ООО "Небо"

Если контрагенты не платят, то появляется дебиторская задолженность. Многие думают, что долги можно вернуть только с помощью суда, но это не совсем так. Аналитик по дебиторской задолженности Алена Дивногорцева рассказывает порядок действий, который помогает добиться оплаты и без этого.

Какие виды дебиторской задолженности бывают?

Дебиторка бывает двух видов:

  • В рамках договора. Например, компания заключила с контрагентом соглашение об отсрочке платежа. В некоторых сферах такой срок доходит до 180 дней. Если сроки не вышли, то такую дебиторскую задолженность считают нормальной.

  • Просроченная. Если сроки вышли, а денег не заплатили, то дебиторка становится проблемой. У бизнес появляется угроза не заплатить по своим обязательствам.

Как не допустить просроченную дебиторскую задолженность?

В первую очередь внимательно выбирайте партнеров. Заранее посмотрите, стоит ли сотрудничать с компанией:

  • Проверка контрагента. Предприниматели могут использовать бесплатные сервисы для заказа ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Данные покажут, что фирма не однодневка и выполняет обязательства.

  • Сайты ФССП и арбитражных судов. Это поможет узнать, нет ли в отношении контрагентов решений судов и взысканий. Если 5-6 других компаний возвращают деньги с помощью судов, то вряд ли стоит сотрудничать с такой фирмой. Кроме этого, убедитесь, что компания не проходит процедуру банкротства. 

Алена Дивногорцева, аналитик по дебиторской задолженности:

«Если у вас небольшая компания без штата юристов и бухгалтеров, то проверить контрагентов можно и  самостоятельно. Если появились сомнения, то отказывайтесь сотрудничать или заключайте договор о предоплате или частичной оплате. Так вы избежите рисков». 

Что делать, если появилась просроченная дебиторка?

Не каждый предприниматель вовремя замечает, что у него появилась просрочка. В крупных компаниях работают аналитики по дебиторской задолженности, которые отслеживают каждого контрагента. В небольших компаниях это делает сам собственник.

Алена Дивногорцева, аналитик по дебиторской задолженности: 

«Я использую разные сервисы и программы, чтобы отслеживать платежи контрагентов. Но для небольшого бизнеса хватит и Excel. В нем удобно отслеживать платежи со стороны контрагентов».

Если увидели, что компания задержала оплату, то не стоит сразу бить тревогу и обращаться в суд. Для начала нужно выполнить ряд действий.

Звонок в течение 3-5 дней

Выясните, почему контрагент не перевел деньги. Возможно, директор уехал в отпуск и не подписал документы, а без него оплатить не получится. В крупных компаниях большая цепочка согласований и бывает, что счет на оплату подписывают неделю. Сотрудники могли просто потерять документы. А государственные компании просто неповоротливые. То есть существует куча причин для задержки оплаты.

Но в этом случае необходимо попросить гарантийное письмо, что компания оплатит счет до определенного числа. Это не только ваше спокойствие, но и серьезное доказательство в суде, так как оно считается признанием долга. Обычно на этом этапе 75 % компаний переводят деньги. Если на той стороне отказываются дать гарантийное письмо, то можно сразу переходить к следующему этапу.

Претензионное письмо

Итак, вы не получили деньги, несмотря на гарантийное письмо. Приходит время для написания претензионного письма. По закону его отправляют, если оплата не поступила в течение 30 дней. Но в договоре можно прописать другие правила. Например, что претензию составят, если оплата не поступила через 10 дней.

Перед отправкой лучше позвонить директору, главбуху или сотруднику, который с вами работает. Нужно предупредить контрагента, что вы отправляете претензионное письмо. Если с той стороны нет движений, то письмо подписывает гендиректор и отправляет в суд Почтой России. 

В претензионном письме можно указать не только сумму долга, но и добавить пени или работу адвоката. Пени рассчитывается с помощью калькулятора пеней по договору. На этом этапе оплату проводят еще 10-15 % контрагентов.

Алена Дивногорцева, аналитик по дебиторской задолженности:

«В некоторых компаниях действуют правила, что договор оплачивают после претензионного письма. В Москве и области это встречается часто. Поэтому важно предупредить, что вы обращаетесь в суд».

Исковое заявление в суд

Это самый крайний случай, но иногда приходится это делать. В исковом заявлении нужно указать суть претензии и приложить все доказательства долга. Это гарантийное письмо, акты, накладные, договор. Приготовьтесь, что на рассмотрение дела уйдет от 3 до 6 месяцев.

Если суд вынес решение в вашу пользу, то не обязательно идти к судебным приставам. Сегодня можно отправить решение суда в банк, которым пользуется контрагент. Банк по этому решению арестует счета и снимет деньги в вашу пользу. 

Что важно в работе с дебиторской задолженностью?

Практически каждый предприниматель встречается с этим, но не каждый правильно действует. Поэтому  выполняйте эти правила, чтобы избежать проблем:

  • Проверяйте контрагентов. Старайтесь сотрудничать с компаниями, которые выполняют свои обязательства.

  • Ведите переговоры. Выясните причины, почему компания не платит долг. Может быть человеческий фактор или кризисные моменты. Всегда можно договориться, что оплату внесут частями или к определенному сроку.

  • Внимательно работайте с документами. Подписывайте договоры, акты, накладные, чтобы на руках были доказательства, что вам должны.

Ну и самое главное следите, чтобы просрочка не стала сюрпризом. Составьте алгоритм работы с дебиторкой, чтобы знать, когда вам должны заплатить, кого надо поторопить или узнать причины неуплаты.