Автор: Свинцицкая Александра, аудитор компании «Сальдо Фаворит»

Вы уже предоставили ТТН в ИФНС?
Вы уже предоставили ТТН в ИФНС?

В настоящее время все больше требований приходит не в рамках проведения камеральных проверок, а на основании 93 и 93.1 ст. НК РФ, это позволяет проводить процедуры налогового контроля за рамками установленных сроков. Уже с отчетности за 3 квартал 2018 г. проводятся экстерриториальные проверки, то есть проверки, инициированные не по месту учета налогоплательщика, а из другой ИФНС, которая, возможно, находится в другом регионе.

Требования стандартно содержат список документов и список вопросов по ведению хозяйственной деятельности, практически всегда требуется указать лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции (кто принимал товар, кто инициировал заключение договора, как узнали про контрагента и пр.).

В настоящий момент налогоплательщик, который предоставляет все документы и пояснения в ИФНС, сталкивается с дальнейшим проведением мероприятий налогового контроля, от почерковедческой экспертизы, которую проводит налоговая инспекция, до вызова на опросы/допросы всех сотрудников, указанных в пояснениях. На любые вопросы лучше отвечать без предоставления ФИО сотрудников и их контактных данных. Ведь ИФНС может вызвать и уволенных ранее работников.

Один из «любимых» документов, который стоит в каждом требовании ИФНС, является товарно-транспортная накладная (далее ТТН). Но позвольте, правила документооборота при транспортировке груза и при ведении налогового учета отличаются! Такие документы могут не предоставляться заказчику, если в УПД стоит подпись генерального директора, кроме того в реальной практике, товар принимают по складским накладным, а в дальнейшем бухгалтерия обменивается УПД, которые подписаны непосредственно двумя генеральными директорами.

Добавим немного законодательных норм:

Согласно НК РФ ст. 252. Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Как мы все знаем под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Так ТТН не обязательна для вычета "входного" НДС по товарам, которые вы купили.

Для вычета НДС вы должны оприходовать эти товары по правилам бухгалтерского учета (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). А для этого достаточно иметь любой первичный документ, который подтверждает приобретение товаров и соответствует требованиям ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

Таким документом могут быть:

  • товарная накладная;

  • универсальный передаточный документ;

  • любой другой первичный документ, в котором есть все обязательные реквизиты (ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

У вас вообще может не быть ТТН, если вы не заказывали перевозку товаров (например, перевозку заказал ваш поставщик). И это не должно быть причиной для отказа в вычете (Письмо Минфина России от 30.10.2012 N 03-07-11/461, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 8835/10). Само по себе отсутствие ТТН не может быть поводом для отказа в вычете, когда на то нет других оснований.

Не забудьте, что для вычета НДС также нужно соблюсти другие условия.

На вопрос ИФНС о наличии и хранении товарно-транспортных накладных можно ответить в рамках закона, но не предоставлять их.