Автор: Екатерина Водолазова

Если собираетесь заключить договор, то задаетесь вопросом: как заключить надежный договор?

Проблема в том, что при любой сделки нужна серьезная работа поиску контрагента (партнера по договору) или проверка контрагента.

Еще и этап предварительного согласия основных условий предстающей сделки.

В статье вы узнаете, что такое надежные договор, как проверить контрагента (партнера) и методика заключения договора.

Что такое надежный договор?

Надежный договор - это договор, который

1) заключен ваших интересах;

2) он не нарушает действующего законодательства;

3) ваши интересы юридически надежно защищены, а обязанности вашего контрагента по договору строго обеспечены его ответственностью и,

4) в нем не содержится каких-либо "подводных камней" или так называемых "юридических мин".

Если в договоре окажутся "подводные камни", то данный договор несет серьезную угрозу.

Методика заключения договора

Проверка контрагента по договору

Цель проверки – надо знать, с кем предстоит работать и что партнер действительно способен предложить на деле, а не только на переговорах.

Существует несколько основных групп рисков, которыми чревато сотрудничество с непроверенными контрагентами:

  1. Законодательные риски. В результате признания контрагента недобросовестным, налогоплательщику обязательно доначислят налоговые обязательства и штрафы по налогу на прибыль, НДС, единому налогу при УСН и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей). Кроме того, его включат в план проведения выездных налоговых проверок, а в случае особо крупного нарушения против него могут возбудить административное или даже уголовное дело.

  2. Финансовые риски. В этом случае компании грозит неисполнение обязательств со стороны контрагента. Оно может быть полным – непоставка продукции, неоплата, невозврат предоплаты, или частичным – нарушение сроков поставок или исполнения других обязательств, требований к качеству продукции или работ.

  3. Риски претензий к должностным лицам компании. В результате заключения сделки с недобросовестным контрагентом с лица, ответственного за ее заключение, могут быть взысканы убытки как самой компанией, так и ее акционерами.

  4. Репутационные риски. Сотрудничество с недобросовестными контрагентами отрицательно скажется на имидже фирмы в глазах партнеров и клиентов.

Проверка при выборе контрагента должна стать нормой, ведь в большинстве случаев сегодня суды принимают сторону налоговых органов и доказать, что деятельность компании велась с должной осмотрительностью, бывает очень непросто. Специалисты рекомендуют закрепить процедуру проведения проверки во внутреннем документе компании.

Электронная проверка

Для начала необходимо воспользоваться электронными публичными сервисами на сайте налоговой службы: www.nalog.ru (письмо Минфина от 12 июля 2016 г. № 03-01-10/41099). На сайте можно проверить правоспособность контрагента по реквизитам ИНН; ОГРН или по названию (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Это значит, зарегистрирована ли данная организация в ЕГРЮЛ. В случае ее отсутствия в соответствующем реестре заключать с ней договор нельзя. Сервис также позволяет узнать, отказался ли руководитель или участник контрагента от управления или участия в такой организации. Обязательно, проверить налоговую задолженность, а также своевременность сдачи отчетности. Еще уточнить, принято ли в отношении контрагента решение о предстоящем исключении в связи с неосуществлением последним деятельности.

Запрос документов

С целью минимизации налоговых рисков перед заключением сделки налогоплательщику рекомендуется запрашивать документы, подтверждающие правоспособность проверяемого контрагента и возможность выполнить взятые на себя обязательства. Так, исходя из сложившейся судебной практики и содержания писем ФНС и Минфина можно рекомендовать компаниям запрашивать следующие документы:

  • устав организации;

  • свидетельство о внесении сведений организации в ЕГРЮЛ или ИП в ЕГРИП;

  • свидетельство о постановке организации или ИП на налоговый учет;

  • документ о назначении руководителя (решение общего собрания и приказ о назначении); выписку из ЕГРЮЛ по организации или выписку из ЕГРИП по ИП;

  • среднесписочную численность сотрудников; налоговую и бухгалтерскую отчетность; лицензии (если деятельность подлежит лицензированию);

  • сведения о транспортных средствах (если заключается договор поставки или перевозки); сведения о строительной технике (если компания осуществляет подрядные работы).

Все представленные копии документов должны быть заверены надлежащим образом, то есть подписью и печатью (при наличии у ИП) проверяемого контрагента. Данная рекомендация подтверждается судебной практикой, так, в Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2017 года № 16АП-5007/2016 по делу № А15-2566/2016.

Запрос в инспекцию Несмотря на то, что вы можете узнать о наличии или отсутствии налоговой задолженности контрагента через официальный сайт ФНС, желательно сделать запрос в территориальный налоговый орган по месту учета контрагента об исполнении им своих обязательств по уплате налогов.

Обоснованность выбора

Кроме этого не следует забывать о вопросах обоснованности выбора именно этого контрагента. В данном случае нелишним будет сохранить информацию о контрагенте, полученную из Интернета, например, распечатки скриншотов объявлений; следует сохранять и коммерческие предложения, прайс-листы и деловую переписку. Также желательно убедиться в том, что контрагент не входит в состав лиц, связь с которыми по данным налогового органа через юридический адрес отсутствует (письмо ЦБ РФ от 28 февраля 2013 г. № 32-Т). Кроме того, желательно иметь копии паспортов руководителя или лиц, подписывающих первичные документы.

Прочие виды проверки

1. Проверить компанию на наличие сомнительных счетов;

2. Выполняет договорные обязательства.

Существуют правила, которым рекомендуется следовать при заключении сделок любого вида. Их четыре.

1. Необходимо четко представлять, что Вы "затеяли", что Вы хотите сделать и что желаете получить.

Прежде чем подписывать договор, нужно знать что сделать должны вы, что должен сделать ваш контрагент и все важные моменты сделки. Разобраться по этапно и сроки их выполнения - от заключения договора до его исполнения. Как должно быть сделано на каждом этапе и просчитайте возможный риск.

Затем можно приступать к формированию условий договора. Общаться за консультации к специалистам. Готовить все необходимые документы.

2. Проект предстоящего договора лучше готовить самому, чем доверять это контрагенту.

Лучше договор готовить самому. Конкретно составлять договор должны специалисты соответствующего профиля. Ваш контрагент не будет заботится о чужой прибыли и составит договор "под себя", а ваш интерес он просто будет учитывать. Поэтому "чужой договор" вы будете подгонять под свои интересы, но инициатива с вашей стороны будет упущена.

3. Никогда не подписывайте договор, пока его не просмотрел и не завизировал ваш юрист.

Это одно главных правил каждого предпринимателя. Любой договор - юридический документ, грош цена ему, если составили некомпетентные люди. Юрист вам все разъяснит правовые последствия того или иного условия, порекомендует вам свой вариант какой-либо статьи, пункта и т.д. За рубежом ни один предприниматель не сделает шага без своего адвоката. Потому что совет юриста поможет избежать крупных убытков и даже предотвратить банкротство.

Многие предприниматели широко применяют на практике различных форм типовых договоров. Их использование значительно упрощает процесс составления конкретного договора. Это позволяет людям не имеющим специального образования. Более или менее ориентироваться в сложных юридических вопросах. А универсальный договор, способный надежно обеспечить ваш бизнес. Типовая форма никогда не обеспечит живого специалиста.

4. Не допускайте двусмысленности и недомолвок.

Формулируя условия договора, не допускайте двусмысленности, размытости фраз, нечеткости. В договоре каждая буква и запятая имеют значения. Если что-то не понятно спросите у специалиста. Знайте, что ваш контрагент в случае спора будет любую "зыбкую" формулировку пытаться использовать в свою пользу. Ваш партнер может специально включить в договор непонятное для вас слово. Но хорошо понятное ему самому. И ваши интересы будут ущемлены с самой неожиданной стороны.

Формула эффективности коммерческого договора:

Эффективность = Надежность*Выгода

Теперь самое главное – содержание контракта. Для удобства чтения текст договора обычно состоит из разделов. Как правило, это «Вводная часть», «Предмет договора», «Права и обязанности сторон», «Цена и расчеты», «Срок договора», «Дополнительные условия», «Ответственность сторон», «Изменение и расторжение договора» и «Заключительные положения». Юрист пошагово составит тот договор, который требуется для конкретной сделки.

Вывод

Из выше сказанного можно сделать вывод, каждый сам для себя решает, использовать шаблонный договор из типового сборника или составить его индивидуально с
юристом.

Все зависит от того, хочет ли предприниматель или нет, чтобы экземпляр договора, оставшийся на руках, стал надежным бастионом в защите интересов его бизнеса.

Лучшие друзья для предпринимателя - это проверенные партеры.