Автор: Елена Кострова, юрист RosCo - Consulting & audit

Коммерческая концессия — термин, который по праву считают мало употребляемым. Вместо него зачастую используют другой, боле распространенный в мировой и российской практике, — франчайзинг. Суть понятия при этом сохраняется. Договор коммерческой концессии — это документ, свидетельствующий о возмездном приобретении права на пользование средствами индивидуализации, которые принадлежат другому лицу (ноу-хау, патенты, товарные знаки). Такие инструменты покупают у крупных, достаточно известных компаний с хорошей репутацией, узнаваемым именем.

Прежде чем заключить сделку, необходимо узнать, от чего зависит цена договора коммерческой концессии, а также, какие виды таких соглашений бывают.

Различают такие типы концессий:

  • сбытовую коммерческую — правообладатель создает и контролирует единую сеть сбыта;

  • торговую — предполагает открытие новых предприятий торговли, которые используют торговую марку правообладателя, но не являются его подразделениями/филиалами;

  • в сфере обслуживания — данный вид близок к торговому франчайзингу, популярен при увеличении количества отелей одной сети, кафе, магазинов;

  • производственную — пользователь (тот, кто приобрел права) открывает собственное производство, не связанное с правообладателем, но использует его товарный знак.

Кому это выгодно?

Коммерческая концессия — взаимовыгодное соглашения для участников процесса:

  • Правообладатель получает возможность расширить географию воздействия, повысить узнаваемость бренда без дополнительных затрат. Более того, он получает прибыль за передачу индивидуализированных обозначений в пользование.

  • Лицо, которое приобретает исключительные права, также «в плюсе». Пользователь получает возможность вывести на рынок новый товар/услугу под уже зарекомендовавшим себя брендом, не вкладывая средства в рекламу, наработку хорошего реноме. Тем самым даже новичок может обеспечить себе объемы продаж, так как узнаваемому логотипу, давно полюбившейся расцветке и популярному товарному знаку охотнее отдадут преимущество, нежели неизвестному товару. Более того, покупатели на подсознательном уровне удовлетворены покупкой еще до ее тестирования лишь потому, что доверяют бренду и поддерживают все новинки.

Вместе с тем процесс заключения договоров необходимо строго регламентировать с целью защиты прав покупателей. Они должны быть уверены, что приобретают товары/услуги того же качества, что и прежде. Подмена бренда не должна приводить к фактическому ухудшению уровня обслуживания, эксплуатационных характеристик изделий.

Обязанности пользователя

В договоре прописываются требования, в соответствии с которыми оформляется концессия. В числе основных обязательств:

  • использовать индивидуальные обозначения исключительно по назначению (в договоре указываются конкретные способы, направления);

  • сохранять предоставленную правообладателем информацию конфиденциальной;

  • информировать потребителей о работе на условиях концессии;

  • поддерживать заявленное правообладателем качество.

Специфические черты договора

Договор коммерческой концессии — возмездный, консенсуальный, двухсторонний документ. Его могут подписывать юридические лица и индивидуальные предприниматели. Особенность такого документа заключается в возможности получения от правообладателя не только разрешения на использование индивидуальных символов, ноу-хау, патентов, но и на приобретение определенных товаров. В таком случае пользователь выступает своего рода посредником, но не в классическом смысле (как связующее звено между производителем и потребителем), а на особых условиях в рамках комплексного договора.

Еще одна специфическая черта — преемственность. Если в период действия договора правообладатель принимает решение изменить наименование, корпоративные цвета, товарный знак, то пользователь получает права на использование этих изменений. Если же из-за корректировок лицо, заключившее с правообладателем договор, теряет интерес к его предмету, оно вправе расторгнуть соглашение, потребовать возмещение затрат за неиспользованное время или зачета их в счет уменьшения величины уплачиваемого вознаграждения.

От чего зависит цена договора коммерческой концессии?

Для формирования стоимости договора коммерческой концессии проводят оценку прав, передаваемых в пользование, а также товаров (если предусмотрено их использование).

Конечная цена складывается под воздействием затрат на:

  • обеспечение охраны интеллектуальной собственности;

  • разработку и регистрацию товарного знака;

  • рекламу нематериальных активов;

  • страхование интеллектуальной собственности;

  • выбор мест сбыта;

  • получение разрешений;

  • обучение персонала.

На стоимость договора также влияют такие факторы как:

  • срок действия охранного документа;

  • издержки при урегулировании конфликтных ситуаций, в том числе в суде;

  • уровень правовой охраны.

Расчет влияния всех факторов и статей расходов сводится к определению интегрированного показателя, который представляет собой вознаграждение. Правообладатель получает его разными способами.

Как правило, сумма складывается из двух частей:

  • Фиксированная — плата за вхождение в сеть правообладателя. Это так называемый паушальный платеж, который пользователь выплачивает сразу после заключения концессионного договора.

  • Плавающая — периодические платежи, величина которых может быть рассчитана в процентах от выручки или в абсолютных значениях.

Способы, сроки и порядок выплат определяются договором, который подписывают правообладатель и пользователь.

На протяжении срока действия допустимо вносить изменения в соглашение в порядке, определенном законодательством. Все корректировки, как и сам договор, подлежат государственной регистрации. Прекращение его действия возможно до окончания срока в случаях, прописанных в ГК РФ (признание одной из сторон банкротом, смерть правообладателя, несогласие пользователя с изменениями, внесенными в товарный знак и так далее).

Статья актуальна на 02.12.2016