Автор: М. Мишанина

Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 3/2016

Типичная ситуация – водитель учреждения, управляя в рабочее время служебным транспортом, нарушил правила дорожного движения (ПДД). Требование по уплате административного штрафа предъявлено владельцу транспортного средства – учреждению. Обязано ли учреждение платить штраф? Если да, то вправе ли оно взыскать потраченные деньги с нарушителя? Может ли сумма уплаченного учреждением штрафа рассматриваться в качестве дохода работника, подлежащего обложению НДФЛ? Надо ли с указанной суммы платить страховые взносы? Какие проводки должны быть сделаны в бюджетном учете?

Ответственность работодателя

Согласно нормам гражданского законодательства работодатель обязан возмещать вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (п. 1 ст. 1068 ГК РФ).

Отметим, что транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих. Поэтому юридические лица, владеющие такими средствами на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортом, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему транспорта и т. п.), обязаны возмещать вред, причиненный ими (ст. 1079 ГК РФ).

Кроме того, ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ предусмотрено, что к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения (в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств, а не водители, в чьи должностные обязанности входит управление ими.

Имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Учреждение владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества. Следовательно, обязанность по уплате административного штрафа за нарушение водителем ПДД возлагается именно на него.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления соответствующего постановления в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

В том случае, когда постановление об административном правонарушении вынесено в пользу водителя транспортного средства, обязанность по уплате штрафа лежит на нем исходя из смысла ст. 32.2 КоАП РФ.

Трудовые отношения

В силу положений ст. 238 ТК РФ работник обязан возмещать работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение или ухудшение состояния наличного имущества работодателя, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Сумма уплаченного учреждением штрафа за нарушение водителем ПДД может быть отнесена к прямому действительному ущербу (Письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1). А при причинении ущерба в результате совершения административного правонарушения на работника возлагается полная материальная ответственность (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Соответственно, возместить ущерб, причиненный учреждению, водитель обязан в полном размере (ч. 1, 2 ст. 242 ТК РФ).

Согласно ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть издано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, а его сумма превышает средний месячный заработок работника, взыскание может осуществляться только судом.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суде.

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20% зарплаты, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ).

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить ущерб полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этой ситуации работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался его выполнить, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

При этом возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Также следует знать, что с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, работодатель имеет право полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника (ст. 240 ТК РФ). Однако право на отказ о взыскании ущерба может быть ограничено собственником имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами учреждения.

Собственником имущества государственного (муниципального) казенного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

НДФЛ и страховые взносы

Налог на доходы физических лиц. По мнению Минфина,если работодатель на основании положений ст. 240 ТК РФ откажется от взыскания с виновного работника причиненного ущерба в сумме расходов на уплату административного штрафа, это приведет к возникновению у работника дохода (экономической выгоды), полученного им в натуральном выражении, подлежащего согласно ст. 41 НК РФ обложению НДФЛ (письма Минфина РФ от 22.08.2014 № 03-04-06/42105, от 10.04.2013 № 03-04-06/1183, от 08.11.2012 № 03-04-06/10-310).

В свою очередь, ФНС придерживается противоположной точки зрения. В письме этого ведомства от 18.04.2013 № ЕД-4-3/7135@ сказано, что сумма уплаченного работодателем административного штрафа за нарушение ПДД не может рассматриваться в качестве дохода работника, подлежащего обложению НДФЛ. Это объясняется тем, что к административной ответственности, установленной ст. 2.6.1 КоАП РФ, привлекается работодатель – собственник транспортного средства, а не работник.

Аналогичная позиция была изложена в Постановлении ФАС МО от 15.03.2006 № КА-А40-1434-06, где рассматривался вопрос о возмещении собственником транспортного средства вреда, который был причинен третьим лицам в результате произошедшего по вине водителей ДТП. Тогда налоговики требовали доначислить НДФЛ, а также пени и штраф за неперечисление и неудержание НДФЛ. Однако судьи указали, что ущерб возмещался исходя из норм ГК РФ не за налогоплательщика, а за саму организацию, являющуюся владельцем транспортных средств. В связи с этим оплата ущерба третьим лицам с точки зрения ст. 211 НК РФ не может расцениваться как доход работников, облагаемый НДФЛ.

Несомненно, позиция ФНС и арбитров для учреждений более выгодна. Однако отказ от удержания НДФЛ с суммы штрафа может привести к спорам с представителями Минфина. Поэтому для получения соответствующих разъяснений рекомендуем вам обратиться с официальным запросом в налоговую инспекцию по месту учета.

Страховые взносы во внебюджетные фонды. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ[1] объектом обложения страховыми взносами для учреждений признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

При отказе от взыскания ущерба с работника за нарушение ПДД никаких выплат в пользу работника учреждение не производит. Соответственно, на сумму уплаченного административного штрафа страховые взносы не начисляются.

Бюджетный учет

Согласно Указаниям № 65н[2] расходы по уплате административного штрафа за нарушение ПДД производятся по виду расходов 853 «Уплата иных платежей» и отражаются в бюджетном учете по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Операции по начислению и перечислению административного штрафа в бюджет отражаются в учете казенного учреждения следующим образом (п. 104, 121 Инструкции № 162н[3]):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражены расходы по уплате административного штрафа

1 401 20 290

1 303 05 730

Перечислен административный штраф в бюджет

1 303 05 830

1 304 05 290

В силу п. 3 ст. 41 БК РФ средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям, являются неналоговыми доходами соответствующих бюджетов. Поэтому средства, поступившие от работника или взысканные с него в счет возмещения причиненного учреждению ущерба, подлежат зачислению в установленном порядке в доход соответствующего бюджета.

Согласно Указаниям № 65н доходы, полученные в виде компенсации затрат государства, относятся на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Операции по возмещению ущерба работником отразятся в бюджетном учете так (п. 86, 92, 104, 108, 111 Инструкции № 162н, п. 365, 367 Инструкции № 157[4]):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена задолженность работника по возмещению причиненного ущерба в сумме уплаченного учреждением административного штрафа

1 209 30 560

1 401 10 130

Денежные средства внесены в кассу учреждения

Отражены суммы, поступившие в возмещение причиненного учреждению ущерба в кассу учреждения

1 201 34 510*

1 209 30 660

Отражено поступление средств на лицевой счет из кассы учреждения

1 210 03 560*

1 304 05 290

1 201 34 610**

1 210 03 660**

Отражено поступление суммы ущерба в доход бюджета:

 

 

а) учреждение наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет

1 210 02 130

1 304 05 290

б) учреждение является получателем бюджетных средств, за которым не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет

1 304 04 130

1 303 05 830

1 303 05 730

1 304 05 290

Денежные средства удержаны из заработной платы работника

Удержана сумма ущерба из заработной платы виновного лица

1 302 11 830

1 304 03 730

Перечислена сумма ущерба, удержанная из заработной платы работника, в доход бюджета

1 304 03 830

1 304 05 211

Отражены суммы, поступившие в возмещение причиненного учреждению ущерба в доход бюджета:

 

 

а) учреждение наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет

1 210 02 130

1 209 30 660

б) учреждение является получателем бюджетных средств, за которым не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет

1 304 04 130

1 303 05 830

1 303 05 730

1 209 30 660

* Одновременно производится запись по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

** Одновременно производится запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Водитель во время исполнения служебных обязанностей на автомобиле, принадлежащем казенному учреждению на праве оперативного управления, нарушил ПДД. Факт административного правонарушения зафиксирован камерой видеонаблюдения, и требование по уплате штрафа предъявлено учреждению. Сумма штрафа составила 1 500 руб. Расходы по его уплате произведены за счет выделенных учреждению на названные цели ЛБО. В последующем ущерб в сумме указанных расходов был возмещен виновным лицом в кассу учреждения и перечислен в доход бюджета. Учреждение является получателем бюджетных средств, за которым не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет.

В бюджетном учете данные операции следует отразить следующими корреспонденциями счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы по уплате административного штрафа

1 401 20 290

1 303 05 730

1 500

Перечислен административный штраф в бюджет

1 303 05 830

1 304 05 290

1 500

Отражена задолженность работника по возмещению причиненного ущерба в сумме уплаченного учреждением административного штрафа

1 209 30 560

1 401 10 130

1 500

Отражены суммы, поступившие в возмещение причиненного учреждению ущерба в кассу учреждения

1 201 34 510

Забалансовый счет 17

1 209 30 660

1 500

Внесена сумма ущерба на лицевой счет учреждения

1 210 03 560

Забалансовый счет 17

1 201 34 610

Забалансовый счет 18

1 500

Поступила сумма ущерба на лицевой счет учреждения

1 304 05 290

1 210 03 560

Забалансовый счет 18

1 500

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме причиненного учреждению ущерба

1 304 04 130

1 303 05 730

1 500

Исполнено обязательство по зачислению в доход бюджета суммы ущерба

1 303 05 830

1 209 30 660

1 500

* * *

В заключение выделим главное. Если нарушение водителем ПДД зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, то к административной ответственности привлекается казенное учреждение – владелец транспортного средства (ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ). Наряду с этим учреждение вправе требовать с нарушителя возмещения ущерба в размере понесенных им на уплату административного штрафа расходов (ст. 238 ТК РФ). И если ущерб работником возмещен, удерживать НДФЛ не нужно. В то же время согласно ст. 240 ТК РФ учреждение может отказаться от своего права взыскать ущерб, и здесь следует учесть возможные налоговые последствия. Минфин считает, что в этом случае у работника возникает экономическая выгода в натуральной форме, которая облагается НДФЛ. Однако ФНС не рассматривает сумму уплаченного организацией административного штрафа в качестве дохода работника, облагаемого НДФЛ. То есть данный вопрос является спорным, и как поступить, решает сам работодатель. При этом отметим, что на сумму уплаченного административного штрафа страховые взносы не начисляются (ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ).


[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[2] Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.