Качество коммунальных услуг оставляет желать лучшего. Эта проблема особенно актуальна с наступлением холодов, когда у фирмы к дополнительным расходам на оплату коммунальных услуг могут прибавиться еще и затраты на судебные тяжбы.
Оценить и задокументировать
Даже когда вина коммунальщиков налицо, выиграть суд непросто. Сложно оформить документы, доказывающие их вину. В качестве примера приведем дело, в котором предприниматель пытался взыскать убытки, ссылаясь на бездействие жилищной организации. Из-за того что она вовремя не починила батареи в квартире одного из жильцов дома, был затоплен склад и испорчены товары. В подтверждение ПБОЮЛ привел акт на их списание, а также отчет оценщика, определявшего размер ущерба. Однако эти доказательства арбитры не приняли, указав, что акт составлен только работниками предпринимателя. Отчет же не соответствовал статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в частности, там не было точной характеристики оцениваемого имущества, а также информации об используемых оценщиком стандартов оценки). Более того, среди представленных ПБОЮЛ документов отсутствовал договор об оценке, правила заключения которого устанавливает статья 10 закона № 135-ФЗ. Так как других доказательств предприниматель не представил, суд он проиграл (постановление ФАС ВСО от 6 октября 2004 г. № А10-1147/04-19-Ф02-4066/04-С2).
ВИКТОРИЯ ЧЕРНАВСКАЯ
КОНСУЛЬТАНТ ПО НАЛОГАМ ООО «ПАЧОЛИ. АУДИТОРСКАЯ КОМПАНИЯ»:
- Заключение профессионального оценщика - наиболее надежное доказательство. Но если в нем выявлены нарушения, то на него нельзя ссылаться в суде. Поэтому фирме следует позаботиться и о других документах, подтверждающих размер причиненного ущерба, то есть цену иска. Ее в любом случае определяет сам истец. Порядок исчисления величины ущерба в настоящее время нормативно не установлен[1].
Наиболее важные документы показаны в таблице.
Таблица. Документы, необходимые для подтверждения ущерба
Документ | Наши комментарии |
Акт о списании товаров | Организации надо провести инвентаризацию, а уж затем составлять акт, причем не один, а сразу два: по форме ТОРГ-15 и форме ТОРГ-16. Первый зафиксирует величину самого ущерба, а второй - списание испорченного товара. Из-за того, что эти документы являются для компании внутренними*, на наш взгляд, незаконно требование суда о том, что в их оформлении должны участвовать не только работники предприятия. Однако в любом случае актов недостаточно, чтобы доказать факт и величину ущерба |
Договор об оценке | Договор между фирмой и оценщиком должен заключаться в письменной форме (ст. 10 закона № 135-ФЗ). Иначе по статье 168 ГК РФ он может быть признан ничтожным, а за ним, в силу статьи 167 ГК РФ, и отчет об оценке |
Отчет об оценке | Отчет оценщиком готовится по правилам статьи 11 закона № 135-ФЗ. Интересно, что в одном споре правильно оформленный отчет арбитры учли, хотя договор был составлен в устной форме (то есть ничтожен). Судьи указали, что доказательствами являются не договоры, а сами акты оценки (постановление ФАС ВВО от 9 июля 2004 г. № А29-4449/2003-3э). Но данное дело, скорее, исключение из правил |
Акт обследования помещения | Он призван подтверждать факт наступления вреда. Для его составления приглашается сотрудник государственной жилищной инспекции**. Вместе с отчетом об оценке акт обеспечивает набор документов, обосновывающих и факт, и размер ущерба. Кроме того, он позволяет выполнить требование о том, чтобы ущерб подтверждался не только представителями фирмы |
* Такой вывод следует из Указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. ** Этой инспекцией решаются вопросы, касающиеся жилищного фонда (п. 5 и 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1086). |
Если отчет неверен, можно предъявить иск к оценщику. По статье 17 закона № 135-ФЗ ответственность оценщика подлежит обязательному страхованию, соответственно убытки будет компенсировать страховщик. Правда, надеяться на полное возмещение не стоит, поскольку минимальный размер страховой суммы официально не введен. Обычно специалисты страхуются на мизерные суммы, чтобы формально соблюсти требования закона, а фирмы получают лишь малую часть возмещения.
Внимание к протоколам
Не смогла победить в суде и компания, пытавшаяся доказать, что по вине жилищной организации пострадал автомобиль (из-за падения льда с крыши). Против нее было использовано несоответствие данных протокола, составленного сотрудниками милиции, и акта осмотра транспортного средства. Кроме того, в документах не указывалась причина повреждения машины, отсутствовали показания очевидцев (постановление ФАС ВВО от 23 июля 2004 г. № А17-156/12).
В спорах может помочь акт осмотра места происшествия, оформленный пострадавшей стороной в произвольной форме. В нем обязательно должны указываться причина составления, сами составители, их подписи и прочее. Чем больше информации, тем выше вероятность, что судьи примут акт в качестве одного из доказательств.
ЛАРИСА КОНДРАШОВА
ЮРИСТ КОМПАНИИ ООО «АУДИТ - ЭСКОРТ»:
- Лучше, если акт о происшествии подготовлен с привлечением представителя виновной организации, а если это невозможно, то с участием иных лиц (свидетелей). Ими могут быть даже случайные прохожие, наблюдавшие происшествие, причем конкретное их количество нигде не установлено. Но чем свидетелей больше, тем лучше. Конечно, в разумных пределах. Подпись каждого из них должна обязательно быть в акте. Также в нем надо указать место жительства этих лиц, чтобы у суда была возможность вызвать их в качестве свидетелей.
В другом процессе судьи сочли виновными коммунальщиков. Последние пытались оспорить дополнительное соглашение к договору, по которому клиент за электроэнергию должен был расплачиваться не деньгами, а встречной поставкой товаров и оказанием услуг. Они указали на то, что договор энергоснабжения является публичным. Значит, его условия должны быть одинаковыми для всех, кто пожелает заключить контракт (ст. 426 ГК РФ). Допсоглашение, как посчитали энергетики, предоставило контрагенту льготы по оплате перед остальными фирмами, поэтому оно ничтожно. Арбитры подобных преимуществ не увидели (постановление ФАС ВВО от 22 июня 2005 г. № А28- 11206/2004-270/2), и мы с ними согласны. По допсоглашению фирма передавала товар на ту же стоимость, как если бы она рассчитывалась деньгами, к ней применялись общие тарифы и сроки оплаты, то есть никаких поблажек нет. Кроме того, пункт 2 статьи 544 ГК РФ говорит, что порядок расчета за энергию может определяться соглашением сторон (договором).
Касаясь документов, добавим, что если организация подпишет с коммунальщиками акт сверки расчетов, арбитры расценят это как признание фирмой своей задолженности. И оспорить размер долга будет трудно. Примером тому может служить постановление ФАС ВСО от 26 октября 2004 г. № А58-3209/03- Ф02-3860/04-С2 и многие другие дела.
Услуги ненадлежащего качества
Некачественное обслуживание - постоянный предмет судебных разбирательств. Например, одна организация отказалась оплачивать поставленную ей энергию, указав, что реальная температура в помещении была ниже договорной. Причем никаких доказательств этому компания не представила. Даже если они были, ненадлежащее исполнение домоуправлением своих обязательств не освобождает предприятие от оплаты коммунальных услуг. Такое утверждение приведено в постановлении ФАС ВВО от 21 сентября 2004 г. № А28-3054/ 2004-74/17. Оно парадоксально, ведь при передаче некачественных товаров можно потребовать уменьшения цены. Так записано в статье 475 ГК РФ. Она распространяется и на соглашения по энергоснабжению, что видно из пункта 5 статьи 454 ГК РФ. Кроме того, возможность оплачивать только фактически поступившую энергию предусмотрена статьей 544 ГК РФ.
РОМАН САКУН
ЭКСПЕРТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «АСТРОПОЛИС»:
- Энергетики получили судебное решение о полной оплате своих недоброкачественных услуг потому, что потребитель не сформировал надлежащим образом доказательную базу и неточно сформулировал просительную часть искового заявления (или возражений на иск). Организации следовало представить доказательства реальной температуры в помещении, экспертное заключение, подтверждающее причинно-следственную связь между реальной температурой и работой исполнителей (отсутствие виновных действий клиента: искусственного охлаждения, специально открытых окон и т. п.). Кроме того, можно обосновать и величину убытков. К ним, в частности, относится стоимость испорченных в результате изменения температуры продуктов, штрафы покупателям за несвоевременную поставку, расходы на добавочное отопление, убытки, связанные с дополнительными затратами времени сотрудников и изменениями темпа финансово-хозяйственной деятельности, судебные издержки. Обязанность возместить убытки предусмотрена статьей 547 ГК РФ, а порядок их определения установлен статьей 15 Гражданского кодекса.
При наличии доказательств организация могла бы, основываясь на ГК РФ, а также на статье 132 АПК РФ, предъявить жилищной организации встречный иск. Иск может быть выставлен и после разбирательства, однако опять же для этого надо иметь веские доказательства допущенных нарушений. Даже когда они есть, энергетики могут попытаться уйти от наказания, заявив, что отключение тепла было вызвано аварией и необходимостью срочно ликвидировать ее последствия. Такая причина может быть признана уважительной, но только если клиент немедленно уведомляется об ограничении или прекращении подачи энергии (п. 3 ст. 546 ГК РФ). Обычно подобные уведомления не присылаются, в результате организация может выиграть дело в суде (пример - постановление ФАС ВВО от 29 июня 2005 г. № А31- 4472/16).
Об уведомлениях нужно помнить и заказчикам, что показывает постановление ФАС СЗО от 26 апреля 2004 г. № А42-5678/03-30. Там говорится о предприятии, которое, не дождавшись уборки территории от ответственной за нее организации, заключило договор с третьей фирмой, а оплату услуг попыталось взыскать с первоначального исполнителя. Компания утверждала, что действует в пользу лица, отвечающего за территорию, но арбитры не восприняли этот аргумент. Ими был учтен пункт 1 статьи 981 ГК РФ, где сказано, что «лицо, действующее в чужом интересе, обязано... сообщить об этом заинтересованному лицу», чего организация не сделала. Если бы было произвольное уведомление (желательно письменное), одобренное домоуправлением, можно было заключить договор, например, поручения (ст. 982 ГК РФ), который стал бы в суде главным доказательством для взыскания понесенных расходов.
спрашивали – отвечаем
Организация приобрела квартиру под офис. В данный момент идет процесс перевода жилого помещения в нежилое. Как следует учитывать коммунальные расходы, в частности оплату электроэнергии: на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» или списывать за счет чистой прибыли?
Станислав Зимин, бухгалтер, г. Москва
Ярослав Кулибаба
генеральный директор ООО «РЕАЛ-АУДИТ» (г. Москва):
- Такие расходы не увеличат первоначальную стоимость имущества, поскольку они связаны не с приобретением, а с его содержанием. Поэтому использование счета 08 в данной ситуации неправомерно. Эти затраты можно считать направленными на получение доходов, поэтому коммунальные платежи и в бухгалтерском, и в налоговом учете следует отразить в составе прочих. Отметим, Минфин России в письме от 2 июня 2005 г. № 03-03-01-04/3/6 рассмотрел лишь налоговый учет и пришел к совершенно иному выводу. Финансисты забывают, что квартира приобретена для использования в работе, и утверждают, что до перевода помещения в нежилое затраты по его содержанию (коммунальные, текущий ремонт) назвать экономически оправданными нельзя. Помещение не используется в деятельности, направленной на получение дохода, поэтому чиновники считают, что затраты следует списывать за счет чистой прибыли.
[1] Есть рекомендуемые условия снижения оплаты, прилагаемые к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1099. Но они не вводят четкого порядка исчисления потерь и предназначены для граждан.