Автор: С. Кравченко

Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 9/2015

Добровольные имущественные взносы и пожертвования являются одним из источников формирования имущества некоммерческой организации, в том числе автономного учреждения. Как бухгалтеру отличить пожертвование от иных похожих видов финансирования – получения имущества безвозмездно и в благотворительных целях? Почему правильная квалификация важна для целей налогообложения? Как в бухучете дать оценку пожертвованию, полученному в виде имущества, а не денежных средств?

В чем разница между пожертвованием и дарением?

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ), что отличает его от дарения, в котором даритель не устанавливает цели, а безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права (п. 1 ст. 582 ГК РФ). При этом на принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

Еще одним отличием пожертвования от дарения является целевое использование передаваемого имущества. Пожертвование имущества гражданину должно быть (а юридическим лицам – может быть) обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением (п. 3 ст. 582 ГК РФ). В то же время если же условие о целевом назначении установлено не будет, получателю пожертвования следует распоряжаться таким имуществом в соответствии с его назначением.

Нужно отметить еще одну отличительную особенность пожертвования от дарения. Последнее не разрешается в части дорогих подарков (стоимостью более 3 тыс. руб.) работникам образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных учреждений (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) гражданами, находящимися на лечении, содержании или воспитании в этих организациях, а также супругами и родственниками указанных граждан (пп. 2 п. 1 ст. 575 ГК РФ). Для пожертвований такого ограничения не установлено. Другой вопрос, что пожертвование работникам учреждений (госслужащим) не отвечает целям помощи нуждающимся. Такая передача больше похожа на подкуп должностного лица, чем на социально-значимое дарение.

И все же пожертвование и дарение в определенной степени схожи: в первую очередь потому, что первое является частным случаем второго, более широкого понятия. И исходя из приведенных норм гражданского законодательства пожертвование можно рассматривать как дарение вещи или права в общеполезных целях (Постановление ФАС МО от 05.08.2014 № Ф05-8166/2014). Эти цели как раз и наделяют пожертвование целевым характером, что, в свою очередь, отличает большинство источников финансирования некоммерческой организации. Обычное дарение имеет характер не источника финансирования, а разовой операции, дающей выгоды получателю подарка.

Чем пожертвование отличается от благотворительной помощи?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к специальному Закону о благотворительной деятельности[1]. В нем сказано, что благотворительная помощь может осуществляться в различных формах – начиная с передачи имущества, продолжая наделением различными имущественными правами и заканчивая выполнением работ, оказанием услуг. Причем все сказанное передается бескорыстно, то есть либо безвозмездно, либо на льготных условиях, в то время как пожертвование подразумевает использование механизма дарения, когда имеет место безвозмездная передача.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований (ст. 5 Закона о благотворительной деятельности). То есть благотворительные взносы можно считать также частным случаем пожертвований, которые попадают в сферу действия названного закона. Как правило, в его рамках предоставляют помощь благотворительные организации, в то время как пожертвования могут быть предоставлены всеми желающими юридическими и физическими лицами. При этом благотворительность определяется как деятельность, а пожертвования относятся к отдельным операциям в хозяйственной жизни организаций.

Оказывается, жертвовать можно не только в пользу некоммерческих организаций и нуждающихся граждан, но и в пользу государства. В частности, в Письме Минфина РФ от 30.01.2015 № 02-08-12/3731 сказано о пожертвовании личных денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ. Благотворительная деятельность, равно как и дарение, предполагают иных адресатов, в виде физических и юридических лиц.

И все же, несмотря на перечисленные отличия, есть одно существенное сходство между пожертвованиями и благотворительной помощью. Это целевой характер их оказания. Неспроста в Законе о благотворительной деятельности предусмотрен контроль за осуществлением такой деятельности во избежание соблазна нецелевого использования полученных благополучателем средств. Похожее указание есть в отношении пожертвования. В силу норм п. 3 ст. 582 ГК РФ юридическое лицо, принимающее пожертвование, для которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Здесь нужно отметить, что методология бухгалтерского учета, в том числе конкретные правила его ведения, устанавливается специальными нормативными актами. Это одно из требований действующего Закона о бухгалтерском учете[2]. И в соответствии с ним из ряда законов исключены нормы, устанавливавшие те или иные правила бухгалтерского учета. На это обращено внимание в Информационном сообщении Минфина РФ от 17.11.2014[3]. Следовательно, если и прописывать в учетной политике порядок обособленного учета пожертвования, то нужно делать это не на основании гражданского законодательства, а в силу норм соответствующих бухгалтерских инструкций, используемых АУ. Хотя в более раннем разъяснении по конкретному вопросу чиновники все же рекомендуют учреждению определить в учетной политике порядок обособленного учета имущества, полученного в качестве пожертвования (Письмо Минфина РФ от 14.04.2014 № 02-06-10/17029). На самом деле это пригодится как для целей ведения бухучета, так и для целей налогообложения, в котором выделены целевые поступления.

Бухгалтерский учет

Получение АУ пожертвования – это доходная операция, отражение в учете которой регламентировано п. 178 Инструкции № 183н[4]. В частности, начисление доходов в сумме денежных средств, полученных АУ в виде пожертвований, грантов и иных аналогичных поступлений, отражается на основании договора и документа благотворителя, подтверждающих безвозмездность передачи денежных средств, по кредиту счета 2 401 10 180 «Прочие доходы» и дебету счета 2 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам». Поступление в кассу учреждения пожертвований, грантов отражается по дебету счета 2 201 34 000 «Касса» и кредиту счета 2 205 80 000 (п. 87 Инструкции № 183н). Корреспонденция счетов выглядит таким образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислены доходы от финансирования пожертвования

2 205 80 000

2 401 10 180

Отражено поступление пожертвованных средств

2 201 34 000

2 205 80 000

В случае если в качестве пожертвования получено имущество, в частности, нефинансовый актив (например, объект основных средств), методология учета будет иной. В такой ситуации принятие к учету объектов имущества, полученных АУ в виде дара, пожертвования отражается на основании договора, акта дарения, подтверждающих безвозмездность передачи благотворителем имущества и факт получения объектов АУ, по кредиту счета 2 401 10 180 «Прочие доходы» и дебету счетов счета 2 100 00 000 «Нефинансовые активы» (п. 178 Инструкции № 183н). Корреспонденция счетов выглядит таким образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислены доходы пожертвования в виде оргтехники

2 106 31 000

2 401 10 180

Принята к учету как ОС пожертвованная оргтехника

2 101 34 000

2 106 31 000

Возникает вопрос: по какой стоимости отражать пожертвованное имущество? Ведь на нем вряд ли есть ценник (если принять во внимание бескорыстный характер операции). Обратимся к Письму Минфина РФ № 02-06-10/17029.

Согласно п. 23 Инструкции № 157н[5] первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов (в том числе движимого имущества), полученных учреждением по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

Текущая рыночная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива (объекта основного средства) определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в СМИ и специальной литературе, экспертные заключения о стоимости отдельных (аналогичных) нефинансовых активов (п. 25 Инструкции № 157н).

Налогообложение 

Налог на прибыль. Целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не включаются в базу по данному налогу (п. 2 ст. 251 НК РФ). К этим необлагаемым поступлениям не относятся вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Для признания в целях гл. 25 НК РФ поступивших средств и (или) иного имущества целевыми поступлениями необходимо, чтобы указанные поступления безвозмездно производились на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (Письмо ФНС РФ от 01.07.2015 № ГД-4-3/11408@).

Практика показывает, что не все названное в договоре пожертвованием является им на самом деле. Обратимся к Постановлению ФАС МО от 05.08.2014 № Ф05-8166/2014, в котором сказано, что полученные фондом денежные средства не отвечают признакам пожертвования. Так, в заключенном на перечисление денег соглашении предусмотрены порядок и условия возврата средств, а также прекращения и приостановки самого соглашения. Довод получателя о том, что перечисление средств осуществлялось в общеполезных целях, судом не принят, поскольку одним из основных условий прекращения соглашения является субъективное решение дарителя о том, что финансирование не будет отвечать национальным интересам иностранной державы.

В действующем законодательстве содержание понятия «общеполезные цели» не раскрыто. Между тем национальные интересы одного государства могут не совпадать с национальными интересами других государств, поэтому общеполезные цели должны:

  • учитывать национальные интересы того государства, в котором осуществляет деятельность получатель пожертвования;
  • направляться на достижение целей, приносящих пользу не только (не столько) жертвователям и одаряемому, сколько обществу в целом.

В рассматриваемом деле подтверждающих это аргументов не представлено. Деятельность, которая осуществлялась фондом, могла выполняться в интересах зарубежной державы, а не в интересах Российской Федерации или для общеполезных целей, что не отвечает целям и условиям пожертвований согласно национальному праву. Поэтому перечисленные агентством международного развития иностранной державы деньги в адрес некоммерческой организации не могут квалифицироваться для освобождения от «прибыльного» налогообложения в РФ как пожертвование.

Также денежные средства суд не признал грантом, подлежащим освобождению от налогообложения в силу пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Дело в том, что отправитель спорных средств не входит в перечень иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов[6]. Раз так, к данному гранту нельзя применить освобождение, предусмотренное пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ и названным подзаконным актом.

Отстоять налоговую преференцию получателя денежных средств так и не удалось, даже принимая во внимание ст. 431 ГК РФ, обязывающую суд читать договор исходя из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений. Перечисляемые средства в соглашении, составленном на иностранном языке, именовались по-разному. В частности, использовалось слово donation, имеющее неоднозначный перевод: оно может толковаться и как пожертвование, и как грант, дарение. Также в тексте соглашения денежные средства указывались как award – награда, либо funds – средства, либо sum – сумма. В итоге фактически предоставляемые денежные средства не имеют конкретного определения.

Полученные НКО средства так и не были признаны пожертвованием, которое может исключаться из облагаемых доходов получателя этих средств.

Благотворительные пожертвования, выраженные в иностранной валюте, не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли при условии целевого использования пожертвований, включая курсовые разницы (письма Минфина РФ от 03.04.2015 № 03-03-06/1/18904, от 23.03.2015 № 03-03-06/1/15695).

Представим иную ситуацию. АУ само выделило средства на пожертвование нуждающимся, причем вряд ли учредитель разрешит расходовать для этих целей субсидии. Скорее всего, это средства от платного оказания услуг. В таком случае нужно знать, что отнесение пожертвований (благотворительных пожертвований) к расходам не соответствует принципам определения расходов, пре­дусмотренным гл. 25 НК РФ. Возможность учета пожертвований для целей налогообложения прибыли организаций фактически будет означать осуществление организацией расходов за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Стимулирование пожертвований на благотворительные цели не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение налоговой выгоды (Письмо Минфина РФ от 06.04.2015 № 03-03-07/19136).

УСНО. При расчете налога при УСНО в части доходов справедлив порядок, установленный для облагаемых и необлагаемых поступлений при расчете налога на прибыль. Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта «упрощенного» налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, включая различные целевые поступления. В связи с этим имущество, полученное «упрощенцем» в качестве пожертвования или на осуществление благотворительной деятельности, не учитывается при определении объекта налогообложения УСНО (письма Минфина РФ от 30.04.2015 № 03-03-06/4/25270, от 07.08.2014 № 03-11-06/2/39245).

НДС. При исчислении названного налога безвозмездная передача, в том числе дарение, является объектом налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В то же время им не признается передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ, пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ). При этом операции по передаче некоммерческим организациям имущества для осуществления ими предпринимательской деятельности данными положениями налогового законодательства не предусмотрены.

Иными словами, передача некоммерческой организации имущества для использования одновременно при осуществлении как основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, так и предпринимательской деятельности облагается НДС (Письмо Минфина РФ от 30.04.2015 № 03-03-06/4/25270). Хотя сказанное противоречит тому, что пожертвования могут быть направлены некоммерческими организациями на содержание и ведение уставной деятельности, то есть на предусмотренные в уставе цели и задачи на достижение общественных благ, что исключает направление пожертвований на ведение предпринимательской деятельности (письма Минфина РФ от 23.03.2015 № 03-03-06/1/15695, 03-03-06/4/15808).

Здесь же напомним, что безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав в рамках благотворительной деятельности также освобождаются от налогообложения (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Правда, сказанное относится больше к благотворителю, нежели чем к благополучателю. АУ чаще всего является получателем средств, предоставленных в общественно-полезных целях.

* * *

Бухгалтеру автономного учреждения для целей налогообложения в первую очередь следует разобраться с тем, что представляют собой полученные целевые средства: пожертвование, дарение или благотворительные взносы. В таблице выделены отличительные признаки данных видов финансирования АУ.

Дарение

Пожертвование

Благотворительные взносы

Безвозмездная передача имущества (имущественных прав) без какого-либо встречного обязательства и без каких-либо условий

Передача имущества в общественно-полезных целях с условием использования его по предназначению

Передача НКО безвозмездно или на льготных условиях имущества, в том числе денег, выполнение работ, оказание услуг

Можно констатировать, что пожертвование есть нечто среднее между дарением и благотворительной помощью; при этом в частной ситуации пожертвование может быть и тем, и другим. Бухгалтеру АУ важно квалифицировать его как целевое финансирование, не подпадающее под «прибыльное» и «упрощенное» налогообложение. Также нужно дистанцироваться от безвозмездной передачи (дарения) при исчислении НДС, и тогда совершения пожертвования АУ не будет обременено дополнительными налоговыми обязательствами. 


[1] Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

[2] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[3] «Обзор изменений, внесенных Федеральным законом от 04.11.2014 № 344-ФЗ в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и ряд других федеральных законов».

[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[5] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[6] Постановление Правительства РФ от 28.06.2008 № 485.