Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit
Обозначим основные этапы организации проведения инвентаризации имущества.
II этап. Непосредственное проведение инвентаризации.
Методика проведения инвентаризации определяется спецификой деятельности предприятия. Например, инвентаризация незавершенного производства заключается в определении заделов, агрегатов. Сама методика инвентаризации зависит от технологических процессов производства, вида незавершенного производства.
Так, на предприятиях цветной металлургии (п.144 Методических указаний по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях цветной металлургии, утв. Роскомметаллургией от 07.12.1993 г.) в статье «незавершенное производство» на начало и конец месяца (квартала) показывается стоимость не законченной обработкой продукции и полуфабрикатов, подлежащих доработке в цехе, изготовляющем их, а также продукции и полуфабрикатов, хотя и законченных обработкой, но не принятых отделом технического контроля (ведомственной инспекцией) или не сданных на склад.
На рудниках в состав незавершенного производства входят затраты на остаток невзорванных буровых скважин, включая остаток взрывчатых веществ в них и остаток отбитой руды и блоках (магазинах).
Незавершенное производство оценивается:
-
металл в чушках и слитках во время остывания и проведения анализа и другая продукция, не принятая ОТК и не сданная на склад (на всех металлургических заводах), а также кондиционный концентрат, не принятый ОТК из-за отсутствия лабораторных анализов (на обогатительных фабриках) - по производственной себестоимости за вычетом потерь от брака;
-
руда в магазинах, не выданная на поверхность, - по годовой плановой себестоимости, установленной из затрат, необходимых для проведения буровых и взрывных работ по отбойке руды.
В этом случае инвентаризация проводится в несколько этапов – снятие натуральных остатков, затем – технические расчеты по методике оценки НЗП (с учетом процента готовности), установленными отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
По каждому цеху, переделу, участку составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых указываются: процент (стадия) готовности, количество, объем.
Проще инвентаризировать остатки ТМЦ, товаров на складах. В основном, пересчет товаров осуществляется вручную. Однако в последнее время, особенно в торговых компаниях, процесс инвентаризации полностью автоматизируют. Такая автоматизированная инвентаризация достигается с помощью специального терминала сбора данных (ТСД), который связан с данными учетной системы.
Такая технология возможна при условии применения штрих-кодирования товаров. Устройства ТСД позволяют сканировать коды товаров с последующей идентификации их в учете.
Важно!
При любом методе инвентаризации перед ее началом необходимо получить с материально ответственного лица расписку, образец которой приведен ниже.
РАСПИСКА
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Материально ответственное лицо:
___________ ___________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
III этап. Документальное оформление результатов проведенной инвентаризации.
На этом этапе составляется протокол заседания рабочей комиссии, инвентаризационные и сличительные ведомости.
Образец протокола заседания рабочей комиссии приведен ниже.
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЛЮТИК»
ПРОТОКОЛ
заседания рабочей инвентаризационной комиссии АО «Лютик»
«16» февраля 2016 г.
г.Москва №57
Слушали: Доклад инвентаризационных комиссий о результатах инвентаризации.
В соответствии с распоряжением АО «Лютик» от 27.12.2015 г. №56 «О создании цеховых рабочих комиссий для проведения инвентаризации имущества» и на основании приказа АО «Лютик» от 26.12.2015 г. №55 «О проведении инвентаризации имущества АО «Лютик» в целях обеспечения достоверности данных учета и правильного отражения в бухгалтерской отчетности фактического наличия имущества инвентаризация по состоянию на 31.12.2015 г.
По учетным данным по состоянию на 31.12.2015 г. на балансе АО «Лютик» числятся:
1. Балансовые счета. Основные средства:
Наименование
Строка
баланса
Фактическое наличие
По данным бухгалтерского учета
Излишки/
недостачи, руб.
Первонач.
стоимость,
руб.
Износ, руб.
Остаточная стоимость, руб.
Первонач.
стоимость,
руб.
Износ, руб.
Остаточная стоимость, руб.
Основные
средства
1150
16 000 000
4 000 000
12 000 000
15 994 000
3 998 000
11 996 000
- 6 000
2. Забалансовые счета.
п/п
Имущество
Строка баланса
Фактическое наличие
По данным бухгалтерского учета
Излишки/ недостачи
договорная стоимость, руб.
договорная стоимость, руб.
договорная стоимость, руб.
1
Арендованные основные средства
57000
34 000 000
34 000 000
2
Бланки строгой отчетности
57030
1 704
1 704
3
НМА, полученные в пользование
57065
14 000
14 000
4
ТМЦ, принятые на
ответственное
хранение
57010
180 000 000
180 000 000
5
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов
57035
4 500 000
4 500 000
6
Активы со сроком полезного
использования более 12 месяцев, учитываемые в качестве МПЗ, переданные в производство
57095
14 500 000
14 600 000
+100 000
ИТОГО:
1. В процессе проведения инвентаризации выявлено расхождений учетных данных с фактическим наличием имущества:
по цеху №1 выявлено излишек на сумму 5 000 рублей, недостач на сумму 2 000 рублей;
по цеху №2 выявлено излишек на сумму 3 000 рублей;
по цеху №3 выявлено излишков на сумму 2 000 рублей;
по цеху №4 выявлено излишек на сумму 1 000 рублей, недостач на сумму 4 000 рублей;
по цеху №7 выявлено излишек на сумму 5 000 рублей;
по цеху №9 выявлено излишек на сумму 44 000 рублей;
по административно-хозяйственному отделу выявлено излишек на сумму 40 000 рублей;
Итого выявлено излишек на сумму 100 000 руб. и недостач в сумме 6 000 руб.
Объяснения по факту расхождений:
Излишки по активам со сроком полезного использования более 12 месяцев, учитываемые в качестве МПЗ (малоценное имущество) образовались из-за того, что материалы списаны в производство без оформления документов для постановки на забалансовый учет.
Недостача образовалась в результате несвоевременного оформления документов на списание оборудования в виду его физического и морального износа.
Предложения по урегулированию:
Основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации. Недостачи подлежат взысканию с виновных лиц.
Постановили:
1. Утвердить результаты проведенной инвентаризации на 31.12.2015 г.
2. Оприходовать выявленные излишки и отразить в учете и отчетности на сумму 100 000 рублей.
3. Отразить выявленные недостачи в учете и отчетности и отнести за счет виновных лиц (цех №1 - 2 000 рублей, цех №4 - 4 000 рублей) на сумму 4 000 рублей по остаточной стоимости.
IV этап. Отражение результатов инвентаризации в учете.
Данный этап является заключительным и касается работников бухгалтерской службы. В случае отсутствия излишек и (или) недостач никакие бухгалтерские записи на счетах учета не проводятся.
Статья актуальна на 25.04.2016
Спасибо за такой цикл статей. Только вот формы документов надо приводить отдельно, чтобы каждый мог просто скачать их и вставить свои данные. А так не удобно копировать и переносить!
Формы документов для скачивания см. здесь -https://www.audit-it.ru/forms/