Автор: Мухин С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Является ли нарушением методологии учета неприменение счета 10634 при закупке ГСМ? С данной ситуацией разбирался Верховный суд (см. Определение от 08.04.2020 № 301-ЭС20-3205 по делу № А82-4448/2019). Рассмотрим далее, какое он вынес решение.

Суть спора

В учреждении проходила проверка УФК, в ходе которой был установлен ряд нарушений, в том числе:

  • оприходование материальных запасов в сумме их фактической стоимости, сформированной при их приобретении, минуя счет 0 106 34 «Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения»;

  • несоответствующее отражение в учете горюче-смазочных материалов (сверх допустимого объема бака) в части местонахождения и хранения материальных запасов (ГСМ) у подотчетных лиц (водителей).

Казначейство отразило в представлении выводы об указанных нарушениях, с которыми учреждение не согласилось и обратилось в суд.

Решение суда

Согласно п. 23 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.

Первоначальной стоимостью нефинансовых активов при их приобретении в результате обменных операций, сооружении или изготовлении (создании) признается сумма фактических затрат с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками. Исключение – приобретение нефинансового актива в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено НК РФ.

Первоначальная стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении (создании) в целях ведения бухгалтерского учета признается их фактической стоимостью.

Фактическая стоимость приобретенных за плату материальных запасов формируется, в частности, с учетом (п. 102 Инструкции № 157н):

  • сумм, уплачиваемых поставщику (продавцу) по договору;

  • затрат, связанных с заготовкой и доставкой материальных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

  • иных платежей, непосредственно связанных с приобретением материальных запасов.

В силу п. 1 ст. 532 ГК РФ при поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

Частью 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Как отмечается судами в ходе рассмотрения материалов дела, учреждение для осуществления деятельности в проверяемом периоде заключило контракты на поставку товаров для государственных нужд. В их числе приобретение моторного топлива, автомобильного бензина и дизельного топлива. Все контракты содержат условие об установленной твердой цене, применяемой в течение всего срока его исполнения.

Товарно-материальные ценности учреждение приняло на учет по цене, установленной контрактами. Дополнительных затрат, которые формировали бы стоимость материалов, не осуществлялось. Все ГСМ были отражены на счетах, показывающих пополнение материальных запасов и расчеты с поставщиками.

Как указал Верховный суд, расчеты за поставленные товары не носили характер вложений (инвестиций) в постепенное создание (приобретение) объектов материальных запасов, улучшение или восстановление их потребительских и эксплуатационных качеств, в связи с чем оснований для внесения сведений о них на счет 0 106 34 у учреждения не имелось. Значит, принятие к учету материальных ценностей на счет 0 105 33 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов – иного движимого имущества учреждения» является правомерным.

Что касается второго нарушения, судьями было отмечено следующее.

Согласно п. 119 Инструкции № 157н аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения, с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями.

Суды установили, что на балансе учреждения в проверяемом периоде имелось четыре автомобиля:

  • два Ford Focus;

  • один Chevrolet NIVA 212300-55;

  • один ВАЗ 217230 Lada Priora.

Объем бака согласно руководству по эксплуатации автомобилей у Ford Focus составляет 55 л, у Chevrolet NIVA – 58 л, у Lada Priora – 44 л.

Учреждение и поставщик ГСМ заключили договор на поставку моторного топлива на сумму 90 000 руб., государственный контракт на поставку автомобильного бензина и дизельного топлива на сумму 276 036 руб. 93 коп., контракт на поставку автомобильного бензина на общую сумму 383 586 руб. 98 коп.

В соответствии с контрактами поставка товаров осуществляется на АЗС, указанных в приложении к контрактам.

Служебные перевозки в учреждении были организованы с обязательным заполнением путевых листов сообразно Приказу Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», которые в соответствии с приказом по организации оформляются для каждого водителя перед началом рабочего дня.

При этом в путевых листах содержатся все необходимые сведения, позволяющие определить расход топлива при осуществлении каждой перевозки, пробег автомобиля, расход горючего, остатки топлива при выезде и возвращении подотчетного лица (водителя). В путевых листах отражен остаток топлива в баке автомобилей и дополнительных канистрах.

Судьями установлено, что в рассматриваемом случае остаток топлива в баках и канистрах на конец года соответствует данным, отраженным на счетах бухгалтерского учета. Указанное количество не превышает объемов баков автомобилей, числящихся на балансе учреждения, а также имеющихся канистр для хранения топлива общим объемом 65 л.

Таким образом, вывод проверяющего органа, отраженный в представлении, неправомерен. Верховный суд отметил, что само по себе нарушение правил хранения материальных запасов (ГСМ) не свидетельствует о нарушении п. 119 Инструкции № 157н, регламентирующей порядок ведения бухгалтерского учета. Следовательно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов у Верховного суда не имеется.

* * *

В заключение укажем следующее. В 2020 году все государственные (муниципальные) учреждения применяют СГС «Запасы». Активы, относящиеся к запасам, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 13 СГС «Запасы»). Из положений п. 19 СГС «Запасы» вытекает, что первоначальная стоимость материальных запасов, приобретенных в результате обменных операций или созданных учреждением, определяется в сумме фактически произведенных вложений. Перечень таких расходов аналогичен перечню, приведенному в п. 102 Инструкции № 157н. Таким образом, в данном случае понятия «фактическая стоимость материальных запасов» и «первоначальная стоимость материальных запасов» схожи. Значит, фактической стоимостью ГСМ будет сумма, уплаченная поставщику при их поставке в учреждение (п. 102 Инструкции № 157н). Поэтому если учреждение осуществляет заправку автомобилей на АЗС, то оно вправе отразить поступление ГСМ на счете 0 105 33 340. Нарушения методологии бухгалтерского учета в данном случае не будет.