Источник: Компания EFSOL

Ссылка на оригинал сатьи

Кратко о Налоговом мониторинге

Налоговый мониторинг - это новая форма налогового контроля, которая предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе.

Динамика количества организаций, перешедших на Налоговый мониторинг за период с 2016 по 2019 г., выглядит так:

  • 2016 г. - 7 организаций;

  • 2017 г. - 21 организация;

  • 2018 г. - 26 организаций;

  • 2019 г. - 44 организации.

На апрель 2020 года 95 налогоплательщиков работают в рамках Налогового мониторинга, а в следующем году количество участников вырастет до 200.

Основные этапы, которые обязательны к выполнению при подключении к налоговому мониторингу

Первая фаза «Обследование и аудит»:

  1. Провести анализ методологии и связи налоговых и бухгалтерских регистров.

  2. Провести организацию процессов.

  3. Провести анализ ИТ-систем. Это необходимо для оценки информационных систем, которые применяются для ведения учета на предприятии.

  4. Провести налоговый аудит.

  5. Составить карту налоговых рисков, в т.ч. операционных и связанных с выбранной методологией, рисков налогового окружения.

  6. Провести мониторинг зрелости СВК (систем внутреннего контроля).

Вторая фаза «Вступление в мониторинг»:

  1. Разработка и реализация мероприятий по повышению качества учетных процессов, ИТ-систем, СВК и урегулированию фискальных рисков.

  2. Формирование регламента информационного взаимодействия, отчетности по СВК и других документов для вступления в НМ, согласование с фискальным органом.

  3. Унификация налогового учета (приведение к единым принципам ведения налогового учета) во всех предприятиях группы, которые вступают в мониторинг.

  4. Выбор способа информационного взаимодействия и формирование Методологических проектных решений для внедрения «витрины данных» или предоставления и настройки «прямого доступа» в свою учетную систему.

Существует 3 варианта информационного взаимодействия с ИФНС для целей налогового мониторинга:

  1. Взаимодействие с ИФНС через ТКС (телекоммуникационные каналы связи) - этот способ сопровождается большими человеческими трудозатратами, которые будут нужны для ручной подготовки документов в ИФНС.

  1. Прямой доступ к учетной Системе - этот способ является максимально простым в реализации, тем не менее он не обеспечивает должной гибкости в настройке прав доступа внешнего пользователя (сотрудника ИФНС) в учетной системе Налогоплательщика, и зачастую не может похвастаться удобством и эргономичностью интерфейса для сотрудника ИФНС.

  1. Налоговая витрина данных - позволяет применять единые подходы к предоставлению данных в группе компаний и масштабировать решение; нет избыточности и представляется только информация, необходимая для налогового контроля; позволяет выбрать любую Платформу в качестве основы для разработки интерфейса и АРМов «Налоговой витрины данных», и все ограничения при разработке диктуются исключительно возможностями выбранной Платформы.

Третья фаза «Автоматизация информационного взаимодействия на основе Налоговой витрины данных»:

  1. Разработка автоматизированного рабочего места (АРМа) Налогового инспектора.

  2. Внедрение гибкой настройки доступа к регламентированной отчетности и налоговым регистрам.

  3. Разработка интерфейса для осуществления запросов первичной документации и возможности предоставления доступа к сканам запрошенной первичной документации.

  4. Предоставление доступа к электронному журналу документов СВК и реестру мотивированных мнений.

  5. Логирование действий внешнего пользователя.

Что из себя представляет «Налоговая витрина данных» и зачем она нужна? Какие готовые решения уже есть?

Налоговая витрина данных - единое цифровое пространство для информационного взаимодействия налогоплательщика и ФНС.

Основная задача «Налоговой витрины данных» - позволить налоговым инспекторам контролировать деятельность компании онлайн, вплоть до анализа конкретных проводок и первичных документов.

С помощью внедрения на предприятии Налоговой витрины данных можно решить следующие задачи:

  • оптимизация и цифровая трансформация бизнес-процессов;

  • предоставление фискальным органам защищенного online-доступа к информационной системе;

  • масштабирование точек взаимодействия с фискальными органами;

  • снижение рисков получения санкций, штрафов, дополнительных начислений и претензий;

  • формирование практичной в использовании электронной предметно-ориентированной информационной базы данных;

  • произведение контроля доступа инспекторов ФНС в системе протоколирования активности;

  • реализация системы внутреннего контроля, чтобы максимально снизить налоговые риски;

  • оперативный поиск необходимых документов и показателей, используя инструменты «умного» поиска​;

  • гарантия точной, целостной и прозрачной информации;

  • реализация функциональной настройки прав доступа.

Данные информационной базы, к которым получает доступ налоговый инспектор:

  • налоговая и бухгалтерская отчетность;

  • учетные документы;

  • сканы первичных документов;

  • аналитические регистры налогового или бухгалтерского учета;

  • контрольные отчеты.

На сегодняшний день уже есть несколько готовых программных решений «Налоговой витрины данных» от лидеров разработки программного обеспечения по автоматизации бизнеса на российском рынке:

  • «1С: Налоговый мониторинг» для конфигураций «1С: Управление холдингом», «1С: Управление холдингом. ERP» и «1С: Бухгалтерия предприятия КОРП. МСФО» от компании 1С.

  • «Central Finance (CFIN)», «Advanced Compliance Reporting (ACR)» и «Tax Compliance» от компании SAP.

  • «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS.

Любая из перечисленных платформ способна обеспечить:

  • удаленный доступ сотрудника ФНС к декларациям и регистрам с возможностью расшифровки вплоть до первичного документа;

  • доступ к документам СВК;

  • поиск и запрос первичных учетных документов;

  • информационное взаимодействие, коммуникации.

Так как ключевые возможности решений на 1С, SAP и Планета практически идентичны, то при выборе подходящего решения стоит в первую очередь ориентироваться на платформу, на которой реализована ваша учетная система.

Сравнение существующих решений «Налоговой витрины данных»

Базовая функциональность решения «1С: Налоговый мониторинг»

источник: https://v8.1c.ru/1c-nalogovyy-monitoring-bukhgalteriya-korp-msfo

  • АРМ налогового инспектора;

  • раскрытие налоговых показателей;

  • расшифровка налоговых деклараций до документа;

  • сканы первичных документов и ЭДО;

  • публикация и отправка отчетности через 1С:Отчетность;

  • чек-лист закрытия периода;

  • контрольные соотношения деклараций;

  • сравнение первичной и уточненных деклараций;

  • проверка контрагентов через 1С:Контрагент, 1СПАРК Риски;

  • запросная система;

  • отчет о работе налогового инспектора с данными налогоплательщика.

Преимущества - практическое решение предоставляет два варианта, по которым налоговый инспектор может получить доступ к данным налогоплательщика, - доступ к рабочей базе учетной системы или к ее копии. Чтобы легко опубликовать данные информационной базы в ее копию, разработаны специальные инструменты, которые регулируют перечень объектов, которые публикуются, их реквизитный состав, а также непосредственно публикацию данных.

Недостатки - не обеспечивает готовые инструменты для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций и платформ.

Базовая функциональность решения от компании SAP

источник https://assets.dm.ux.sap.com/by-forum-minsk/pdfs/9_pwc_minsk.pdf

  • раскрытие показателей налогового учета в структурированном виде по всем видам налогов;

  • встроенные контроли полноты и непротиворечивости раскрываемых данных;

  • ограничение предоставляемых данных отчетным периодом;

  • удобная настройка интерфейса в зависимости от требований фискального органа;

  • передача скан-копий первичных документов по требованию налогового органа в установленные сроки (например, из электронного архива);

  • раскрытие структуры системы внутренних контролей;

  • раскрытие информации о контрольных процедурах с указанием ответственных сотрудников;

  • раскрытие информации о налоговых рисках и системе управления рисками;

  • возможность обращения со стороны налогового органа с запросом по разъяснению предоставленной налогоплательщиком информации;

  • возможность направления мотивированного мнения (по запросу налогоплательщика и по инициативе налогового органа);

  • интеграция с оператором электронного документооборота;

  • возможность отслеживать действия инспектора.

Базовая функциональность решения «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS

источник http://planetaibs.ru/nalogi/?tab=nalogoviy-monitoring

  • формирование и представление налоговых деклараций, регистров; обеспечение связи с хозяйственными операциями;

  • ведение матрицы рисков и контрольных процедур; наличие контрольных соотношений, формирование отчетности;

  • наличие связи с хранилищем первичных учетных документов;

  • обеспечение целостности данных и контроль изменений;

  • поддержка расширенных типов коммуникаций с ФНС.

Индивидуальное решение (проектный подход)

Индивидуальная разработка будет обладать тем набором инструментов, который вы в нее заложите. И если мы говорим про базовую функциональность, то она будет повторять функциональность существующих решений.

Из недостатков в первую очередь необходимо назвать сроки: индивидуальная разработка и внедрение требуют большего времени, чем внедрение уже существующего решения. Однако индивидуальная разработка имеет и большое преимущество. Если посмотреть на «Налоговую витрину данных» под более широким углом, то станет ясно, что инспектор ФНС - это не единственный внешний пользователь, который нуждается в удобном и понятном интерфейсе с доступом к определенным данным вашей учетной системы. Очень часто возникает необходимость предоставить доступ аудиторам, банкам, учредителям и т.д. И такая возможность, с учетом специфики каждой из перечисленных потребностей, может быть заложена при разработке индивидуального решения.

Прогнозы развития Налогового мониторинга

Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. В феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.

Результатами реализации данной концепции станут:

  • еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;

  • к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;

  • к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;

  • увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.

По официальной статистике ФНС после подключения к налоговому мониторингу бизнес получает следующие выгоды:

  • на 30% сокращаются трудозатраты на проведение проверок

  • на 93% снижается сумма начисленных пеней

  • на 9% снижается среднее количество уточненных налоговых деклараций

  • на 54% сокращается количество требований о предоставлении пояснений и документов

  • на 77% уменьшается среднее количество документов представленных по требованию ФНС

Наш совет - рассматривайте налоговый мониторинг шире, чем просто взаимодействие с органами фискального контроля. Существует стереотип, что это инструмент тотального контроля и слежки, но это совсем не так. Практика показала, что Витрина данных способствует значительной экономии времени, а также поможет Вам быть более открытыми при взаимодействии с инвесторами, акционерами, аудиторами, банками и прочими партнерами. Пора трансформировать мышление и быть открытыми. В современном мире впереди будут те, кто понятен и вызывает доверие. Витрина данных - это уникальная возможность показать свой бизнес с наилучшей стороны!