Автор: М. Мишанина
Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 2/2017
Под авансом принято понимать предоплату в виде денежной суммы, которая перечисляется заказчиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Из данной статьи вы узнаете об особенностях установления казенными учреждениями в 2017 году размера авансовых платежей по госконтрактам, а также о специфике отражения в бюджетном учете операций по перечислению, зачету и возврату аванса.
Размеры авансов в 2017 году.
Предельные размеры авансовых платежей, которые получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, ежегодно утверждаются Правительством РФ. С 01.01.2017 они определены п. 42 Постановления Правительства РФ № 1551 и составляют до 30%, свыше 30%, от 30 до 80%, до 100% суммы договора (госконтракта).
Рассмотрим, в каких случаях устанавливаются соответствующие размеры авансов.
Размеры авансов |
Условия договора (госконтракта) |
До 30%* |
– поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг; – выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ на сумму, не превышающую 600 млн руб. Если сумма превышает 600 млн руб., то последующее авансирование выполняемых |
|
работ осуществляется после подтверждения выполнения работ в объеме произведенного аванса (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (госконтракта)) |
Свыше 30% |
– поставка товаров, выполнение работ (за исключением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции), оказание услуг; – перечисление аванса на счет исполнителя, открытый ТОФК в подразделениях ЦБ РФ |
От 30 до 80% |
– выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции; – перечисление аванса на счет исполнителя, открытый ТОФК в подразделениях ЦБ РФ; – получение до проведения закупки от Минпромторга подтверждения о соответствии договора (госконтракта) целям импортозамещения технологической продукции |
До 100% |
– оказание услуг связи; – подписка на печатные издания и их приобретение; – обучение на курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной переподготовки; – участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях; – проведение госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; – проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета; – приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение; – обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств; – аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки); – проведение мероприятий по тушению пожаров |
* Если иное не установлено законодательством РФ (в том числе Постановлением Правительства РФ № 1551, а также федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Правительства РФ).
Получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств (п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому сумма авансовых платежей по договорам, контрактам не должна превышать установленные лимиты по соответствующему коду бюджетной классификации РФ.
Запрет авансовых платежей.
Для получателей средств федерального бюджета установлен запрет на осуществление авансовых платежей при заключении договоров (госконтрактов) о поставке отдельных товаров, об оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый распоряжением Правительства РФ (п. 42 Постановления Правительства РФ № 1551). Речь идет о товарах, услугах, поименованных в Распоряжении Правительства РФ № 737‑р, срок поставки (оказания) которых превышает 30 дней со дня заключения договора (госконтракта).
В соответствующий перечень включены товары и услуги массового потребления, такие как белье и одежда, канцтовары, моющие и стиральные средства, осветительные устройства, портативные компьютеры, различная аппаратура для телефонной, телеграфной, видео связи, телевизоры, автомобили, услуги обычному (текущему) техническому обслуживанию и ремонту транспорта, а также по ремонту компьютеров, периферийного и коммуникационного оборудования, мебели.
Бюджетный учет авансов.
Для учета авансов, перечисленных казенным учреждением в счет оплаты товаров, работ, услуг, используют счет 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (п. 204 Инструкции № 157н, п. 79 Инструкции № 162н).
Операции по указанному счету отражаются в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071). Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов по соответствующим суммам выданных авансов в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) (п. 205, 206 Инструкции № 157н).
Приведем основные корреспонденции счетов, которыми оформляются операции по перечислению, зачету и возврату ранее произведенных авансовых платежей (п. 49, 80, 104, 111 Инструкции № 162н):
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Перечисление авансовых платежей |
||
Перечислен аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг): |
1 206 хх 560 |
|
– со счета, открытого в ОФК |
1 304 05 ххх |
|
– со счета, открытого в кредитной организации в рублях |
1 201 21 610 |
|
– со счета, открытого в кредитной организации в иностранной валюте* |
1 201 27 610 |
|
Зачет авансовых платежей |
||
Зачтены обязательства по полученным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) в счет перечисленной ранее предварительной оплаты |
1 302 xx 830 |
1 206 xx 660 |
Возврат ранее произведенных авансовых платежей |
||
Возвращены авансовые платежи, произведенные в текущем финансовом году (восстановление расходов текущего года): |
|
1 206 хх 660 |
– на счет, открытый в ОФК |
1 304 05 ххх |
|
– на счет, открытый в кредитной организации в рублях |
1 201 21 510 |
|
– на счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте* |
1 201 27 510 |
|
– в кассу учреждения |
1 201 34 510 |
|
Возвращены авансовые платежи, произведенные в прошлые финансовые годы: |
|
|
а) на счет, открытый в ОФК |
1 304 05 ххх |
1 206 хх 660 |
б) в кассу учреждения |
1 201 34 510 |
|
в) напрямую в доход бюджета: |
|
|
– отражение в учете учреждения-администратора доходов бюджета |
1 210 02 130 |
1 206 хх 660 |
– отражение в учете учреждения-администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет |
1 304 04 ххх 1 303 05 830 |
1 303 05 730 1 206 хх 660 |
Перечислены авансовые платежи, произведенные в прошлые финансовые годы, в доход бюджета: а) со счета, открытого в ОФК: |
|
|
– отражение в учете учреждения-администратора доходов бюджета |
1 210 02 130 |
1 304 05 ххх |
– отражение в учете учреждения-администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет |
1 304 04 ххх 1 303 05 830 |
1 303 05 730 1 304 05 ххх |
б) из кассы учреждения: |
|
|
– отражение в учете учреждения-администратора доходов бюджета |
1 210 03 560 1 304 05 ххх 1 210 02 130 |
1 201 34 610 1 210 03 660 1 304 05 ххх |
– отражение в учете учреждения-администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет |
1 210 03 560 1 304 05 ххх 1 304 04 ххх 1 303 05 830 |
1 201 34 610 1 210 03 660 1 303 05 730 1 304 05 ххх |
* Дебиторская задолженность по выданным в иностранной валюте авансам одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и рублевом эквиваленте на дату авансовых выплат (п. 203 Инструкции № 157н).
** Возвращенная сумма аванса в иностранной валюте подлежит переоценке по курсу ЦБ РФ на дату возврата. При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года, полученный от переоценки активов (п. 203 Инструкции № 157н).
Рассмотрим, как применяются указанные бухгалтерские записи на практике.
Казенное учреждение заключило договор на оказание транспортных услуг на сумму 80 000 руб. Организации-перевозчику перечислен аванс в размере 30% суммы договора. Услуги по транспортировке груза оказаны.
В соответствии с Указаниями № 65н расходы по оплате транспортных услуг относятся на вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражаются в бюджетном учете по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.
В бюджетном учете формируются следующие проводки:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Перечислен аванс перевозчику (80 000 руб. х 30%) |
1 206 22 560 |
1 304 05 222 |
24 000 |
Отражены расходы в размере стоимости оказанных транспортных услуг |
1 401 20 222 |
1 302 22 730 |
80 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс |
1 302 22 830 |
1 206 22 660 |
24 000 |
Произведен окончательный расчет с перевозчиком ((80 000 - 24 000) руб.) |
1 302 22 830 |
1 304 05 222 |
56 000 |
В декабре прошлого года казенное учреждение перечислило поставщику аванс по контракту на поставку материальных запасов в сумме 120 000 руб. В январе текущего года в связи с невозможностью исполнения поставщиком контракта сумма ранее перечисленного аванса возвращена на лицевой счет учреждения и в последующем перечислена в доход бюджета. Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету доходов. Полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет закреплены за вышестоящим органом государственной власти.
В силу Указаний № 65н расходы на приобретение материальных запасов относятся на вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражаются в бюджетном учете по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
В бюджетном учете производятся следующие корреспонденции счетов:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
В учете казенного учреждения |
|||
Декабрь |
|||
Перечислен аванс по контракту поставщику материальных запасов |
1 206 34 560 |
1 304 05 340 |
120 000 |
Отражено заключение показателей по итогам финансового года на сумму аванса, перечисленного поставщику |
1 304 05 340 |
1 401 30 000 |
120 000 |
Январь |
|||
Отражен возврат поставщиком суммы ранее перечисленного учреждением аванса |
1 304 05 340 |
1 206 34 660 |
120 000 |
Отражена задолженность по перечислению суммы возврата дебиторской задолженности прошлого года в доход бюджета (на основании извещения (ф. 0504805)) |
1 304 04 130 |
1 303 05 730 |
120 000 |
Отражено перечисление суммы возвращенного аванса в доход бюджета |
1 303 05 830 |
1 304 05 340 |
120 000 |
В учете органа государственной власти |
|||
Январь |
|||
Отражена задолженность перед бюджетом в сумме возврата дебиторской задолженности прошлого года (на основании извещения (ф. 0504805)) |
1 303 05 830 |
1 304 04 130 |
120 000 |
Отражено поступление суммы возвращенного аванса в доход бюджета |
1 210 03 130 |
1 303 05 730 |
120 000 |
Что касается сумм перечисленных учреждением предварительных оплат, не возвращенных контрагентами в случае расторжения договоров (контрактов), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда), то они должны учитываться на счете 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п. 220, 221 Инструкции № 157н). В этом случае операции по переводу остатков со счета 1 206 00 000 на счет 1 209 30 000 будут отражаться следующим образом (п. 86 Инструкции № 162н):
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Отражены суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателям авансовых платежей по произведенным предварительным оплатам, не возвращенным контрагентами в случае расторжения договоров (контрактов), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда) |
1 209 30 560 |
1 206 хх 660 |
В конце прошлого года казенное учреждение заключило договор на прохождение сотрудниками в январе 2017 года профессиональной переподготовки на сумму 30 000 руб. и произвело предоплату по нему в размере 100%. Обязательства по договору не были исполнены в оговоренный срок, велась претензионная работа.
Согласно положениям Указаний № 65н расходы на оплату услуг по переподготовке сотрудников относятся на вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражаются в бюджетном учете по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
В бюджетном учете формируются следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Декабрь |
|||
Перечислена 100%-я предоплата по договору на прохождение сотрудниками профессиональной переподготовки |
1 206 26 560 |
1 304 05 340 |
30 000 |
Отражено заключение показателей по итогам финансового года на сумму аванса, перечисленного исполнителю услуг |
1 304 05 340 |
1 401 30 000 |
30 000 |
Январь |
|||
Отражены суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателю аванса, перечисленного в прошлом году |
1 209 30 560 |
1 206 26 660 |
30 000 |
* * *
В заключение кратко сформулируем выводы:
- в 2017 году получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать авансовые платежи по договорам (госконтрактам) в следующих размерах, установленных п. 42 Постановления Правительства РФ № 1551: до 30%, свыше 30%, от 30 до 80%, до 100%;
- не допускается производить авансирование по договорам (госконтрактам) о поставке товаров, об оказании услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ № 737‑р, если срок их поставки (оказания) превышает 30 дней со дня заключения договора (госконтракта);
- расчеты по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (госконтрактов) авансам учитываются на счете 1 206 00 000;
- при невозможности исполнения договора (госконтракта) сумма ранее перечисленного аванса возвращается контрагентом. При этом поступившие авансовые платежи, произведенные в текущем финансовом году, учитываются как восстановленный кассовый расход текущего года, а в прошлые финансовые годы перечисляются в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;
- суммы перечисленных учреждением авансов, не возвращенных контрагентами в случае расторжения договоров (госконтрактов), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы отражаются на счете 1 209 30 000.