Автор: А. В. Игнатов

В настоящее время сложилась практика, что инвестиционная составляющая тарифа на ЖКУ, утверждаемого уполномоченным органом региона с согласия регионального подразделения ФАС России, на основании показателя необходимой валовой выручки (НВВ), включается в тариф «котловым» способом, то есть без выделения (обособления) от остальной части тарифа. В этом случае инвестиционная составляющая тарифа облагается налогами в составе всего тарифа в целом, то есть на общих основаниях – налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль.

Это может породить ситуацию, когда по тем или иным причинам (в силу непредвиденных обстоятельств или же преднамеренно) капвложения, на которые рассчитана инвестиционная составляющая тарифа, не осуществляются, а сами денежные средства используются нецелевым (неинвестиционным) образом (говоря обычным языком, разбазариваются и проедаются; именно такая ситуация получила оценку в письме ФАС России № АГ/50327/17 от 24 июля 2017г.). При этом недобросовестный получатель инвестиционной составляющей тарифа оправдывает нецелевое использование последних тем, что он же, дескать, уплатил все налоги, и потому эти денежные средства он вправе использовать по собственному усмотрению.

Между тем, рассматривать инвестиционную составляющую тарифа как сумму, облагаемую налогами в общем порядке, нет никаких оснований.

Инвестиционная составляющая не может быть объектом обложения НДС, поскольку, с точки зрения подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, она не является выручкой от реализации в смысле, придаваемом правоприменительной практикой пункту 1 статьи 39 НК РФ. Реализации в этом случае нет – ибо планируемый объект капвложений (цель инвестиционной составляющей тарифа) еще не сдан в эксплуатацию, и он никому не передан в форме передачи права собственности (или хотя бы поставлен на баланс получателя тарифа) – строительство может быть рассчитано на несколько лет.

Отсюда следует, что инвестиционная составляющая тарифа не может быть объектом обложения НДС в составе выручки1. Ясно, что она не может быть также объектом обложения НДС в составе авансов полученных, поскольку последнее не соответствует статусу данных сумм в силу их инвестиционного характера.

Логически очевидно, что, не будучи выручкой от реализации, подлежащей обложению НДС согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, инвестиционная составляющая тарифа не может быть также и выручкой от реализации согласно пункту 1 статьи 249 НК РФ. В противном случае возникнет недопустимое смысловое противоречие двух норм НК РФ: инвестиционная составляющая тарифа не является выручкой от реализация согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, но, в то же время, она якобы является выручкой от реализации в контексте пункта 1 статьи 249 НК РФ.

Избежать этой налоговой коллизии можно только, признав инвестиционную составляющую тарифа целевым финансированием, которую следует выделять отдельной строкой в счетах населению от организации, тарифы которой утверждаются уполномоченным органом региона, а также учитывать в бухгалтерском учете указанной организации как целевые средства (на счете 86 «Целевое финансирование»), не облагаемые НДС и налогом на прибыль.

Это обеспечит как прозрачность контроля целевого использования инвестиционной составляющей тарифа, так и особенности налогообложения инвестиционной составляющей тарифа как целевых средств.

Аналитика синтетического счета 86 «Целевое финансирование» предполагает учет инвесторов, то есть собственников средств (население) до момента завершения строительства предполагаемых объектов капвложений. Корреспонденция счетов следующая:

Текущая деятельность на общих основаниях налогообложения:

Дебет 62 – Кредит 90 (оказание текущих услуг как реализация с НДС)

Дебет 51 – Кредит 62 (оплата населением текущих услуг по той

составляющей тариф, которая включает НДС)

Инвестиционная деятельность без обложения НДС и налогом на прибыль:

Дебет 51 – Кредит 86 (оплата населением инвестиционной составляющей

тарифа, не включающей НДС, с аналитикой по собственникам)

Дебет 60 – Кредит 51 (оплата услуг подрядчиков по инвестициям)

Дебет 08 – Кредит 60 (услуги подрядчиков по инвестициям)

Дебет 01 – Кредит 08 (ввод инвестиционного объекта в эксплуатацию)

Дебет 86 – Кредит 83 (увеличение добавочного капитала)

Исходя из этого, регулятору в лице ФАС России следует подумать над следующими вопросами:

  1. Об установлении для уполномоченных органов регионов обязанности утверждать тарифы с выделением (обособлением от основного тела тарифа) инвестиционной составляющей тарифа как целевых средств, не подлежащих обложению НДС и налогом на прибыль.

  2. О принятии приказа ФАС России, обязывающего организации, подпадающие под антимонопольное законодательство: во-первых, вести раздельный учет средств, поступающих от населения, в части составляющей тарифа на текущую деятельность, и в части инвестиционной составляющей тарифа; во-вторых, выделять инвестиционную составляющую тарифа отдельной строкой в счетах на оплату для населения; в-третьих, отражать поступающие от населения денежные средства по инвестиционной составляющей тарифа в корреспонденции с синтетическим счетом 86 «Целевое финансирование», в разрезе аналитических субсчетов.

Решение поставленных вопросов о налогообложении инвестиционной составляющей тарифов в ключе, предложенном в настоящей статье, жизненно необходимо, если вспомнить ситуацию с вмешательством ФАС России в работу уполномоченных органов в Карелии (https://fas.gov.ru/documents/sp-44263-18) – прямого тождества с налогообложением инвестиционной составляющей тарифа, может быть, и нет, но банальность возможного использования тарифа нецелевым образом недобросовестными организациями налицо. А потому изменение налогового статуса инвестиционной составляющей тарифа как целевых средств жизненно необходимо.


1 Мне могут возразить, что, дескать, инвестиционная составляющая может рассматриваться как финансирование строительно-монтажных работ на собственные нужды, а последние, в свою очередь облагаются НДС на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 149 НК РФ. Это довод не по существу. Строительно-монтажные работы для собственных нужд должны отвечать целому ряду критериев (подробности в статье на сайте https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a34/870802.html), которым инвестиционная составляющая НВВ не отвечает, поскольку исчерпывающий список признаков, которым должна отвечать инвестиционная составляющая НВВ, дан в приказе ФСТ России № 228-э от 30 марта 2012г., главный из которых – это способность инвестиций в будущем приносить доход (подпункты 3, 5, 6 пункта 7 упомянутого приказа). Ясно, что строительно-монтажные работы для собственных нужд такой способностью – приносить доход – не обладают.