Компания ГАРАНТ

Акционерам, прибывшим на внеочередное общее собрание акционеров, были вручены сувениры с логотипом организации.
Можно ли учесть расходы на покупку данных сувениров при формировании налоговой базы по налогу на прибыль с учетом того, что они вручены акционерам именно на внеочередном общем собрании?

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, определяемая как разница между полученными доходами и величиной произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ. Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Следует учитывать, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения прибыли полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П).

Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Отметим, что перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, которые прямо не поименованы в ст. 270 НК РФ.

Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации в рамках проведения внеочередного собрания акционеров организация вручает акционерам сувениры со своим логотипом.

Если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ).

В то же время расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества, например, в рекламных целях, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, который позволяет учитывать расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

В письме ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 разъясняется, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана, и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

С учетом изложенного полагаем, что сам факт, что сувениры с логотипом организации в рассматриваемой ситуации распространяются среди ее акционеров, которые были заранее известны, не является достаточным основанием для того, чтобы считать, что информация об организации адресована определенному кругу лиц, что, в свою очередь, создает предпосылки для квалификации произведенных организацией затрат на приобретение сувениров, переданных акционерам, в качестве рекламных, и их учета для целей налогообложения прибыли на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. О правомерности такого подхода свидетельствуют выводы, содержащиеся в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 07.05.2008 N А29-6646/2007.

В то же время вопрос о наличии в размещаемой информации признаков рекламы должен решаться организацией самостоятельно с учетом конкретных обстоятельств (п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37).

Обращаем Ваше внимание, что расходы, связанные с передачей рекламных сувениров, могут быть признаны в налоговом учете в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (п. 4 ст. 264, п. 44 ст. 270 НК РФ).

Кроме того, расходы на проведение собраний акционеров, в частности, расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания, могут быть учтены при формировании налогооблагаемой прибыли в качестве внереализационных на основании пп. 16 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Перечень расходов, непосредственно связанных с проведением собрания акционеров, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, является открытым. При этом положения пп. 16 п. 1 ст. 265 НК РФ не ставят возможность признания указанных расходов в зависимость от вида собрания акционеров.

Однако учет на основании данной нормы расходов на приобретение сувениров, переданных акционерам, несет в себе повышенный уровень налоговых рисков, поскольку данные расходы, на наш взгляд, нельзя считать непосредственным образом обусловленными необходимостью проведения внеочередного собрания акционеров.

Относительно возможности учета произведенных организацией затрат в составе представительских расходов, отметим следующее.

Согласно пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ.

При этом из п. 2 ст. 264 НК РФ следует, что к представительским расходам относятся в том числе и расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.
Правомерность применения данной нормы к расходам, связанным с проведением собраний акционеров, подтверждается, например, постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2008 N А13-7506/2006-28, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.10.2007 N Ф08-6877/07-2552А, ФАС Поволжского округа от 09.10.2007 N А57-4062/2006-9, ФАС Уральского округа от 03.03.2005 N Ф09-529/05АК.

Поскольку не установлено иного, полагаем, что сам по себе факт того, что собрание акционеров является внеочередным, не оказывает влияния на возможность учета затрат, связанных с его проведением, в составе представительских расходов (дополнительно смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 N 09АП-24751/2010, 09АП-25387/2010).

Нормы п. 2 ст. 264 НК РФ уточняют, что к представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Поскольку расходы на вручение рекламных сувениров прямо не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ, то можно предположить, что они не могут быть учтены в составе представительских расходов.

В письме Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136 также указывается на то, что расходы на приобретение сувениров п. 2 ст. 264 НК РФ не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176).

Вместе с тем в письме УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2 выражено мнение о том, что, если сувенирная продукция с символикой вручается во время официального приема представителям организаций-контрагентов, участвующим в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, ее стоимость при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль рассматривается в качестве представительских расходов и подлежит нормированию в установленном для этой категории расходов порядке.

Суды также признают возможность учета в составе представительских расходов стоимости сувенирной продукции с символикой организации-налогоплательщика (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 31.01.2011 N Ф05-16032/2010 по делу N А40-55061/2010, от 05.10.2010 N КА-А41/11224-10 по делу N А41-18513/08). Следует отметить, что в приведенных материалах арбитражной практики рассматривались ситуации с передачей сувенирной продукции представителям контрагентов компаний, а обоснованность соответствующих расходов подтверждалась, в частности, тем, что они направлены на поддержание деловых отношений.

Таким образом, полагаем, что если организация в рассматриваемой ситуации примет решение учитывать произведенные расходы для целей налогообложения прибыли в составе представительских, то данную точку зрения ей, вероятнее всего, придется отстаивать в суде. При этом следует также учитывать, что представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период (п. 2 ст. 264, п. 42 ст. 270 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

11 октября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.