Автор: Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Предприятия, работающие в сфере сельского хозяйства, стараются быть готовыми к всякого рода неприятным неожиданностям, связанным с особенностями деятельности в данной отрасли, прежде всего климатическими. В скотоводстве, птицеводстве и рыбной отрасли возможен существенный урон от падежа, вызванного самыми разными причинами.
Рассмотрим особенности отражения плательщиками ЕСХН расходов из-за падежа скота, птицы или рыбы.
Когда падеж становится расходом?
Согласно пп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы в виде потерь от падежа и вынужденного убоя птицы и животных. Они ограничиваются нормами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 560. В этих нормах приводятся конкретные наименования птиц и животных, с указанием процента падежа и пр. от поголовья, но не названы какие-либо породы рыб.
Финансисты в Письме от 26.12.2016 № 03-11-06/1/78201 сообщают: по их мнению, потери от падежа рыбы не учитываются в составе расходов при определении объекта обложения ЕСХН – именно в связи с отсутствием норм, в пределах которых должен учитываться падеж рыбы. То есть и при падеже других животных и птиц (например, страусов, уже не являющихся значительной экзотикой для птицеводов нашей страны), не поименованных в Постановлении Правительства РФ № 560, соответствующие расходы в целях налогообложения не учитываются.
Однако, по нашему мнению, если падеж возник в связи с чрезвычайной ситуацией, можно учесть рассматриваемые расходы полностью по любому животному или птице, в том числе при падеже рыб: их тоже можно считать животными. При чрезвычайной ситуации нормы не применяются, а поэтому не имеет значения отсутствие какого-либо наименования животного или птицы в указанном постановлении. (С научной точки зрения можно отнести к животным и птиц, но, как видим, в целях применения пп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ они выделяются.)
К падежу в рамках данной нормы можно приравнивать вынужденный убой птиц и животных. Это следует из Постановления Правительства РФ от 10.06.2010 № 431. Им установлены нормы, в пределах которых можно включить в расходы потери в такой ситуации. Здесь тоже перечислены конкретные породы птиц и животных, а рыбы отсутствуют.
Рассматриваемые расходы признаются полностью, если они понесены во время стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, но на основании пп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.
Потери надо подтвердить
Очень важно подтвердить обоснованность потерь от падежа документально. Так, в Постановлении АС ЗСО от 07.03.2017 № Ф04-83/2017 по делу № А03-3962/2016 судьи отказали налогоплательщику в признании затрат. Они отметили, что в качестве подтверждения заявленных расходов налогоплательщик представил ведомости аналитического учета животных, акты на выбытие животных и птицы (забой, прирезка и падеж), акты вскрытия, пояснения без даты и без номера с расчетом сумм потерь от падежа за налоговые периоды.
Вместе с тем по сведениям представленных документов оказалось невозможно определить суммарную стоимость нанесенного ущерба. Ведомости аналитического учета животных неполны, содержат исключительно цифровые данные, нельзя соотнести виды, половозрастные группы животных, общее количество поголовья животных, поголовья тех или иных групп и видов; суммы потерь падежа за налоговые периоды, указанные в расчетах, не соответствуют заявленным суммам.
Поэтому судьи пришли к выводу о том, что имеющиеся документы не подтверждают обоснованность понесенных расходов в целях исчисления ЕСХН (см. также Постановление АС ЗСО от 11.11.2015 № Ф04-25903/2015 по делу № А03-7067/2014).
Необходимо учесть, что на каждый случай забоя, вынужденной прирезки, падежа, гибели от стихийных бедствий, пропажи животных и птицы (включая зверей и кроликов) составляется акт о выбытии животных и птицы (забой, прирезка, падеж) (форма СП-54) (п. 27 Методических рекомендаций по учету затрат в животноводстве, утв. Приказом Минсельхоза России от 02.02.2004 № 73). Данная унифицированная форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 29.09.1997 № 68. Однако напомним, что с 01.01.2013 формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не обязательны к применению (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиками и должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 этой статьи.
Тем не менее целесообразно при подготовке указанного акта использовать именно унифицированную форму, содержащую упомянутые обязательные реквизиты. Налогоплательщик может включить в нее любые дополнительные реквизиты.
Акт о выбытии животных составляется комиссией (в которую входят заведующий фермой, зоотехник, ветврач (веттехник) и работник, ответственный за содержание данного животного) в день падежа и немедленно передается на рассмотрение администрации организации. После утверждения руководителем организации акт передается в бухгалтерию для оформления записей по счетам.
Продукция, образованная вследствие падежа, сдается на склад организации по накладной, которая с подписью кладовщика, принявшего продукцию, прилагается к акту о выбытии животных и птицы. Использование продукции допускается лишь строго на те цели, которые указываются в акте.
Если шкура павшего животного, зверька (кролика) имеет товарную ценность и может быть реализована, в акте указывается: «Шкура снята и сдана на склад, накладная № ___». Если же по тем или иным причинам шкура не используется, то в актах делается запись «Труп утилизирован вместе со шкурой».
Стоимость павших и вынужденно забитых животных, кроме павших в связи с эпизоотией или стихийными бедствиями, отражается как порча ценностей по кредиту счета 11 «Животные на выращивании и откорме» и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (п. 13 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Согласно п. 34 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, утв. Приказом Минсельхоза России от 06.06.2003 № 792 (далее – Методические рекомендации) потери от гибели молодняка и взрослого скота, находящегося на выращивании и откорме, птицы, зверей, кроликов, а также семей пчел, учитывают по статье затрат «Потери от брака, падежа животных (в учете)», кроме случаев падежа вследствие стихийных бедствий и потерь, возмещаемых виновными лицами. Данные потери списываются ежемесячно на затраты соответствующего вида производства и включаются в себестоимость тех животных, птиц, падеж которых произошел. Указанные потери не относятся на незавершенное производство, они включаются в фактическую себестоимость прироста живой массы по соответствующим видам (группам) животных (п. 56 Методических рекомендаций), что отражается записью по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 94.
Стоимость молодняка животных и взрослого скота на откорме, погибших в результате стихийных бедствий или эпизоотии, не увеличивает себестоимость продукции животноводства, признается прочим расходом и относится на финансовые результаты. Она отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», и кредиту счета 11 (п. 13 ПБУ 10/99). При этом обязательно проводится инвентаризация (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
Когда нормы не учитываются?
Что касается арбитражной практики, примечательно также Постановление АС УО от 15.02.2017 № Ф09-69/17 по делу № А50-11010/2016. Налогоплательщик, как часто бывает, с целью минимизации потерь от падежа использовал погибшую птицу, переработал ее в белковую добавку и применил в дальнейшем в основном производстве для откорма птицы.
Налоговики посчитали, что тем самым налогоплательщик избежал потерь от падежа и не вправе воспользоваться пп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. По их мнению, право на списание в расходы стоимости падежа птицы по установленным нормам возникает у налогоплательщика только в случае полного уничтожения (сжигания, закапывания в землю) павшей птицы, а в обратном случае общество необоснованно завышает себестоимость продукции.
Суд, не соглашаясь с этим, указал, что общие условия для принятия расходов налогоплательщик выполнил (в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.5 приобретенные корма и иные материалы, использованные для откорма павшей птицы, были оплачены и использованы по назначению).
Применение кормов собственного производства (биологических добавок) уменьшает расходы на приобретение кормов по рыночным ценам у третьих лиц и изменяет размер налоговой базы в сторону уменьшения прямых расходов. То есть действия налогоплательщика образуют у него обоснованную экономическую выгоду. Кроме того, у налогоплательщика могли бы возникнуть расходы по утилизации павшей птицы, но он их таким образом избегает.
Отправляя тушки птиц на переработку, налогоплательщик учитывает соответствующие потери как материальные расходы, отражая их непосредственно на счетах основного производства. В Постановлении ФАС УО от 05.04.2012 № Ф09-2358/12 по делу № А76-13085/2011 отмечается, что налоговый орган возражает против этого – ведь тогда налогоплательщик не учитывает нормы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 560. В данном случае он эти нормы фактически превысил.
Судьи, не соглашаясь с налоговиками, указали: именно потому, что сумма потерь от падежа списана налогоплательщиком на счет 20 «Основное производство», а не на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», пп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ применять не следует, а значит, и нормы, им предусмотренные.