Источник: ADE Professional Solutions

Завершен очередной год, а значит, самое время планировать работу по обоснованию примененных цен и разработке ТЦО-документации за прошедший период.

Чтобы ее составление не отняло чрезмерно много времени и было эффективным, важно своевременно подготовиться: определить перечень контролируемых сделок, обеспечить полноту документов и распределить функционал между ответственными сотрудниками.

В этой статье мы расскажем о 4 шагах, с которых стоит начать подготовку уже сейчас.

Шаг 1. Диагностика контролируемых сделок с учетом изменений в законодательстве — перечень ваших контролируемых сделок мог измениться

«Знай своего контрагента»:

Службе, отвечающей за контроль налоговых рисков, важно иметь полную и достоверную информацию о лицах, признаваемых взаимозависимыми с компанией, и поддерживать актуальность этих сведений.

Изменения в законодательстве: важные нововведения:

Для сделок, доходы (расходы) по которым признаются в учете с 1 января 2019 года, действуют новые правила ТЦО-контроля.

Превышение порога в 1 млрд рублей по оборотам за календарный год больше не является самостоятельным основанием для признания внутрироссийских сделок с взаимозависимым контрагентом контролируемыми — новая редакция статьи 105.14 НК РФ предусматривает двойное условие:

1 млрд рублей + «асимметричное» налогообложение сторон сделки

Внешнеэкономические сделки признаются контролируемыми, если обороты с взаимозависимым контрагентом за календарный год превысили 60 млн рублей.

ТЦО без взаимозависимости:

Важно помнить, что отдельные сделки могут признаваться контролируемыми, даже если контрагент не является взаимозависимым, в том числе сделки с резидентами оффшорных юрисдикций и сделки по экспорту / импорту товаров мировой биржевой торговли. В чем специфика подтверждения цен, примененных в таких категориях сделок, — обсудим в одной из следующих рассылок.

Шаг 2. Сбор имеющейся информации по контролируемым сделкам – проверьте себя по нашему чек-листу

Удостоверьтесь, что в отношении выявленных на Шаге 1 контролируемых сделок вы можете утвердительно ответить на следующие вопросы:

  1. Собран ли архив договоров и первичных документов по сделкам за 2019 год?
  2. Доступны ли для интервьюирования сотрудники, владеющие информацией о сделках, целях их заключения, порядке формирования цены и обстоятельствах фактического взаимодействия сторон?
  3. Налажен ли контакт с контрагентом и есть ли возможность запросить у него дополнительные документы по сделке?
  4. Для внутригрупповых сделок: есть ли в Группе единая ТЦО-политика? Применяются ли ее положения к Вашим сделкам?

Шаг 3. Диагностика рисков — определяем приоритет анализа

В рамках этого шага необходимо определить, все ли сделки, признанные контролируемыми на этапе диагностики, существенны для компании и требуют подготовки отдельного комплекта ТЦО-документации. Если сумма риска по сделке не превышает затрат компании на подготовку подтверждающей документации, возможно, от части процедур можно отказаться (например, установив «порог материальности»).

Важно: обратите внимание на исключения, когда сделка сама по себе не является существенной по сумме оборотов, однако фактически выступает «сопутствующей» для более крупной сделки и должна анализироваться совместно с ней (например, сделка по выплате роялти в пользу взаимозависимого поставщика может дополнять основную сделку по внутригрупповому импорту).

После определения материальных сделок поделите их на группы для удобства принятия дальнейших решений и организации процесса:

  • Уникальные (сделки, требующие особого анализа и обладающие спецификой предмета) и однородные (группа сделок с общим предметом, к которым может быть применен общий подход при анализе);

Новые (обороты по которым в предыдущие периоды отсутствовали или не превысили порог материальности) и длящиеся (ТЦО-документация по таким сделкам ранее была подготовлена для прошлых периодов, в 2019 году не было существенных изменений).

Шаг 4. Планирование работы

Определите, какую информацию должны подготовить и представить сотрудники вашей компании. Разделите блоки информации между службами различных компетенций.

Важно: позиция в ТЦО-документации строится на комплексном подходе и задействует различные функции компании: бухгалтерскую, финансовую, юридическую, коммерческую, производственную и прочие. Подготовка документации силами исключительно финансово-бухгалтерской службы может быть сопряжена с рядом рисков.

Своевременное выполнение действий по описанным шагам станет надежным фундаментом для эффективной работы по подготовке ТЦО-документации как собственными силами компании, так и в случае обращения к внешнему консультанту.