Автор: Ермошина Е. Л., редактор журнала
Журнал "Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях" № 4/2020
За неуплату или несвоевременную уплату налогов унитарное предприятие может быть привлечено к налоговой ответственности, а должностные лица – к административной или даже уголовной. В каких случаях наступает та или иная ответственность – вы узнаете из данной статьи.
Налоговая ответственность предприятия как налогоплательщика.
Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога[1] в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) предусмотрена ст. 122 НК РФ. Согласно этой норме производится взыскание штрафа в размере:
-
20 % неуплаченной суммы налога (п. 1);
-
40 % неуплаченной суммы налога – если указанные деяния совершены умышленно (п. 3).
Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает это лицо от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени.
Бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения по ст. 122 НК РФ. В этом случае с плательщика подлежат взысканию пени по ст. 75 НК РФ. Такой вывод сделан в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.
Если налогоплательщик не уплатил налог в установленный срок, но при этом:
-
налог рассчитал правильно – с него взыщут только пени;
-
налог рассчитал неправильно – с него взыщут штраф согласно п. 1, 3 ст. 122 или п. 3 ст. 120 НК РФ, а также пени.
Напомним, что п. 3 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, предусматривает взыскание штрафа в размере 20 % суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
Иными словами, чтобы избежать штрафов в соответствии с нормами п. 3 ст. 120 или п. 1, 3 ст. 122 НК РФ, следует внести исправления в расчет налогов и подать уточненную декларацию.
Внесение изменений в налоговую декларацию и расчеты регулируется ст. 81 НК РФ, в которой предусмотрены случаи, когда налогоплательщик освобождается от ответственности.
Если «уточненка» представлена в ИФНС до истечения срока подачи налоговой декларации, декларация считается поданной в день подачи уточненной декларации.
Согласно п. 3 ст. 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога и до момента, когда налогоплательщик узнал:
-
об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога;
-
либо о назначении выездной налоговой проверки (ВНП).
Как указано в п. 4 ст. 81 НК РФ, налогоплательщик освобождается от ответственности, если «уточненка» представляется в налоговый орган после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога в двух случаях:
-
до момента, когда плательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении ВНП по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
-
после ВНП за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
…как налогового агента.
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, – п. 1 ст. 123 НК РФ.
При этом согласно п. 2 указанной статьи налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной п. 1, при одновременном выполнении следующих условий:
-
налоговый расчет представлен в налоговый орган в установленный срок;
-
в налоговом расчете отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет;
-
налоговый агент самостоятельно перечислил в бюджет сумму налога, не перечисленную в срок, и пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении ИФНС факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.
В случае с налоговыми агентами также применяется положение п. 5 ст. 108 НК РФ, согласно которому лицо, привлеченное к ответственности за совершение налогового правонарушения, не освобождается от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.
Обратите внимание
Налоговые агенты могут избежать ответственности в виде штрафов за неуплату налогов, если представят уточненные расчеты. Согласно п. 6 ст. 81 НК РФ положения, предусмотренные п. 3 и 4 данной статьи, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.
Административная ответственность должностных лиц предприятия.
В силу п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его должностных лиц (при наличии оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
Напомним, что согласно ст. 7 Закона о бухучете[2] ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта (п. 1). Руководитель обязан:
-
либо возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта;
-
либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.
Таким образом, административный штраф будет начислен лицу, ответственному за ведение бухучета, – директору, главбуху или иному должностному лицу организации.
Административную ответственность должностное лицо предприятия несет за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, выразившееся, например, в занижении сумм налогов и сборов не менее чем на 10 % вследствие искажения данных бухгалтерского учета. За это нарушение согласно ст. 15.11 КоАП РФ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. (п. 1). При повторном правонарушении это лицо ждут штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (п. 2). Указанная ответственность наступает и для налогоплательщика, и для налогового агента.
Исходя из смысла п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, если в отношении должностного лица было начато производство по делу об административном правонарушении, а затем было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, административное производство подлежит прекращению.
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Уголовная ответственность предусмотрена:
-
ст. 199 УК РФ – за уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов, подлежащих уплате предприятием, совершенное в крупном или особо крупном размере;
-
ст. 199.1 УК РФ – за неисполнение обязанностей налогового агента.
При этом уголовная ответственность по ст. 199 УК РФ наступает, если неуплата налога произошла по одной из следующих причин:
-
непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых обязательно;
-
включение в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений.
По статье 199.1 УК РФ могут привлечь к ответственности за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих согласно налоговому законодательству исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет.
Частями 1 обеих статей предусмотрен размер уголовной ответственности за неуплату налогов (сборов) в крупном размере, а ч. 2 – за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере (см. таблицу).
Вид уголовной ответственности | Ответственность за неуплату налогов | |
В крупном размере | В особо крупном размере | |
| От 100 000 руб. до 300 000 руб. | От 200 000 руб. до 500 000 руб. |
| За период от 1 года до 2 лет | За период от 1 года до 3 лет* / от 2 до 5 лет** |
+ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью | На срок до 2 лет. На срок до 3 лет или без такового | На срок до 5 лет. На срок до 3 лет или без такового |
| На срок до 6 месяцев | – |
+ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью | На срок до 2 лет. На срок до 3 лет или без такового | На срок до 6 лет. На срок до 3 лет или без такового |
* Относится к ст. 199 НК РФ.
** Относится к ст. 199.1 НК РФ.
В примечаниях 1 к ст. 199 и 199.1 УК РФ установлено следующее.
Крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах 3 финансовых лет подряд 15 000 000 руб.
Особо крупным размером признается сумма, превышающая за период в пределах 3 финансовых лет подряд 45 000 000 руб.
Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное этими статьями, освобождается от уголовной ответственности, если:
-
этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом сообразно НК РФ (примечание 2 к ст. 199 УК РФ);
-
этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом сообразно НК РФ (примечание 2 к ст. 199.1 УК РФ).
К сведению
Пленум ВС РФ в Постановлении от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее – Постановление № 48) дал разъяснения судам в целях обеспечения единообразного применения ими законодательства об уголовной ответственности, в том числе по ст. 199 и 199.1 УК РФ.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией-налогоплательщиком в качестве отчетных за налоговый (отчетный) период. Такими лицами являются (ст. 29 НК РФ):
-
руководитель организации;
-
уполномоченный представитель организации.
Субъектом данного преступления может быть также лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя организации-налогоплательщика (п. 7 Постановления № 48).
В пункте 4 Постановления № 48 отмечено, что к способам уклонения от уплаты налогов относятся:
-
действия, состоящие в умышленном включении в налоговую декларацию (расчет) или иные документы, представление которых в соответствии с НК РФ обязательно, заведомо ложных сведений;
-
бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации (расчета) или иных указанных документов.
Под иными документами, указанными в ст. 198, 199 УК РФ, понимаются предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, региональными законами и нормативными правовыми актами муниципальных образований документы, подлежащие приложению к налоговой декларации (расчету) и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, непредставление которых либо включение в которые заведомо ложных сведений могут служить способами уклонения от уплаты налогов (п. 5 Постановления № 48).
Пленум ВС РФ разъяснил (п. 9 Постановления № 48), что следует понимать под включением в декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений. Это умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов.
Включение в декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться:
-
в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения;
-
в уменьшении действительного размера дохода;
-
в искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода);
-
в искажении данных о времени (периоде) несения расходов, получения доходов и т. п.
К сведению
Согласно ч. 1 ст. 76.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199, 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджету в результате преступления, возмещен в полном объеме.
До недавнего времени лицо освобождалось от ответственности, если ущерб бюджету возмещался до назначения первого судебного заседания по уголовному делу.
26.10.2020 вступил в силу Федеральный закон от 15.10.2020 № 336-ФЗ, который внес изменения в ст. 28.1 УПК РФ. Согласно поправке лицо, впервые совершившее налоговое преступление, может избежать уголовной ответственности за неуплату налога даже в случае, если компенсирует ущерб уже в ходе судебного заседания.
[1] Здесь и далее – также сбора, страховых взносов.
[2] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».