Автор: Лобанова О. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Одним из существенных условий государственного или муниципального контракта, касающихся сроков, является период исполнения обязательств. При разработке проекта контракта, а также технического задания заказчик изначально должен установить срок, в который исполнитель обязан будет передать заказчику поставленный товар либо результаты выполнения работ, исполнения услуг. Рассмотрим особенности установления срока.

В зависимости от предмета и условий закупки срок исполнения обязательств может быть установлен в виде:

  • конкретной календарной даты (12.08.2019) или нескольких конкретных календарных дат (например, 12.08.2019, 12.09.2019 и 14.10.2019). Такое установление допустимо, когда заказчик точно знает дату, когда эти товары, работы, услуги ему потребуются. Например, на второе полугодие утвержден план культурно-массовых мероприятий, и требуется к определенной дате изготовить тематическую сувенирную продукцию, обслужить гостей и т. д.;

  • указания периода, например, «поставить товар до 12.08.2019». Обратите внимание на то, что в отношении такой формулировки могут возникнуть споры: что считать крайней датой поставки товара – 11 или 12 августа? Поэтому во избежание разночтений между заказчиком и исполнителем рекомендуется использовать слово «включительно» (например, «до 12.08.2019 включительно»);

  • указания на событие, которое должно обязательно наступить, например, «в течение 20 дней с даты заключения контракта». Как правило, такая формулировка актуальна для работ, связанных с сезонными или погодными условиями. Например: «Исполнитель обязан приступить к выполнению ремонта системы отопления в течение пяти дней с даты окончания отопительного сезона»;

  • начальной и конечной даты исполнения контрактных обязательств. Например, «с 01.08.2019 до 12.08.2019 включительно». Такое указание даты исполнения актуально для контрактов в сфере строительства. В соответствии со ст. 708 ГК РФ в договоре подряда определяются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). А в случае, если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более 100 млн руб., контракт должен включать в себя график его исполнения (ч. 12 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)).

Необходимо различать два термина (и промежутка времени), которые указываются в проекте контракта: срок исполнения обязательств и срок действия контракта.

При исполнении контракта зачастую требуется изменить срок его исполнения. При этом и исполнитель, и заказчик согласны установить новый срок исполнения контракта, заключив, например, дополнительное соглашение. Но насколько такие действия правомерны?

С одной стороны, согласно ч. 1 и 2 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о закупке, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт. При этом положения ст. 95 Закона о контрактной системе не предполагают возможности внесения в контракт изменений в части срока исполнения обязательств по нему. Таким образом, действующее законодательство не предусматривает заключение дополнительного соглашения с указанием новых сроков исполнения контракта.

К сведению: перечень случаев изменения существенных условий контракта при его исполнении является закрытым и расширению не подлежит.

С другой стороны, с соответствии с п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Поэтому некоторые заказчики на основании ГК РФ, включают в проект контракта специальные оговорки (например, «в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы») как основание для корректировки сроков исполнения обязательств по контракту. Рассмотрим, насколько такие формулировки правомерны и допустимы с точки зрения ФАС и судебных органов.

Ситуация 1. В УФАС поступила жалоба участника на действия заказчика в части утверждения документации, которые не соответствуют Закону о контрактной системе. В частности, в проекте контракта установлено: «Если, по мнению сторон, выполнение работ может быть продолжено в порядке, действовавшему согласно настоящему контракту до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по настоящему контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия».

По мнению УФАС, изменение сроков выполнения работ контракта не допускается, поскольку перечень случаев изменения существенных условий контракта при его исполнении является закрытым и расширению не подлежит. Таким образом, действия заказчика нарушают ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

К аналогичным выводам пришел и Ставропольский УФАС при рассмотрении жалобы по схожим основаниям жалобы (Решение Крымского УФАС от 09.04.2019 по делу № 06/893-19, Решение Ставропольского УФАС от 09.04.2019 по делу № 026/06/64-78/2019).

Ситуация 2. Участник закупки посчитал, что заказчик установил незаконную причину увеличения сроков исполнения обязательств, нарушив требования ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. В частности, в проекте контракта было указано следующее: «5. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ <…> 5.2. При наступлении таких обстоятельств срок исполнения обязательств по контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение контракта в срок».

По итогам рассмотрения жалобы комиссия УФАС признала жалобу обоснованной, а заказчик получил предписание. В частности, антимонопольный орган обязал его устранить выявленные нарушения: в контракт внести изменения, включив положения, предусмотренные ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе; п. 5.2 контракта привести в соответствие с требованиями ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Был назначен срок исполнения предписания – в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа на сайте zakupki.gov.ru. А в течение 7 дней с момента исполнения предписания заказчик должен был сообщить об исполнении в Ставропольское УФАС.

Из вышеприведенных примеров можно сделать вывод, что многие территориальные управления ФАС буквально читают и трактуют положения Закона о контрактной системе (в частности, речь идет о ч. 1 его ст. 95 Закона о контрактной системе, которая устанавливает закрытый перечень оснований для внесения изменений в заключенный контракт).

Однако в административной практике встречается и противоположная точка зрения антимонопольной службы.

Ситуация 3. По мнению участника закупки, в аукционной документации неправомерно установлена причина увеличения сроков исполнения обязательств. Проектом контракта определено, что срок исполнения обязательств по контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами. Данные обстоятельства, по мнению подателя жалобы, нарушают ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Комиссия УФАС, проанализировав положения п. 16.1, 16.4 проекта контракта, пришла к выводу, что установленные в данных пунктах обстоятельства не относятся к изменениям и расторжению контракта, а описывают действия заказчика и подрядчика при наступлении обстоятельств непреодолимой силы. При этом информация об изменении существенных условий контракта, о возможности и порядке его расторжения содержится в разд. 14 «Порядок расторжения и изменения контракта» проекта контракта. В итоге комиссия Сахалинского УФАС не увидела в действиях заказчика нарушения положений ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе и в этой части жалоба участника была признана необоснованной (Решение Сахалинского УФАС от 28.03.2019 по делу № 065/06/106-44/2019).

Данная позиция УФАС базируется на нормах ГК РФ. В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно п. 16.4 проекта контракта, если, по мнению стороны, работы могут быть продолжены в порядке, действовавшем согласно контракту до начала обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия.

Как видно из приведенных примеров, отсутствует единство позиций региональных ФАС по вопросу правомерности указания в проекте контракта причин увеличения сроков исполнения обязательств. Следовательно, заказчикам необходимо учитывать мнение и практику местного УФАС и с осторожностью использовать подобные формулировки.