Автор: Яна Польская, юрист-аналитик юридической фирмы «Ветров и партнеры»
Создать бизнес с нуля или купить готовый бизнес. В обоих способах организации предпринимательской деятельности есть свои плюсы и минусы, «подводные камни». Однако если при создании бизнеса с нуля процедуры регистрации компании стандартны и известны заранее, а дальнейшее развитие зависит от приложенных усилий, то в случае с покупкой готового бизнеса все далеко не так прозрачно.
Плюсы и минусы
Что может прельщать в покупке готового бизнеса: пройдены процедура государственной регистрации, имеются расчетные счета, у компании есть определенная история и имя, наличие определенного штата сотрудников, сформированной базы клиентов и тактики ведения бизнеса. Покупка самого юридического лица не повлечет изменения структуры сложившихся отношений с контрагентами и государственными органами: не потребуется перезаключение договоров, переоформление лицензий, патентов, средств индивидуализации юридического лица.
В то же время есть ряд моментов, которые могут снизить привлекательность вхождения в готовый бизнес. Основной – отсутствие полной и достоверной информации об истории данной компании: например, о сделках, которые могли быть совершены до момента покупки компании и которые могут быть признаны недействительными по различным основаниям, в том числе нарушениям законодательства при их совершении, о долгах компании разного рода, об иных проблемах, которые возникали или могут возникнуть. Кроме этого, никогда нельзя исключить вопросы со стороны налоговых органов в отношении сделок или процедур уплаты налогов и сборов в период, предшествовавший покупке данной компании или доли в ней.
В данном случае главный способ развеять свои сомнения и опасения – попытаться максимально получить необходимую информацию.
Поиск необходимой информации
Источниками такой информации могут быть разные Интернет-ресурсы: nalog.ru, Вестник государственной регистрации, сайт газеты Коммерсант, http://bankrot.fedresurs.ru (сведения о банкротствах), https://rosreestr.ru (база объектов недвижимости и сведения об обременениях на них). Не будет лишним проверить картотеки судов общей юрисдикции по месту нахождения компании или основного актива, составляющего бизнес компании.
Полезным будет мониторинг споров в картотеке арбитражных дел на сайте арбитражных судов Российской Федерации.
Другим источником сведений могут стать запросы в органы государственной власти, адвокатские запросы на основании ст. 6.1., ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ, в том числе направленные в органы управления компании. Если же в ходе переговоров о продаже бизнеса между договаривающимися сторонами возник спор, который может быть разрешен только в судебном порядке, источником информации могут стать материалы дела и запросы, которые суд вправе направить по ходатайству стороны при рассмотрении дела.
Запросы могут быть связаны с наличием разрешений, допусков, лицензий на осуществление определенных видов деятельности или уведомлений, своевременно поданных компанией в установленные органы/учреждения; о праве собственности организации в отношении того или иного имущества; о наличии задолженности компании и т.д.
Однако нельзя не отметить, что большая часть подобной информации не предоставляется посторонним лицам государственными органами и учреждениями, поэтому наибольшую информативность будет иметь анализ документов и сведений, предоставленных самой компанией. Но в этом случае в ее достоверности и объективности могут возникнуть сомнения.
Даже самая тщательная проверка бизнес-актива перед его приобретением далеко не всегда гарантирует будущим владельцам, что приобретение будет беспроблемным. При сборе и анализе информации могут быть учтены не все обстоятельства. Кроме того, собственник имущества или доли может проявить недобросовестность.
Для того, чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций, приобретатель актива может принять ряд предупредительных мер.
Особенности оплаты и риски при покупке бизнеса
Не стоит производить оплату стоимости актива одномоментно. Желательно разбить сумму оплаты на несколько частей – в зависимости от последовательности действий. Основную сумму можно внести после завершения процедур регистрации, а оставшуюся сумму – после передачи документов, относящихся к компании, ее активам. В договоре рекомендуется предусмотреть право требования сумм убытков, возникших у покупателя в связи с предъявлением третьими лицами требований к покупателю, возникших в связи с приобретенным активом.
Не будет избыточным и включение в договор купли-продажи бизнес-актива гарантий и заверений продавца: об отсутствии притязаний третьих лиц, ограничений и обременений в отношении актива; о достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности компании, отсутствии задолженностей на момент совершения сделки и т.д. В качестве санкции за недобросовестные заверения можно предусмотреть право на односторонний отказ покупателя от договора с возмещением понесенных убытков, либо штрафную неустойку.
Другим вариантом может стать заключение договора с условиями о рассрочке платежа и о том, что после внесения первого платежа приобретатель бизнеса может в течение нескольких месяцев вникать в содержание деятельности компании, руководить ею, знакомиться с документами. Если доходы, которые будут получены от деятельности компании, окажутся меньше показателей, установленных в договоре, покупатель имеет право расторгнуть договор и потребовать возврата первого платежа.
Указанный вариант не следует путать с ситуацией, когда приобретатель доли основывался на устных заверениях продавца бизнеса и подобные договоренности не были зафиксированы в договоре.
Покупателю бизнеса следует иметь ввиду, что не всякое предоставление недостоверной информации/непредоставление информации продавцом может стать основанием для предъявления требований к продавцу.
Судебная практика показывает, что суды отказывают в признании договора купли-продажи доли недействительным, если истец ссылается на то, что он был введен в заблуждение информацией о прибыльности приобретенного актива.
Рекомендуем включить в договор
1. Положения об ответственности продавца, которая может проявляться в возможности покупателя потребовать снижения стоимости покупки в случае доначисления налогов, пени, налоговых санкций за период, предшествующий приобретению бизнеса. Еще одним основанием для подобного требования может быть недостоверная информация, отраженная в бухгалтерском учете, например, о дебиторской задолженности компании.
2. Рекомендуется предусмотреть условия об исключении конкуренции с предыдущим собственником бизнеса – разграничить сферы, регионы или срок, в течение которого не должен создаваться конкурирующий бизнес.
3. Также не лишним будет определить порядок передачи документации компании приобретателю, в том числе бухгалтерских документов.
Налоговые риски при продаже бизнеса
Если под продажей бизнеса понимается реализация его основных активов, например, недвижимости, то продажа бизнеса может происходить путем непосредственной продажи данных активов, реорганизации компании с выделением из нее новой организации и последующей продажей доли в выделенной компании.
При продаже имущества в общем порядке возникает обязанность уплаты НДС и налога на прибыль, если цена продажи превышает цену приобретения.
Продажа доли в уставном капитале не образует объект обложения НДС вне зависимости от ее цены. Однако необходимо иметь в виду, что доля в компании не должна отчуждаться сразу после ее создания в результате реорганизации, поскольку незначительный временной промежуток между созданием компании и реализацией доли в ней может позволить налоговому органу изменить юридическую квалификацию таких сделок в целях налогообложения. Также желательно, чтобы новая компания с переданным ей на баланс недвижимым имуществом осуществляла фактическую хозяйственную деятельность и получала доход.
Налоговый орган может расценить такие действия налогоплательщика как создание другой компании с передачей имущества в ее уставный капитал в качестве создания схемы ухода от уплаты налогов. В данном случае весьма велик риск доначисления налогоплательщику НДС, исходя из рыночной стоимости недвижимого имущества на основе заключения эксперта с изменением юридической квалификации сделки.
Сделка отчуждения доли в уставном капитале в целях налогообложения относится к сделкам по реализации имущественных прав. При этом НК РФ прямо устанавливает, что продажа доли в уставном капитале не облагается НДС.
Судебная практика показывает, что если при реализации доли продавцом выступает юридическое лицо и доля реализуется по номинальной стоимости – есть риск требований налогового органа о получении необоснованной выгоды по налогу на прибыль.
Минимизировать эти риски можно, аргументировав на основе показателей деятельности организации необходимость продажи доли именно по номинальной стоимости. При этом не должно быть убытков от операций, связанных с продажей доли.
Также необходимо иметь ввиду, что налоговые органы могут попытаться переквалифицировать сделку купли-продажи доли в продажу предприятия. Особенно в случае, когда 100% долей в уставном капитале переданы разом одному лицу. Чтобы исключить вероятность такого развития событий, можно продавать акции по частям, разделив продаваемую долю на несколько пакетов: учредитель юридического лица, приобретающего компанию, может зарегистрировать несколько новых фирм. Затем им могут быть проданы доли предприятия частями. Таким образом, долями в результате сделок будут владеть различные лица.
Если бизнесов несколько
Данная рекомендация будет актуальна для продавца доли в бизнесе, особенно если передается 100% уставного капитала организации. Как правило, бизнес реализуется через несколько юридических лиц. При этом такие организации, как правило, являются участниками друг друга. Логично, что при продаже одной из компании путем отчуждения в ней доли 100% данное юридическое лицо продолжит участвовать в других юридических лицах с сохранением всех прав и обязанностей. Это заключается, в том числе, в возможности знакомиться с документацией такой компании, участвовать в общих собраниях и в принятии решений, выдвигать кандидатов в органы управления и осуществлять иные права, предоставленные законодательством.
Для недопущения подобных ситуаций можно провести реструктуризацию юридического лица, выделив юридическое лицо, не наделенное активами в виде долей в уставных капиталах других организаций группы компаний, а затем продать приобретателю долю именно в этой организации. Однако в таком случае, возможно, есть смысл вести речь о продаже имущества такой компании, а не доли в бизнесе, поскольку выделенное юридическое лицо будет самостоятельным юридическим лицом, не имеющим истории предыдущей компании. Как правило, в таком случае речь идет о недвижимости как о самом
В таком случае покупки бизнеса приобретатель покупает основные средства без каких-либо обязательств предыдущих владельцев (за исключением ситуации, когда имущество обременено ипотекой или иными ограничениями). В этом случае риски, связанные с возможностью возникновения неожиданных для покупателя ситуаций, минимальны.
Сделки по продаже и приобретению бизнеса непросты как для покупателя, так и для продавца. Причем в каждой из ролей есть свои плюсы и минусы, сложности и риски. Как правило, данные вопросы должны решаться на этапе планирования сделки и оценки перспектив приобретаемого бизнеса. Таким образом, значение подготовительного этапа при вступлении в процедуру приобретения/продажи бизнеса трудно переоценить. Именно на данном этапе, а также на этапе продумывания схемы и составления документов решается большая часть трудных вопросов. Если они найдут свое разрешение – в остальном заключение и исполнение сделки по продаже бизнес-активов дело техники.