ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Принимая во внимание особенности определения налоговой базы участниками договора доверительного управления имуществом, установленные статьей 276 НК РФ и рассмотренные в разделе, следует также учесть порядок налогообложения, предусмотренный в отношении операций с ценными бумагами.

ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОЦЕНТОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЦЕННЫМ БУМАГАМ, ПЕРЕДАННЫМ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ

Принцип определения процентного дохода по государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также муниципальным ценным бумагам введен в статье 281 НК РФ. Таким доходом признается доход, заявленный (установленный) эмитентом соответствующих ценных бумаг, в виде процентной ставки к их номинальной стоимости. В случае если по ценным бумагам процентная ставка не установлена, доход рассчитывается как разница между номинальной стоимостью и стоимостью первичного размещения данной ценной бумаги. Эта стоимость исчисляется как средневзвешенная цена на дату признания соответствующего выпуска ценных бумаг размещенным согласно установленному порядку.

Как следует из статьи 281 НК РФ, налогообложение процентов, начисленных за время нахождения государственной и муниципальной ценной бумаги в собственности налогоплательщика, осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены главой 25 НК РФ. Следует принять во внимание, что порядок, установленный пунктом 5 статьи 286 НК, в части самостоятельного исчисления и уплаты налога с таких доходов, применяется только в отношении определенных видов ценных бумаг.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 года №925 «О дополнительных полномочиях Министерства финансов Российской Федерации» Минфин России уполномочен доводить до сведения налогоплательщиков информацию о видах государственных и муниципальных ценных бумаг, по которым не представляется возможным определить у источника доходов сумму дохода, подлежащего налогообложению.

Приказом Минфина России от 05.08.2002 года №80н утвержден Перечень государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода, включающий:

1) облигации федеральных займов;

2) государственные краткосрочные бескупонные облигации;

3) облигации государственного сберегательного займа РФ;

4) облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа;

5) государственные ценные бумаги субъектов РФ, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ, указанных в пункте 1 - 4 Перечня;

6) муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ, указанных в пункте 1 - 4 Перечня.

При этом порядок ведения налогового учета доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам установлен пунктами 5 - 7 статьи 328 НК РФ.

Следуя положениям статьи 276 НК РФ, плательщиком налога по доходам, полученным в результате доверительного управления имуществом, является учредитель доверительного управления или выгодоприобретатель, в пользу которого заключен договор доверительного управления.

При этом доверительный управляющий может выступать в качестве налогового агента по условиям договора доверительного управления, то есть удерживать налог у источника выплаты процентного дохода (накопленного купонного дохода) по государственным и муниципальным ценным бумагам, только в определенных законодательством случаях, а именно:

- если владельцем ценных бумаг, переданных в доверительное управление, являются физические лица или иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в Российской Федерации;

- если процентный доход по условиям договора назначен в пользу выгодоприобретателя, являющегося физическим лицом или иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации.

Согласно вышеуказанной статье, доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы.

Напоминаем, что в случае применения учредителем управления при определении доходов и расходов метода начисления, сумма процентов, полученная им (причитающаяся ему) по государственным и муниципальным ценным бумагам, признается доходом на одну из следующих дат:

- на дату реализации ценной бумаги,

- на дату выплаты таких процентов (погашения купона) в соответствии с условиями эмиссии,

- на последнюю дату отчетного периода.

При осуществлении операций с государственными и муниципальными ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, при реализации которых в цену сделки включается накопленный процентный (купонный) доход, следует руководствоваться положениями пункта 7 статьи 328 НК РФ.

При условии использования кассового метода для признания доходов и расходов в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль проценты признаются полученными на дату поступления денежных средств.

Основанием для включения таких сумм в состав доходов, полученных в виде процентов, является выписка банка о движении денежных средств на банковских счетах.

Если в цену реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, включается накопленный купонный доход, сумма дохода в виде процентов определяется с учетом положений пункта 6 статьи 328 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 284 НК РФ налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в подпункте 2 этой же нормы), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, взимается по ставке 15 процентов.

Как следует из пункта 2 статьи 274 НК РФ, в этом случае налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ (24 процента), определяется налогоплательщиком отдельно. Кроме того, по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, необходимо вести раздельный учет доходов (расходов).

Сроки уплаты установлены пунктом 4 статьи 287 НК РФ. Требование указанной нормы произвести уплату налога на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых из цены сделки исключается накопленный купонный (процентный) доход, в течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход.

Исходя из вышесказанного, налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам уплачивается учредителем доверительного управления не позднее 10 дней по окончании месяца, на последний день которого управляющий сообщил (должен был сообщить в соответствии с требованиями статьи 276 НК РФ) учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о начисленном (полученном) процентном доходе по государственным ценным бумагам, облагаемом по ставкам, установленным в пункте 4 статьи 284 НК РФ.

 

ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ, ПЕРЕДАННЫМ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аналогично рассмотренному выше порядку, доверительный управляющий выступает в качестве налогового агента и обязан удержать налог у источника выплаты дохода по операциям с ценными бумагами в случае, если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления являются физические лица или иностранные организации, не имеющие постоянного представительства в Российской Федерации.

В остальных случаях плательщиком налога на прибыль по операциям с ценными бумагами, переданным в доверительное управление, является учредитель управления.

Налоговая база по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, установленном статьей 280 НК РФ, с учетом требований статьи 276 НК РФ.

В соответствии с этими требованиями, доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению ценными бумагами и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы.

Учитывая требование пункта 8 статьи 280 НК РФ об отдельном формировании налоговой базы по различным категориям ценных бумаг, при осуществлении доверительного управления и совершении сделок с ценными бумагами различных категорий, необходимо определять налоговую базу отдельно по каждой категории ценных бумаг. В случае же возникновения в процессе доверительного управления иных видов доходов (в виде дивидендов, процентов), и по каждому виду дохода.

При расчете налоговой базы по категориям ценных бумаг из доходов вычитаются только прямые расходы по этим операциям.

Согласно пункту 10 статьи 280 НК РФ доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Учредителю управления следует закрепить в учетной политике порядок распределения расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по сделкам с ценными бумагами соответствующей категории или на уменьшение соответствующего вида дохода. При этом, расчет указанной пропорции может быть установлен исходя из доли каждого вида дохода (дохода, полученного по операциям с ценными бумагами соответствующей категории).

Несмотря на отдельное формирование налоговой базы, налогоплательщик вправе при составлении налоговой декларации включать в состав расходов иные затраты, в том числе общехозяйственные (речь идет о формировании налоговой базы в целом по организации, а не по операциям по ценным бумагам).

Данное правило следует из общего порядка формирования налоговой базы, позволяющей учесть прибыль, полученную налогоплательщиком от операций с ценными бумагами, наряду с доходами и расходами от других видов деятельности. И в том случае, когда вся прибыль получена от операций с ценными бумагами, из нее можно без каких-либо ограничений вычесть все косвенные расходы организации, предусмотренные главой 25 НК РФ.

Помимо этого, участнику доверительного управления являющемуся профессиональным участником рынка ценных бумаг, необходимо утвердить в учетной политике для налоговых целей, в учете какой из категорий (обращающихся и не обращающихся на рынке) бумаг, найдут отражение иные доходы и расходы, возникновение которых не является непосредственным следствием осуществления операций с ценными бумагами.

Пример расчета налоговой базы.

Организацией получены в налоговом периоде финансовые результаты от следующих операций:

- от реализации векселя, не обращающегося на организованном рынке определен убыток в размере 5 000 рублей.

- прибыль от облигаций, переданных в доверительное управление и реализованных на торгах доверительным управляющим, в сумме 7 000 рублей

- прибыль от сдачи помещений в аренду в размере 15 000 рублей (признание доходов по данной операции в налоговых целях определено учетной политикой во внереализационных доходах)

Исходя из условных данных, определим налоговую базу по налогу на прибыль.

Если организация осуществляет дилерскую деятельность, налоговая база в целом по фирме рассчитывается сложением всех прибылей и убытков:

-5 000 рублей + 7 000 рублей + 15 000 рублей = 17 000 рублей.

Если учредитель управления не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, убыток от реализации векселя в данном налоговом периоде не принимается в уменьшение налоговой базы при отсутствии доходов по той же категории ценных бумаг.

Прибыль от облигаций включается вместе с доходами от аренды во внереализационный доход.

Тогда, налоговая база составит:

7 000 рублей + 15 000 рублей = 22 000 рублей.

При условии, что учредитель управления является профессиональным участником рынка ценных бумаг, но не дилером, то в зависимости от выбранной в учетной политике категории ценных бумаг, доходы и расходы по прочим видам деятельности (в данном случае доходы от аренды) будут включены в налоговую базу.

Так, если порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимся на организованном рынке, предусматривает учет доходов и расходов по прочим операциям, то убыток, полученный от реализации векселя, принимается для целей налогообложения.

Налоговая база по категории не обращающихся ценных бумаг равна

-5000+15000=10000

Налоговая база в целом по организации составит:

10 000 рублей + 7 000 рублей = 17 000рублей.

Таким образом, правильно спрогнозированный выбор категории ценных бумаг, в базу по которой профессиональный участник будет включать свои прочие доходы и расходы, в том числе от оказания услуг, позволяет оптимизировать налог на прибыль.

Правила переноса на будущее убытков предыдущего налогового периода от операций с ценными бумагами обеих категорий предусматривают возможность уменьшения налоговой базы от операций с соответствующей категорией ценных бумаг в текущем периоде. Тем не менее, в течение налогового периода такой перенос должен сопровождаться раздельным учетом по указанным категориям ценных бумаг, и зачет производиться только в пределах прибыли, полученной от операций с ними.

Возможна ситуация, когда учредитель доверительного управления (не являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг) имеет два источника дохода: по договору доверительного управления ценными бумагами и от операций купли - продажи ценных бумаг, совершаемых им самостоятельно.

Вправе ли в этом случае учредитель доверительного управления уменьшать в целях налогообложения доходы, полученные от доверительного управления ценными бумагами, на убытки, полученные от совершенных самостоятельно сделок с ценными бумагами этой же категории?

Рассмотрим, какие нормы законодательства регулируют вышеупомянутые операции.

В соответствии со статьей 249 НК РФ к доходам от реализации для целей налога на прибыль относятся все поступления за реализованные товары. Ценные бумаги в налоговых целях также отнесены в разряд товаров. Как следует из пункта 3 статьи 38 Кодекса, для целей налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Таким образом, доходы от реализации ценных бумаг в налоговом учете - это часть выручки организаии, даже при условии разового характера таких операций, и никак не связанных с обычной деятельностью.

В бухгалтерском учете, как известно, организация вправе самостоятельно квалифицировать свои доходы - относить их к выручке от обычной деятельности либо к прочим доходам в зависимости от роли этих операций в деятельности организаци. Выручку от продажи ценных бумаг в бухгалтерском учете зачастую относят именно к прочим доходам.

В то время как, следуя требованиям пункта 3 статьи 276 НК РФ, доходы учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления имуществом должны учитываться в составе его внереализационных доходов.

Из вышеприведенных норм следует вывод, что применительно к рассматриваемой ситуации, необходимо раздельное ведение доходов и расходов по операциям доверительного управления и операциям с ценными бумагами.

ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ РАСХОДОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ ПОД ОБЕСЦЕНЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ ПРИ ОТНОШЕНИЯХ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ

Порядок признания расходов на формирование резервов под обесценение ценных бумаг банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность, предусмотрен статьями 272, 291, 300 НК РФ.

В тоже время при определении налоговой базы, не признаются расходами в целях налогообложения отчисления в резерв под обесценение ценных бумаг организациями, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность, на что указывает пункт 10 статьи 270 НК РФ.

В связи с тем, что существуют особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом, рассмотренные выше, необходимо остановиться на специфике формирования резерва под обесценение ценных бумаг у учредителя управления, являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим дилерскую деятельность

Как следует из статьи 300 НК РФ при реализации или выбытии ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался резерв, отчисления на создание (корректировку) которого ранее были учтены при определении налоговой базы, сумма такого резерва подлежит включению в доходы налогоплательщика на дату реализации или иного выбытия ценной бумаги.

В данном случае, передача в доверительное управление ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался резерв под обесценение ценных бумаг, учитываемый при определении налоговой базы, не является условием для восстановления суммы такого резерва. Исходя из этого, в момент передачи управляющему ценных бумаг учредитель доверительного управления не увеличивает свои доходы на сумму созданного резерва в части к ним относящейся.

В тоже время, в порядке, установленном статьей 300 НК РФ, указанный резерв требует корректировки по состоянию на конец отчетного (налогового) периода.

Так, при условии недостаточности сумм резерва с учетом рыночных котировок ценных бумаг на конец отчетного (налогового) периода, сумма резерва увеличивается на величину превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг над их рыночной котировкой, и отчисления на увеличение резерва учитываются в составе расходов в целях налогообложения.

Превышение расчетной величины резерва (рыночная котировка ценных бумаг) над суммой ранее созданного резерва с учетом восстановленных сумм, выявленное на конец отчетного (налогового) периода, требует скорректировать сумму резерва в сторону уменьшения и восстановить до расчетной величины путем включения в доходы суммы такого восстановления.

Применяя установленный порядок, доверительный управляющий учитывает соответствующие корректировки резерва при формировании финансового результата для передачи данных учредителю управления.

К тому же, доверительный управляющий, обязан сообщить о реализации или ином выбытии ценных бумаг, полученных в доверительное управление. Как указывалось выше, в этом случае сумма резерва подлежит включению в доходы в том отчетном (налоговом) периоде, когда были реализованы или выбыли ценные бумаги, что и необходимо сделать учредителю доверительного управления при предоставлении такой информации.

Следует обратить внимание, что создание резерва под обесценение ценных бумаг производится в целях бухгалтерского учета при наличии финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, и отвечающих критериям устойчивого снижения стоимости. Данный порядок регламентирован в разделе VI Положения по бухгалтерскому учету (именуемые в дальнейшем ПБУ) «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2002 №126н.

Как уже рассматривалось выше пунктом 11 Указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28.11.2001 №97н, установлено, что отражение операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, формирование и учет доходов, расходов осуществляются доверительным управляющим на отдельном балансе в общеустановленном порядке при соблюдении принципов формирования учетной политики, принятой учредителем управления.

На основании этого положения, доверительный управляющий учитывает корректировки созданного резерва при формировании финансового результата на отдельном балансе в целях бухгалтерского учета. При этом учредитель управления, сформировавший указанный резерв, может не относиться к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, что не позволяет ему учитывать сформированный резерв в составе расходов, а также и корректировки, связанные с его созданием. Для соблюдения норм, установленных пунктом 10 статьи 270 НК РФ и подпунктом 25 пункта 1 статьи 251 НК РФ, доверительный управляющий в обязательном порядке исключает перечисленные суммы при определении налоговой базы.

Аналогичная ситуация складывается, когда в доверительное управление передаются ценные бумаги, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость. Для данной категории ценных бумаг правилами бухгалтерского учета предусмотрена последующая переоценка. Следовательно, данное положение, закрепленное в учетной политике учредителя доверительного управления, должно быть использовано доверительным управляющим при отражении операций, связанных с доверительным управлением, на отдельном балансе. В свою очередь для целей исчисления налога на прибыль как положительная, так и отрицательная разница от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости, не учитывается на основании пункта 46 статьи 270 НК РФ и подпункта 24 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, УДЕРЖИВАЕМЫЙ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ ДОХОДА

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, раскрываются в статье 309 НК РФ.

Как следует из пункта 6 указанной нормы, если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления является иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в Российской Федерации, а доверительным управляющим является российская организация либо иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, то с доходов такого учредителя или выгодоприобретателя, полученных в рамках договора доверительного управления, налог удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим.

Порядок исчисления налога регламентирован статьей 286 НК РФ. Согласно пункту 4 данной статьи, налоговый агент, исполняя обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога на прибыль организаций в бюджет, определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.

Таким образом, непосредственным источником выплаты дохода иностранной организации, не имеющей представительства на территории Российской Федерации, и являющейся учредителем управления либо выгодоприобретателем, признается доверительный управляющий, и именно на него возлагается обязанность по исчислению и удержанию налога.

При этом не стоит забывать, что налогообложение указанных доходов в немалой степени зависит от правил, установленных в международных соглашениях с той страной, резидентом которой является учредитель управления (выгодоприобретатель).

Положения соглашений об избежании двойного налогообложения при налогообложении таких доходов, как дивиденды, проценты, лицензионные платежи, применяются только в тех случаях, когда эти доходы выплачиваются в пользу резидента одного или обоих договаривающихся государств, являющегося фактическим получателем соответствующего дохода.

В связи с чем, при решении вопроса о не удержании налогов у источника выплаты или возврата ранее удержанных у источника выплаты налогов, прежде всего, обращается внимание на возможность подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода.

Иностранная организация имеет фактическое право на доход при наличии правовых оснований для получения дохода, которым является факт заключения ею договора.

Понимается также, что доверительные управляющие, выступающие одной из сторон договора доверительного управления, могут являться фактическими получателями в целях налогообложения только в отношении собственного вознаграждения за оказание услуг управляющего.

Фактическое право на доходы от доверительного управления имуществом возникает у иностранной организации-учредителя управления с момента передачи имущества в доверительное управление. Договор доверительного управления считается заключенным с момента передачи имущества доверительному управляющему.

Таким образом, фактическое право у иностранного лица-учредителя управления на получение доходов от доверительного управления имуществом удостоверяется договором и актами передачи имущества.

Поэтому при наличии выплат дивидендов или процентов по ценным бумагам в доверительном управлении, в целях установления обязанности по удержанию налогов у источника выплаты необходимо удостовериться, имеет ли лицо, в пользу которого осуществлена выплата, фактическое право на получение этих доходов.

Исходя из этого, при осуществлении указанных выплат доверительному управляющему, удержание налогов у источника выплат не производиться на основании договора, заключенного от лица доверительного управляющего с обязательной пометкой ДУ. Тогда как, доверительный управляющий при выплате доходов иностранной организации обязан исполнить обязанности налогового агента.

Таким образом, если фактическое право на получение доходов имеет иностранная организация, то не имеет значения, на счета каких лиц перечисляются эти доходы.

Вопрос о применении ставки налога решается исходя из вида конкретного дохода и возможности применения положений соглашений об избежании двойного налогообложения. В случае если с государством, резидентом которого является учредитель доверительного управления, заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, следует руководствоваться положениями данного соглашения, которые могут устанавливать льготную ставку налогообложения, в частности, такого вида дохода, как проценты.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПО ОПЕРАЦИЯМ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

Как следует из подпункта 12 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация на территории Российской Федерации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг (именуемые в дальнейшем ЦБ) и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы).

Таким образом, реализация ценных бумаг по договору доверительного управления не облагается налогом на добавленную стоимость, в то время как услуги доверительного управляющего подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, на территории Российской Федерации.

Вследствие того, что операции по реализации ценных бумаг в ходе исполнения договора доверительного управления, относятся к необлагаемым НДС операциям, суммы налога, предъявленные доверительным управляющим за услуги управления, к вычету, для целей НДС, учредителем доверительного управления не принимаются и относятся в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль.

Более подробно с вопросами, рассмотренными в данной статье, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Доверительное управление. Паевые инвестиционные фонды».