Материал подготовлен: Наталией Голяковой, ведущим экспертом Департамента бухгалтерских услуг «Бейкер Тилли», магистром права

Фабула дела. Сотрудник обратился к работодателю с просьбой предоставить учебный оплачиваемый отпуск для прохождения аттестации в магистратуре, в чем ему было отказано, так как ранее работник уже получил диплом специалиста.

Сотрудник попытался оспорить действия компании в суде.

И первая, и вторая инстанции встали на сторону работодателя. Сделав вывод, что обучение в магистратуре по направлению «Строительство» отличается от указанного в дипломе специалиста Инженер по специальности «Физика и техника оптической связи», а получение второго высшего образования не дает права на учебный отпуск.

Кассация с решением судов согласилась, однако вывод был сделан другой. Квалификация квалификация "дипломированный специалист", присвоенная имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждением высшего профессионального образования до прекращения в Российской Федерации обучения по программам подготовки дипломированного специалиста, приравнивается к квалификации (степени) "специалист".

Магистратура и специалитет отнесены к одному уровню высшего образования. Так как у работника есть диплом специалиста, учебный отпуск ему предоставлять не нужно.

Отметим, ранее суды уже приходили к подобному выводу (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23.12.2019 N 88-2252/2019 по делу N 2-1561/2019).

Основание: Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.07.2020 по делу N 88-16008/2020

Комментарий экспертов Бейкер Тилли

Чтобы разобраться, в чем кроется различие понятий «дипломированный специалист» и «специалист», указанных в определении кассационного суда, хотим обратить внимание, что сложности в трактовании различных ступеней образовательного процесса возник в связи с присоединением России к участию в Болонском процессе.

Свое название "Болонский процесс" получил от итальянского города Болонья, в котором в 1999 году 29 министров европейских стран приняли решение сблизить существующие в Европе системы образования, которая состоит из трех уровней: бакалавриат, магистратура, докторантура.

С 2003 года основные принципы принятой конвенции постепенно начали вводиться в России.

Болонская система образования дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру окончить по другой.

Вместе с тем многие вузы не спешат распространять европейскую систему на обучение в своих заведениях, или вводят ее постепенно на разных факультетах.

Противники реформы говорят: «не хотим готовить лаборантов для Запада».

Таким образом, в России сложилась ситуация, когда одновременно существует две системы образования: старая – классическая (специалитет) и новая – болонская (бакалавриат и магистратура).

Сложность в понимании о необходимости предоставления учебного отпуска у работодателей возникает, когда работник, получив диплом специалиста по «старым правилам», пытается получить отпуск при получении еще одного образования, но уже по новым правилам.

В этом смысле разъяснения Шестого кассационного суда общей юрисдикции являются ценными для работодателей при организации текущей работы с сотрудниками совмещающими работу с обучением.