Т. Прасолова, журнал «Московский бухгалтер» № 24, декабрь 2008

Проблемы с банковскими счетами компании могут возникнуть не только из-за перебоев в работе кредитной организации, но и по вине самого налогоплательщика. Например, доступ к счетам можно потерять в случае несвоевременной уплаты налогов. Причем нюансов у подобного развития событий – хоть отбавляй.

Вне зоны доступа

Гражданское законодательство оберегает интересы клиентов банков, запрещая кредитным организациям ограничивать каким-либо образом права владельцев счетов на распоряжение находящимися на них денежными средствами (ст. 858 ГК). Однако данные правила не действуют в отношении средств, на которые наложен арест, или в случае так называемого приостановления операций по счету.

Причины приостановления операций по счету названы в статье 76 Налогового кодекса. Так, в соответствии с пунктом 1 указанной нормы подобная мера применятся: во-первых, как обеспечение исполнения решения о взыскании налога или сбора, а во-вторых, как результат непредставления налогоплательщиком декларации в инспекцию в 10-дневный период по истечении установленного для этой процедуры срока.

Что касается последней причины, то ситуация здесь достаточно простая: блокируются все расходные операции по счетам (письмо Минфина от 17 апреля 2007 г. № 03-02-07/1-182). Однако стоит налогоплательщику представить декларацию, как в течение следующего же операционного дня инспекторы отменят свое решение о приостановлении операций по счетам (п. 3 ст. 76 НК).

А вот с заморозкой счета, вызванной нарушением сроков расплаты с бюджетом, все значительно сложнее.

Просроченная оплата

Итак, что касается блокировки счета с целью взыскания задолженности по налогу или сбору, то подобная ситуация вряд ли станет неожиданностью для организации. Дело в том, что возникновение таковой возможно лишь при несвоевременной уплате в бюджет налога или сбора (а с нового года в силу подпункта «а» пункта 8 статьи 1 закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ также пеней и штрафов). Напомним, что процедура изменения сроков, в которые необходимо рассчитываться с бюджетом, четко регламентируется налоговым законодательством. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер (перечень отраслей и видов деятельности, имеющих указанный характер, утвержден постановлением Правительства от 6 апреля 1999 г. № 382);

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов в связи с перемещением товаров через границу России, установленных Таможенным кодексом.

Обратите внимание на то, что с нового года в Налоговом кодексе появится внесенная законом № 224-ФЗ статья 64.1 «Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации». Новая норма позволит варьировать срок уплаты налогов с разрешения главы финансового ведомства, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Вместе с тем, главным налоговым законом устанавливается и перечень обстоятельств, в которых срок уплаты не может быть изменен. Среди таковых оказались ситуации, когда в отношении лица, претендующего на подобные изменения, либо возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, либо проводится производство по делу о налоговом или административном правонарушении в области налогов и сборов, а также таможенному делу в части средств, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации. Кроме того, на получение отсрочки не приходится рассчитывать лицам, подозреваемым в желании воспользоваться указанной поблажкой для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, а то и вовсе планирующим выехать за пределы нашей страны на постоянное жительство (п. 1 ст. 62 НК).

Таким образом, надеяться на благополучное разрешение дела в случае несвоевременной уплаты налогов, например, по причине перебоев в работе банка, в котором находятся средства налогоплательщика, в принципе можно. Однако в законе данное обстоятельство не поименовано (хотя и запрета не содержится), и, как показывает практика, такая вроде бы уважительная причина достаточным оправданием не признается. Следовательно, за опоздания при проведении расчетов с бюджетом налогоплательщик будет наказан рублем: согласно пункту 2 статьи 57 Налогового кодекса, несвоевременное перечисление налогов влечет обязанность по уплате пеней.

Тем не менее, чтобы приостановить операции по счетам налогоплательщика, инспекторам недостаточно одного факта нарушения сроков уплаты налогов. Данной процедуре должно предшествовать направление ревизорами требования об уплате налога, коим является письменное извещение о недоимке, содержащее сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроках уплаты налога, предусмотренных законодательством, и времени, отводимом на исполнение требований, а также мерах по взысканию данных сумм и обеспечению реализации обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком (ст. 69 НК). Если реакции налогоплательщика не последует, то по окончании установленного в требовании периода (но не позднее двух месяцев после его истечения) налоговики принимают решение о взыскании налога (п. 3 ст. 46 НК). Причем если инспекторы упустят данный срок, то требование будет считаться недействительным и взыскать недоимку с налогоплательщика будет возможно лишь в судебном порядке.

Только в том случае, когда перечисленные мероприятия не возымели результата, налоговый орган может вынести решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке (п. 2 ст. 76 НК). Причем нарушение инспекторами хотя бы одного из перечисленных действий дает организациям шанс доказать неправомерность блокировки ревизорами счетов. Правда, через суд. Однако, как показывает арбитражная практика, Фемида благосклонна к налогоплательщикам, и весьма велика вероятность одержать верх в судебном споре над нарушившими установленный законом порядок инспекторами. Так, например, столичные арбитры безоговорочно принимают сторону налогоплательщика, если инспекторы не выносят решение о взыскании налога, прежде чем блокировать счет организации (постановление ФАС Московского округа от 3 июня 2008 г. № КА-А40/4875-08). Аналогичное отношение у московских судей и к тем налоговикам, которые приостанавливают операции по счетам, когда срок для исполнения обязанности по уплате налога по требованиям инспекции не только еще не истек, но еще даже и не начал течь (постановление ФАС Московского округа от 12 мая 2008 г. № КА-А40/3783-08).

Лимит заморозки счета

Еще одним принципиальным моментом является сумма, в пределах которой налоговики могут заблокировать счет. Согласно пункту 1 статьи 76 Налогового кодекса приостановлением операций по счету считается прекращение банком всех расходных операций по нему. Вместе с тем данная законодательная норма кроет в себе два нюанса.

Во-первых, приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых предшествует реализации обязанности по расчетам с бюджетом, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в государственную казну. Напомним, что согласно пункту 2 статьи 855 Гражданского кодекса при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований денежные средства списываются в следующей очередности:

1) удовлетворение по исполнительным документам требований о возмещении вреда, причиненно-го жизни и здоровью, а также о взыскании алиментов;

2) для расчетов (также по исполнительным документам) по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) для расчетов (по платежным документам) по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, а также по отчислениям в Пенсионный фонд, ФСС и ФОМС;

4) платежи (по платежным документам) в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

5) по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

6) по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

При этом статьей 5 закона от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ установлено, что впредь до внесения изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса (в соответствии с постановлением Конституционного Суда от 23 декабря 1997 г. № 21-П) при недостаточности денег на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных бумаг после перечисления платежей, осуществляемых в первую и во вторую очередь.

Таким образом, в случае приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации банк вправе выполнять распоряжения клиента по списанию со счета сумм платежей, очередность исполнения которых предшествует реализации обязанности по уплате налогов и сборов.

Во-вторых, согласно пункту 2 статьи 76 Налогового кодекса, заморозка счета налогоплательщика-организации означает прекращение банком расходных операций в пределах суммы, указанной в решении об их приостановлении. Оговоренная сумма должна быть прописана в соответствующей строке решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или на-логового агента в банке, форма которого утверждена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-19/825.

Таким образом, организация имеет право использовать по своему усмотрению находящиеся на ее счете денежные средства в части, превышающей указанную в решении инспекции о приостановлении операций сумму. Подобный нюанс, кстати говоря, неоднократно подчеркивали и специалисты главного финансового ведомства (письма Минфина от 9 июля 2008 г. № 03-02-07/1-268 и от 26 февраля 2008 г. № 03-02-07/1-74 – с полной версией этих документов вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс).

Пример

ООО «Сигма» не исполнило требование налогового органа по уплате налога, пеней и штрафных санкций в размере 150 000 руб., 4500 руб. и 30 000 руб. соответственно.

После вынесения решения о взыскании налога, за которым со стороны «Сигмы» так и не последовало действий, инспекция приняла решение о приостановлении операций по расчетному счету общества, в котором зафиксировала сумму, подлежащую взысканию, в размере 184 500 руб. (150 000 + 4500 + 30 000).

На момент получения банком решения о приостановлении операций по счетам остаток на счете общества составил 375 000 руб.

Следовательно, «Сигма» вправе распоряжаться средствами на счете в размере 190 500 руб. (375 000 – 184 650).

Обратите внимание, что приостановление налоговиками операций не распространяется на депозитные счета организаций, поскольку юрлица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам (п. 3 ст. 834 ГК).

к сведению

Если налогоплательщик понес урон в результате несвоевременной отмены инспекторами решения о приостановлении операций по счетам в части, превышающей указанную в нем сумму, то на налоговиков возлагается ответственность, предусмотренная статьей 35 Налогового кодекса. При этом причиненные убытки возмещаются за счет федерального бюджета в полном объеме, включая упущенную выгоду (п. 2 ст. 103 НК).