Покупатель-должник (ООО) и продавец-кредитор (ООО) на ОСНО и не являются взаимозависимыми лицами. Каким образом в бухгалтерском и налоговом учете отражается прощение долга у покупателя-должника и продавца-кредитора? Какими документами оформляется операция по прощению долга?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для прощения долга кредитору (поставщику) следует оформить и направить должнику (покупателю) соответствующее уведомление. Наряду с этим прощение долга может быть оформлено и посредством заключения между ними соглашения о прощении долга.
В связи с прощением долга должник (покупатель) должен признать в налоговом и бухгалтерском учете соответственно внереализационный и прочий доход. Кредитор (поставщик) в данном случае сможет признать сумму прощенного долга в расходах только в бухгалтерском учете.
Операция по прощению долга не влияет на налоговые обязательства должника (покупателя) и кредитора (поставщика) по НДС.
Обоснование вывода:
Оформление прощения долга
Обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора (п. 1 ст. 415 ГК РФ). В результате прощения долга возникает ситуация, когда должник сохраняет за собой все полученное по сделке при отсутствии какого бы то ни было встречного предоставления в адрес кредитора.
Обязательство считается прекращенным с момента получения должником уведомления кредитора о прощении долга, если должник в разумный срок не направит кредитору возражений против прощения долга (п. 2 ст. 415 ГК РФ). То есть для прощения долга кредитору следует оформить и направить должнику соответствующее уведомление.
Наряду с этим прощение долга может быть оформлено и посредством заключения между кредитором и должником соглашения о прощении долга (п. 2 ст. 421 ГК РФ).
Более подробно с юридическими особенностями данной сделки можно ознакомиться в материале: Энциклопедия решений. Прощение долга.
Налог на прибыль организаций
При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (далее - Налог) учитываются, в частности, внереализационные доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям (за рядом исключений, неактуальных для организации-должника в рассматриваемой ситуации) (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 248, п. 18 ст. 250, пп. 1, 4 ст. 271, п. 1 ст. 274 НК РФ). Данная норма применяется и при списании кредиторской задолженности на основании соглашения о прощении долга, что следует, например, из писем Минфина России от 07.03.2019 N 03-03-06/1/14970, от 12.09.2017 N 03-03-06/1/58668, от 11.09.2015 N 03-03-06/2/52381.
Таким образом, поскольку оснований для применения организацией-должником в данном случае положений ст. 251 НК РФ, освобождающей отдельные доходы от налогообложения, не усматривается, она должна признать при формировании налогооблагаемой прибыли сумму списанной (прощенной) задолженности по оплате поставленных товаров (по факту списания (прощения) долга).
Заметим, что сумма прощенного долга включается в состав доходов с учетом сумм предъявленного поставщиком НДС (постановление АС Западно-Сибирского округа от 14.10.2019 N Ф04-4250/19 по делу N А81-597/2019).
Что касается организации-кредитора, то норм, прямо позволяющих признавать в составе расходов в налоговом учете сумму списанной (прощенной) дебиторской задолженности, глава 25 НК РФ не содержит.
Официальная точка зрения заключается в том, что убытки, полученные от операции прощения долга, не могут быть учтены при определении налоговой базы по Налогу (смотрите, например, письма Минфина России от 22.05.2018 N 03-03-06/1/34203, от 12.09.2016 N 03-03-06/2/53125, от 18.03.2011 N 03-03-06/1/147).
Вместе с тем Президиум ВАС РФ допускает возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли организации-кредитора на сумму прощенной покупателю задолженности при условии выполнения общих требований п. 1 ст. 252 НК РФ, в частности, если такие действия направлены на получение дохода (постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 2833/10).
Из условий анализируемой ситуации не прослеживается, что действия по списанию (прощению) задолженности экономически обоснованы и направлены на получение дохода, а потому мы не видим оснований для признания организацией-кредитором соответствующих сумм задолженности в составе расходов в налоговом учете (п. 49 ст. 270 НК РФ). Иную точку зрения она должна быть готова отстаивать в споре с налоговым органом.
Обращаем внимание, что оснований для корректировки поставщиком и покупателем показателей соответственно выручки и стоимости приобретения товаров в налоговом учете в связи с прощением долга не имеется.
Отметим также, что п. 1 ст. 54.1 НК РФ не допускает уменьшения налогоплательщиком налоговой базы в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
НДС
В связи со списанием (прощением) долга у организации-должника, равно как и у организации-кредитора, не возникает объекта налогообложения по НДС, а потому и обязанности по начислению и уплате данного налога (п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 146 НК РФ).
Если организация-должник принимала к вычету НДС, предъявленный поставщиком товаров, заметим, что нормы главы 21 НК РФ (ст. 171, 172 НК РФ) не ставят возможность применения налогоплательщиками вычета НДС, предъявленного продавцом товаров, в зависимость от факта оплаты последних.
Кроме того, положения п. 3 ст. 170 НК РФ, равно как и иные нормы главы 21 НК РФ, не обязывают налогоплательщиков восстанавливать ранее правомерно принятые ими к вычету суммы НДС в связи с последующим списанием (прощением) долга.
Таким образом, считаем, что организация-должник в данном случае не должна начислять или восстанавливать НДС, равно как и "снимать" ранее примененный вычет.
С позиции организации-кредитора в данном случае также не просматривается каких-либо налоговых последствий по НДС, связанных, в частности, с корректировкой сформированных при отгрузке товаров налоговых обязательств (дополнительно смотрите определение КС РФ от 12.05.2005 N 167-О), а также с возможностью применения налогового вычета (смотрите ст. 171 НК РФ).
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено.
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете в силу пп. 2, 4, 8, 10.6 и 16 ПБУ 9/99 "Доходы организации" на дату списания (прощения) долга организация-должник должна отразить прочий доход в сумме прощенного долга с одновременным прекращением обязательства перед кредитором, что отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом (смотрите План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94):
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы".
Аналогичным образом организация-кредитор на дату списания (прощения) долга отразит в бухгалтерском учете прочий расход с одновременным прекращением обязательства должника (пп. 2, 4, 5, 12, 16-18 ПБУ 10/99):
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Если кредитор применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" и не учитывает указанный расход при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, то может возникнуть необходимость в отражении в бухгалтерском учете постоянного налогового расхода в величине, определяемой как произведение суммы прощенной задолженности на ставку налога на прибыль (пп. 4, 7 данного ПБУ):
Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль".
Обращаем внимание, что оснований для корректировки поставщиком и покупателем показателей соответственно выручки и стоимости приобретения товаров в бухгалтерском учете в связи с прощением долга не имеется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина
Ответ прошел контроль качества
1 марта 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.