Автор: Ольга Яцало, Руководитель проектов практики Налогов и права АКГ "Деловой Профиль"

Предложения по либерализации существующего валютного законодательства звучали неоднократно и до кардинальных изменений экономических реалий с конца февраля 2022 года. В том числе и от главы Минфина Антона Силуанова, который в 2017 году заявил, что стопроцентный штраф за нарушения валютного законодательства – это «драконовские меры». В последующие годы в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» вносились изменения, отменившие требования о репатриации (получении на счета в российских банках в установленный в контракте срок) валютной выручки для многих категорий валютных резидентов. Они сняли ряд ограничений на совершение валютных операций физическими лицами-резидентами с использованием счетов в иностранных банках, снизили размеры некоторых штрафов.

Однако имевшая место либерализация коснулась не всех норм. Так, размер штрафа за незаконные валютные операции согласно ныне действующей редакции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, к которым относятся, помимо прочего, расчеты, произведенные минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством, до сих пор составляет 75–100% от суммы незаконной валютной операции.

Текущие санкции и ограничительные меры, похоже, ускоряют процесс снижения штрафов, налагаемых в рамках валютного контроля. Законопроект № 943399-8 «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», посвященный корректировке мер ответственности за нарушения валютного законодательства, был внесен в Государственную Думу Правительством РФ 24.03.2022.

Согласно Пояснительной записке к Законопроекту, он направлен на установление пониженных размеров штрафов за административные правонарушения для всех участников внешнеэкономической деятельности за осуществление незаконных валютных операций с действующих 75-100% суммы незаконной валютной операции до 20-40% и за нерепатриацию экспортерами выручки в валюте РФ с действующих 3-10% суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, до 3-5% (за исключением контрактов, связанных с экспортом леса и лесоматериалов). Также Законопроект направлен на устранение неравного подхода в отношении определения размера санкций за аналогичные административные правонарушения для отдельных субъектов правоотношений в валютной сфере, с максимальным размером штрафа на должностных лиц в размере 30 тысяч рублей и исключением положений об особенностях ответственности применительно к профессиональны участникам внешнеэкономической деятельности.

Стоит отметить, что штраф за незаконную валютную операцию по заключенным с нерезидентом договору займа или контракту, предусматривающим оплату в иностранной валюте, не изменился и составляет от 5% до 30% суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках.

Срок подготовки Законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – апрель 2022 года.

В случае его принятия, закон вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.

В условиях текущих санкций и сбоев при осуществлении ВЭД, необходимость в снижении чрезмерно высоких штрафов особенно сильна и актуальна. Соответствующие изменения валютного законодательства ожидаются всеми лицами, осуществляющими такую деятельность, так же, как и изменение подхода государственных органов в части привлечения резидента к ответственности за действия, совершенные не им, а его контрагентом-нерезидентом. Остается надеяться, что резиденты не будут платить штрафы за валютные нарушения, которые они не могли предотвратить в силу независящих от них иностранных санкций, российских ограничительных мер и/или поведения контрагента-нерезидента, и что практика не пойдет по пути привлечения к ответственности в нарушение такого основополагающего принципа права как презумпция невиновности.

Напомним, что данная презумпция действует и применительно к валютным правонарушениям, о чем в 2019 году упоминал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 26.03.2019 N 828-О, указав следующее:

Устанавливая такие специальные правила и ответственность за их [нормы ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»] неисполнение, названные положения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и часть 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 1.5 «Презумпция невиновности» и части 2 статьи 2.1 «Административное правонарушение» данного Кодекса не предусматривают административную ответственность за нарушение правил валютного регулирования при отсутствии вины юридического лица, - она применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, если не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

И хотелось бы, чтобы органы государственной власти трактовали данное правило, применительно как к юридическим, так и физическим лицам, максимально объективно и беспристрастно, вне зависимости от того, что взимаемые с нарушителей валютного законодательства штрафы являются доходами бюджетов. А также, чтобы неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к административной ответственности лица толковались в его пользу, как и предписано ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ (как, например, во встречающихся на практике случаях, когда резиденту вменяется ответственность за нарушение валютного законодательства вследствие действий контрагента-нерезидента).

Как будут рассматриваться случаи нарушения требований валютного законодательства в условиях вводимых санкций и ограничений – покажет практика. Однако необходимо отметить, что 05.03.2022 ФНС России приняла Письмо № ШЮ-4-17/2734@, в котором содержится поручение территориальным налоговым органам с момента получения Письма и до особых указаний приостановить назначение и проведение проверок соблюдения валютного законодательства за исключением проверок, связанных с исполнением положений Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» и Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» в части незаконных валютных операций.

Особое правило вводится в отношении крупнейших налогоплательщиков – по ним проекты актов проверок соблюдения валютного законодательства, в которых содержатся выводы о нарушениях упомянутых выше Указов N 79 и N 81, будут представляться в Управление международного сотрудничества и валютного контроля. Причем «направление субъекту проверки информационного письма с разъяснением о праве ознакомиться с актом проверки и копии акта проверки без его согласования с Управлением не допускается».