-
раскрытие информации о контрольных процедурах с указанием ответственных сотрудников;
-
раскрытие информации о налоговых рисках и системе управления рисками;
-
возможность обращения со стороны налогового органа с запросом по разъяснению предоставленной налогоплательщиком информации;
-
возможность направления мотивированного мнения (по запросу налогоплательщика и по инициативе налогового органа);
-
интеграция с оператором электронного документооборота;
-
возможность отслеживать действия инспектора.
Базовая функциональность решения «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS
источник http://planetaibs.ru/nalogi/?tab=nalogoviy-monitoring
-
формирование и представление налоговых деклараций, регистров; обеспечение связи с хозяйственными операциями;
-
ведение матрицы рисков и контрольных процедур; наличие контрольных соотношений, формирование отчетности;
-
наличие связи с хранилищем первичных учетных документов;
-
обеспечение целостности данных и контроль изменений;
-
поддержка расширенных типов коммуникаций с ФНС.
Индивидуальное решение (проектный подход)
Индивидуальная разработка будет обладать тем набором инструментов, который вы в нее заложите. И если мы говорим про базовую функциональность, то она будет повторять функциональность существующих решений.
Из недостатков в первую очередь необходимо назвать сроки: индивидуальная разработка и внедрение требуют большего времени, чем внедрение уже существующего решения. Однако индивидуальная разработка имеет и большое преимущество. Если посмотреть на «Налоговую витрину данных» под более широким углом, то станет ясно, что инспектор ФНС - это не единственный внешний пользователь, который нуждается в удобном и понятном интерфейсе с доступом к определенным данным вашей учетной системы. Очень часто возникает необходимость предоставить доступ аудиторам, банкам, учредителям и т.д. И такая возможность, с учетом специфики каждой из перечисленных потребностей, может быть заложена при разработке индивидуального решения.
Прогнозы развития Налогового мониторинга
Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. В феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.
Результатами реализации данной концепции станут:
-
еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;
-
к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;
-
к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;
-
увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.
По официальной статистике ФНС после подключения к налоговому мониторингу бизнес получает следующие выгоды:
-
на 30% сокращаются трудозатраты на проведение проверок
-
на 93% снижается сумма начисленных пеней
-
на 9% снижается среднее количество уточненных налоговых деклараций
-
на 54% сокращается количество требований о предоставлении пояснений и документов
-
на 77% уменьшается среднее количество документов представленных по требованию ФНС
Наш совет - рассматривайте налоговый мониторинг шире, чем просто взаимодействие с органами фискального контроля. Существует стереотип, что это инструмент тотального контроля и слежки, но это совсем не так. Практика показала, что Витрина данных способствует значительной экономии времени, а также поможет Вам быть более открытыми при взаимодействии с инвесторами, акционерами, аудиторами, банками и прочими партнерами. Пора трансформировать мышление и быть открытыми. В современном мире впереди будут те, кто понятен и вызывает доверие. Витрина данных - это уникальная возможность показать свой бизнес с наилучшей стороны!