Автор: Денис Евстигнеев
evst1gneev.ru
Франчайзинг это такая форма партнерства между предпринимателями, в рамках которой франчайзер организовывает передает наименование, технологии и ноу-хау франчайзи, который снижает свои риски, работая по налаженной и проверенной схеме, вместо того, чтобы открыть свой бизнес с нуля.
Для франчайзера такая форма сотрудничества является эффективным и быстрым способом развития сети за счет открытия новых точек под его брендом новыми и новыми партнерами. Для франчайзи это партнерство является способом присоединиться к работающей сети, которая на деле доказала свою прибыльность и эффективность.
Естественно, франчайзер передает все необходимые элементы для ведения бизнеса под своим брендов и осуществляет необходимую поддержку, обучение и контроль функционирования франчайзинговой точки. Франчайзи же в свою очередь обязуется не нарушать, установленные в компании нормы и стандарты. Результатом является интересное сотрудничество для обеих сторон, если все перечисленные условия соблюдены сторонами в должной мере.
Интеллектуальный капитал франчайзера является ценностью для франчайзера, а потому предполагает соответствующую оплату за право внедрения и использования. Франчайзинговая программа, как правило предполагает две формы оплаты в пользу франчайзера.
Паушальный взнос оплачивается франчайзи в момент покупки, единоразово, за право стать частью сети франчайзера и использовать все перечисленные элементы франчайзингового пакета.
Роялти оплачивается регулярно за право использования преимуществами, которые дает франчайзер своим партнерам. Как правило, это сопровождение, обучение, консультации, контроль, а также инновации, которые регулярно внедряет франчайзер.
Отношения сторон как правило фиксируются договором коммерческой концессии, который и является договором франчайзинга в российском законодательстве.
Как стать франчайзи, или как обычно происходит процесс присоединения новых партнеров к сети? Обычно условия франшизы размещаются в открытых источниках: на сайте франчайзера, на каталогах франшиз, в социальных сетях, либо любым другим способом. Лицо, которое хотело бы купить франшизу отправляет соответствующую заявку, заполняет форму или соответствующую анкету. Собственник франшизы рассматривает кандидатуры и производит отбор франчайзи, одобряя лишь тех, кто соответствует требованиям сети к франчайзи. Ведутся переговоры, согласовывается и подписывается договор, оплачиваются основные франчайзинговые платежи.
После подписания договора происходит согласование локации для открытия франчайзинговой точки, утверждается бизнес-план, производится анализ рынка конкретного региона и согласовывается дорожная карта открытия предприятия.
Бизнес план, по которому работает франчайзи, предполагает определенный срок окупаемости, а в договоре между сторонами прописан способ ведения данного бизнеса. Действия франчайзера направлены на координацию и оптимизацию процесса с высоты своего опыта для сокращения сроков окупаемости и прибыльности бизнеса франчайзи в целом.
Так выглядит идеальная картина, по которой должны развиваться все франчайзинговые отношения, однако наш опыт работы с российским франчайзингом указывает на несколько несоответствий, которые могут возникать в ходе подобного сотрудничества:
Бизнес, который упаковывается во франшизу убыточен.
Другими словами, франчайзер разрабатывает франшизу бизнеса, который заведомо обречен на провал. Это делается ради получения быстрой выгоды от получения паушального взноса. Такие действия являются прямым подлогом и довольно быстро выявляются более детальным анализом со стороны покупателя франшизы.
Сопровождение на самом деле не ведется в должной мере.
Только франчайзер обладает информацией, как вести его бизнес оптимальным способом и если он не делится этой информацией с партнером, бизнес, открытый по франшизе обречен на провал. Такая ситуация определяется с помощью опроса уже существующих франчайзи и сбор обратной связи от них. Обычно, эти лица охотно готовы делиться подобной информацией, тем более если существуют проблемы и противоречия в его общении с головной компанией.
Открыто недостаточно много франчайзинговых точек и франчайзер не обладает достаточным опытом для сопровождения.
Как и в предыдущих примерах, детальный анализ условий франшизы и уже работающих точек, открытых по франшизе раскроет реальное положение дел.
Бизнес не подходит для развития с помощью франчайзинга.
В действительности не так много направлений бизнеса и отраслей, где невозможно существование франчайзинга.Но бизнесы, которые не имеют зарегистрированного названия, которые не предполагают физического размещения на определенной территории и которые не обладают ноу-хау - действительно не могут быть франшизой.
Таким образом, франчайзинг является выгодной системой работы как для владельца
франшизы, так и для покупателя, но только в том случае, если франшиза разработана верно, а
именно, франчайзер имеет верные мотивы для упаковки своего бизнеса во франшизу и сам
бизнес выстроен и готов для присоединения партнеров.