Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Федеральное казначейство 31.12.2019 утвердило Методические рекомендации по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций (далее – Методические рекомендации). Данный документ разработан для использования в работе подразделениями данного ведомства и УФК по субъектам РФ при проведении контрольных мероприятий и носит рекомендательный характер. Отдельные положения рекомендаций могут быть полезны также для учреждений бюджетной сферы. В материале рассмотрим, на что обращают внимание органы Федерального казначейства в ходе проверки ведения бухгалтерского учета и составления отчетности учреждением.

Проверка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности органами Федерального казначейства осуществляется на предмет соблюдения требований объектами контроля законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

В ходе такой проверки в учреждениях изучаются:

  • правильность применения плана счетов и отражения фактов хозяйственной жизни на счетах (в соответствии с инструкциями № 157н, 162н, 174н, 183н, федеральными стандартами и учетной политикой);

  • своевременность, полнота и достоверность отражения в первичных документах фактов хозяйственной жизни, в том числе фактов поставки товара, выполнения работы (ее результата) или оказания услуги;

  • соблюдение порядка составления и представления бухгалтерской отчетности;

  • иные вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности субъекта учета.

В ходе проверки ведения бухгалтерского учета и составления отчетности проводится последовательный анализ соответствия данных, содержащихся в регистрах учета, данным, содержащимся в главной книге, журналах учета, отчетности и в первичных учетных документах.

Какие направления бухгалтерского учета проверяются органами Федерального казначейства?

Направления проверки бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора детально представлены в таблице на основе Методических рекомендаций.

Направление проверки

Что проверяется

Проверка правильности применения плана счетов и правильности отражения фактов хозяйственной жизни на счетах

1. Правильность учета фактов хозяйственной жизни, финансовых результатов в соответствии с рабочим планом счетов.

2. Правильность применения метода начисления при ведении учета.

3. Своевременность ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.

4. Правомерность принятия или непринятия первичных учетных документов.

5. Раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о факте финансово-хозяйственной жизни и его оценке в денежном выражении.

6. Указание полной и достоверной информации о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта).

7. Формирование информации на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики) в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования

в средствах массовой информации) согласно законодательству РФ.

8. Сопоставимость данных бухгалтерского учета и сформированной на их основе отчетности.

9. Непрерывность применения плана счетов субъекта учета, требований к структуре аналитического учета, а также соблюдение условий обеспечения сопоставимости показателей учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период) при внесении в них изменений.

10. Отсутствие в бухгалтерском учете информации, содержащей существенные ошибки и искажения, влекущие невозможность обеспечить ее достоверность для использования внешними пользователями.

11. Правильность учета имущества, находящегося в пользовании (управлении, на хранении).

12. Правильность составления и ведения регистров бухгалтерского учета.

13. Соответствие оборотной (оборотно-сальдовой) ведомости, оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета информации, отраженной в главной книге и в бухгалтерской отчетности.

14. Соответствие показателей остатков денежных средств учреждений, отраженных в отчетности, показателям, отраженным на лицевых счетах, открытых в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства, а также на счетах учреждений в рублях и иностранной валюте, открытых в подразделениях ЦБ РФ и в кредитных организациях.

15. Иные вопросы

Проверка своевременности, полноты и достоверности отражения в первичных учетных документах учета фактов хозяйственной жизни

1. Наличие первичных учетных документов, подтверждающих факт хозяйственной жизни субъекта учета.

2. Принятие к учету документов, которыми оформлены исключительно имевшие место факты хозяйственной жизни.

3. Своевременность составления первичных учетных документов о приеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

4. Достоверность отражения в первичных учетных документах информации о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге.

5. Правильность заполнения и полнота граф первичного учетного документа в соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов.

6. Отражение хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета в соответствии с рабочим планом счетов.

7. Иные вопросы

Проверка соблюдения порядка составления и представления бухгалтерской отчетности

1. Соответствие состава отчетных форм, включаемых в состав отчетности, положениям документов.

2. Правильность заполнения отчетных форм и числовых показателей, включаемых в них.

3. Своевременность представления отчетных форм.

4. Соблюдение контрольных соотношений.

5. Соблюдение требований инструкций № 191н*, 33н**, СГС «Отчет о движении денежных средств»***, «Представление отчетности»****, «Бюджетная информация...»*****.

6. Наличие пояснительной записки (ф. 0503160, 0503760) и правильность ее составления.

7. Соответствие между данными бухгалтерского учета и показателями, отраженными в отчетных формах.

8. Соответствие требованиям к внесению исправлений в отчетность по результатам проведения проверки.

9. Соблюдение процедуры представления отчетности.

10. Иные вопросы

Проверка сделок, подлежащих согласованию с учредителем

Соответствие требованиям законодательства РФ при совершении крупных сделок, сделок с заинтересованностью (операциях с аффилированными лицами)

Проверка соблюдения требований к документам учетной политики

1. Соответствие документов учетной политики правилам ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

2. Применение документов учетной политики.

3. Изменение документов учетной политики в текущем финансовом году, раскрытие надлежащим образом в бухгалтерской (бюджетной) отчетности изменений в документах учетной политики, а также причин данных изменений

* Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

** Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

*** Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств», утвержденный Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 278н.

**** Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н.

***** Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный Приказом Минфина РФ от 28.02.2018 № 37н.

Далее подробнее рассмотрим особенности осуществления проверки основных средств и объектов учета аренды.

Каковы особенности проверки основных средств?

Проверка соответствия требованиям нормативных актов.

Бухгалтерский учет объектов основных средств в учреждениях государственного сектора осуществляется в соответствии с СГС «Основные средства» и методическими указаниями Минфина по применению данного стандарта (письма от 15.12.2017 № 02-07-07/84237, от 30.11.2017 № 02-07-07/79257).

При проведении контрольного мероприятия проверяется соблюдение требований указанных нормативных правовых актов, в частности, закреплены ли в учетной политике учреждения:

  • методы начисления амортизации (в зависимости от предполагаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенного в активе);

  • порядок изменения стоимости объектов основных средств (последующая оценка объектов учета основных средств в ходе капитального ремонта, затраты на который подлежат признанию в стоимости объекта основных средств);

  • группы основных средств, стоимость которых необходимо изменить после ремонта;

  • порядок объединения основных средств в один инвентарный объект (при необходимости);

  • порядок начисления амортизации структурной части объекта (при необходимости);

  • порядок определения стоимости безвозмездно полученных нефинансовых активов.

При проверке обращается внимание, отражены ли в составе основных средств материальные ценности, соответствующие критериям активов и находящиеся в пользовании субъекта учета на условиях:

  • лизинга по договорам, условиями которых субъект учета (лизингополучатель) не определен балансодержателем;

  • долгосрочной аренды с правом выкупа;

  • безвозмездного бессрочного (постоянного) пользования субъекта учета;

  • иных арендных отношений, относящихся в соответствии с СГС «Аренда» к финансовой аренде.

Раскрытие информации об основных средствах.

В бухгалтерской отчетности учреждения подлежит раскрытию информация об основных средствах (результатах операций с ними) в соответствии с требованиями СГС «Основные средства», в том числе:

  • методы начисления амортизации;

  • методы определения сроков полезного использования;

  • балансовая стоимость на начало и конец периода;

  • накопленная амортизация в совокупности с суммой накопленных убытков от обесценения основных средств, входящих в соответствующую группу на начало и конец периода;

  • сверка остаточной стоимости на начало и конец периода;

  • дополнительная информация для каждой группы основных средств, установленная п. 52, 56 СГС «Основные средства».

Основные вопросы, подлежащие контролю со стороны проверяющих органов.

В части проверки отражения в учете и отчетности основных средств и операций, с ними связанных, рекомендуется проверять (приложение 2 к Методическим рекомендациям):

  • правильность и своевременность отражения в учете операций по принятию, перемещению, выбытию основных средств;

  • обоснованность отражения в учете операций по выбытию основных средств;

  • наличие фактов необоснованного списания с балансового учета (выявленные недостачи (хищения) объектов основных средств, меры, принятые по установлению виновных лиц, меры, принятые по взысканию ущерба с виновных лиц);

  • обоснованность изменения стоимости основных средств в результате капитальных вложений (достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации (разукомплектации));

  • наличие правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества;

  • правомерность сделок с недвижимым имуществом, их согласование, включая предоставление в аренду;

  • информацию об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и находящихся в процессе государственной регистрации (производится сопоставление с данными, представленными в бухгалтерской отчетности);

  • правомерность сделок с особо ценным движимым имуществом, их согласование, включая предоставление в аренду;

  • факт проведения учреждением инвентаризации в соответствии с действующим законодательством РФ и порядком, установленным в учреждении;

  • факт отражения выявленных в результате проведения инвентаризации излишков и недостачи в регистрах бухгалтерского учета в отчетном периоде, в котором была закончена инвентаризация, и, соответственно, в бухгалтерской отчетности;

  • записи в регистрах бухгалтерского учета, произведенных на основании первичных учетных (оправдательных) документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;

  • правильность и своевременность отражения в учете операций по начислению амортизации на объекты основных средств;

  • соответствие учтенных объектов критериям отнесения к основным средствам, установленным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ;

  • объем, в котором учтены операции приобретения и выбытия объектов основных средств, отражаемые на счетах бухгалтерского учета, а также порядок учета доходов (расходов) при реализации или ином выбытии объектов основных средств;

  • ограничения по владению, пользованию, распоряжению в отношении объектов основных средств (договор доверительного управления, аренды, безвозмездного пользования, концессионное соглашение или иные обременения);

  • операции, связанные со сдачей в аренду объектов основных средств, отражение их в бухгалтерской (бюджетной) отчетности надлежащим образом;

  • оценочные значения, которые применялись объектом контроля при принятии к учету объектов, ранее не отраженных в регистрах бухгалтерского учета.

На какие моменты обращают внимание проверяющие органы?

К ним относятся:

  • принятие к учету документов при отсутствии обязательных реквизитов первичного учетного документа (подписей лиц, ответственных за оформление свершившихся событий);

  • учет объектов основных средств на счетах, предназначенных для учета объектов материальных запасов;

  • учет объектов материальных запасов на счетах, предназначенных для учета объектов основных средств;

  • применение объектом контроля кодов ОКОФ не в соответствии с их перечнем;

  • ввод в эксплуатацию и начисление амортизации на объект основных средств, фактически не находящийся в эксплуатации;

  • учет основных средств, не приносящих экономических выгод или не имеющих полезного потенциала, не предполагающих в дальнейшем получение экономических выгод на балансовых счетах, и, как следствие, начисление на них амортизации;

  • недоначисление амортизации на объекты основных средств;

  • списание расходов на приобретение и установку объекта, входящего в состав основного средства, без принятия к учету объектов основных средств;

  • учет оборудования, входящего в состав здания и не являющегося отдельным инвентарным объектом, на счетах, предназначенных для учета объектов основных средств;

  • принятие на учет объектом контроля жилых и нежилых помещений, а также сооружений при отсутствии зарегистрированного права собственности РФ на них;

  • неверное отражение в учете имущества, переданного или полученного во временное владение и пользование.

Особенности проверки объектов учета аренды

Проверка соответствия требованиям нормативных актов.

Бухгалтерский учет объектов аренды осуществляется с помощью СГС «Аренда» и Методических рекомендаций по применению данного стандарта (письма Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83464, № 02-07-07/83463).

При проведении контрольного мероприятия проверяется соблюдение требований СГС «Аренда» и положений учетной политики.

В силу п. 11 указанного стандарта объекты бухгалтерского учета при получении (передаче) во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования классифицируются:

  • либо в качестве объекта учета операционной аренды;

  • либо в качестве объекта учета финансовой (неоперационной) аренды.

В отношении таких объектов в учетной политике учреждения должны быть закреплены:

  • применяемые способы начисления амортизации относительно групп объектов учета аренды;

  • особенности применения первичных (сводных) учетных документов при отражении операций по объектам учета аренды, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете, при досрочном расторжении договоров пользования, реклассификации объектов учета аренды;

  • порядок проведения инвентаризации объектов учета аренды.

При проверке договоров аренды рекомендуется анализировать своевременность исполнения арендаторами обязательств по данным договорам. При возникновении задолженности по арендным платежам следует обращать внимание на наличие исковых требований к арендаторам и исполнение исковых требований.

Раскрытие информации об объектах аренды в отчетности.

В бухгалтерской отчетности представляется информация о следующих объектах учета аренды (с делением их на краткосрочные и долгосрочные) (п. 31 СГС «Аренда»):

  • права пользования активом;

  • отложенные (предстоящие) доходы от предоставления прав пользования активом;

  • отложенные расходы по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом;

  • дебиторская и кредиторская задолженность пользователя (арендатора).

Дополнительно в пояснениях к отчетности раскрывается информация об объектах учета аренды в соответствии с п. 32 СГС «Аренда».

Сведения об активах и обязательствах в бухгалтерской отчетности представляются развернуто и не подлежат взаимоисключению (взаимозачету).

* * *

Мы ознакомили вас лишь с отдельными рекомендациями Федерального казначейства в отношении проведения проверок в части бухгалтерского учета и отчетности. Необходимо отметить, что примерный перечень вопросов проверки по объектам учета (в том числе основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы, затрат на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг, денежных средств и денежных документов, финансовых вложений, расчетов по доходам и обязательствам, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов) приведен в приложении 2 к Методическим рекомендациям.