Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit

Как рационально организовать проведение инвентаризации имущества? Как максимально исключить влияние человеческого фактора? Обозначим основные этапы организации проведения инвентаризации имущества.

Порядок проведения инвентаризации состоит из нескольких этапов.

I этап. Подготовка к проведению инвентаризации.

На данном этапе определяется перечень инвентаризируемого имущества, разрабатывается график проведения инвентаризации в каждом цехе, переделе, складе (на крупных предприятиях).

Исходя из объема инвентарных (номенклатурных) позиций имущества, рассчитываются временные трудозатраты, определяется число технических специалистов и пр.

На крупных предприятиях в цехах (переделах) назначается ответственное лицо за подготовительные работы: проверка нанесения инвентарных номеров на объекты основных средств, наличие ярлыков на материалах, визуальный осмотр имущества по местам хранения.

Результатом подготовительного этапа является издание приказа о проведении инвентаризации имущества.

Образец приказа приведен ниже.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЛЮТИК»

ПРИКАЗ

«26» декабря 2015 г.

г.Москва

№55



О проведении инвентаризации имущества АО «Лютик»



В соответствии со ст.11 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктами 26-28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Провести инвентаризацию товарно-материальных ценностей, основных средств, незавершенного производства по состоянию на 31.12.2015 г.

2. Для проведения инвентаризации создать заводскую инвентаризационную комиссию в составе:

Председатель комиссии:


главный инженер

Ромашкин С.С.

Члены комиссии:


зам. директора по производству

Лютиков Д.С.

зам. директора по экономике и финансам

Цветочкин А.Д.

зам. директора по экономической безопасности

Ландышев Т.М.

главный бухгалтер

Нарциссова Т.П.

3. К инвентаризации приступить 29 декабря 2015 г. в 8-00 ч утра местного времени и закончить 31 декабря 2015 г. в 17.30 ч местного времени.

4. Начальникам складов на период инвентаризации организовать работу погрузочно-разгрузочных средств.

5. Рассмотреть материалы инвентаризации на заседании заводской комиссии. В срок до 13 февраля 2016 г. оформить протоколы заседаний рабочих инвентаризационных комиссий и сличительные ведомости данных инвентарного и бухгалтерского учета имущества.

6. Отразить в бухгалтерской отчетности за 2015 г. результаты проведенной инвентаризации имущества и обязательств после их рассмотрения и утверждения в установленном порядке в АО «Лютик».

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера Нарциссову Т.П.


Директор завода

Т.М. Незабудкин



Согласованно:

Главный инженер

Зам. директора по производству

Зам. директора по экономике и финансам

Зам. директора по экономической безопасности

Главный бухгалтер

На крупных предприятиях создается постоянно действующая рабочая комиссия, ее состав, как правило, утверждается отдельным распоряжением. При малом объеме работ наличии в организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. Но в любом случае персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (п.2.3 Методических указаний).

Образец распоряжения приведен ниже.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЛЮТИК»

РАСПОРЯЖЕНИЕ

«27» декабря 2015 г.

г.Москва

№56

О создании цеховых рабочих комиссий для проведения
инвентаризации имущества



В целях реализации приказа №55 от 26 декабря 2015 года «О проведении инвентаризации имущества» по состоянию на 31.12.2015 года

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Образовать цеховые рабочие инвентаризационные комиссии в составе:

по аппаратному цеху

- зам. начальника цеха Колокольчиков Д.И.

- мастер гальванического отделения Одуванчиков А.Д.

- экономист цеха Лютикова О.В.

- зам.главного бухгалтера Сморчкова Т.А.

по механическому цеху

- зам. начальника цеха Васильков Н.К.

- зам. начальника цеха Маков Ф.Р.

- экономист цеха Цветкова М.П.

- бухгалтер Розова О.В.

по зданиям и сооружениям

- зам. главного инженера Цветков Д.И..

- начальник сектора капитального строительства Лютикова А.С.

- бухгалтер Ромашкина Т.В.

- бухгалтер Ландышева И.А.

для инвентаризации незавершенного строительства

- Главный бухгалтер Нарциссова Т.П.

- главный энергетик Подснежников В.Ю.

- главный конструктор Лютиков В.В.

- бухгалтер Ландышева И.А.



Директор завода

Т.М. Незабудкин



Согласованно:

Главный инженер

Зам. директора по производству

Зам. директора по экономике и финансам

Зам. директора по экономической безопасности

Главный бухгалтер

Важно!

Распространенной ошибкой является подмена (либо отсутствие) участников рабочей комиссии, указанных в приказе и фактически проводящих инвентаризацию. Причины такого несоответствия могут быть разными (служебная командировка, болезнь работника, отпуск и пр.). Однако независимо от причин данный факт может явиться основанием для признания итогов инвентаризации недействительными, поскольку фактическая работа всех членов рабочих инвентаризационных групп должна быть обеспечена в полном составе (п.2.3 Методических указаний).

Поэтому до момента издания приказа о проведении инвентаризации необходимо предварительно поставить в известность членов рабочей комиссии о ее начале и окончании. Кроме того, следует учитывать, проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально-ответственных лиц (п.2.8 Методических указаний).

Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) должен быть зарегистрирован в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (п.2.3 Методических указаний).

Продолжение

Статья актуальна на 25.04.2016