Гмызина Людмила, ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения
компании «Что делать Консалт»
Источник: Журнал "Что делать Обозрение"
При подготовке годовой бухгалтерской отчётности проведение инвентаризации обязательно. Это необходимо для обеспечения достоверности отчётности. Напомним в данной статье основные моменты проведения инвентаризации.
Сплошная проверка на 31 декабря может не понадобиться
Все организации обязаны провести инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчётности. Это предусмотрено Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Инвентаризация проводится, чтобы установить фактическое наличие проверяемых активов и обязательств и сравнить полученную информацию с данными, отражённым в бухгалтерском учёте1.
По имуществу в годовой отчётности могут быть отражены данные инвентаризации, проведённой в четвертом квартале отчётного года. Повторная проверка по состоянию на 31 декабря в этом случае не нужна. Основные средства закон разрешает инвентаризировать один раз в три года. Однако инвентаризацию обязательств необходимо провести по состоянию на 31 декабря включительно2.
Этапы большого пути: как пройти их правильно, какие оформить документы?
Порядок проведения инвентаризации и перечень подлежащих оформлению документов изложен в «Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49). Внутренний порядок проведения инвентаризации организация утверждает в своей учётной политике для целей бухгалтерского учёта, там же закрепляет формы первичных учётных документов по учёту результатов инвентаризации3. Компания может использовать унифицированные формы4, которые с 2013 года не обязательны для применения, или разработать на их основе собственные формы документов5.
Для проведения инвентаризации создаётся инвентаризационная комиссия, в её состав включаются сотрудники администрации, бухгалтерии, а также обязательно специалисты технических, инженерных и иных служб, деятельность которых связана с проверяемыми объектами6.
На момент начала инвентаризации бухгалтер определяет остатки имущества и обязательств с учётом всех имеющихся документов по движению материальных ценностей, денежных средств, расчётов. Эти документы ответственные лица передают в комиссию до начала проверки7. Имущество, поступившее в период проведения инвентаризации, принимается к учёту уже по её окончании, по отдельной описи8.
Комиссия проверяет всё имущество и обязательства, которые числятся по бухгалтерскому учёту на балансовых и забалансовых счетах, а также объекты, которые не поставлены на учёт по каким-либо обстоятельствам9. Проводится осмотр, подсчёт, измерение, взвешивание, оценка состояния и сохранности проверяемых объектов, проверка наличия необходимой документации10. Результаты заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации11 и проводится сопоставление фактических данных с данными учёта. Если будут обнаружены расхождения между реальной ситуацией и данными учёта, то по суммам излишков и недостач составляются сличительные ведомости, производится анализ причин отклонений, устанавливаются виновные лица. Сводным итоговым документом является ведомость учёта результатов, выявленных инвентаризацией. Она содержит данные по всем проверенным активам и обязательствам и по всем суммам расхождений. Корректировка в бухгалтерском учёте производится после принятия решения руководителем организации12.
Отражение результатов инвентаризации
Выявленные суммы расхождений бухгалтер должен отрегулировать до составления годовой бухгалтерской отчётности13.
В случае выявления излишков следует оприходовать неучтённые объекты по рыночной стоимости (определяемой с учётом положений ст. 105.3 НК РФ). Коммерческая организация отразит в учёте финансовый результат, некоммерческая – увеличение доходов.
В случае выявления недостач надо списать с учёта фактически отсутствующее имущество. Суммы недостач в пределах норм естественной убыли отражаются как издержки производства или обращения, а сверх установленных норм – как подлежащие возмещению виновными лицами. Если виновное лицо не найдено или решением суда отказано в возмещении этим лицом убытков, то коммерческая организация спишет убытки на финансовый результат, а некоммерческая – на увеличение расходов14.
Нюансы инвентаризации расчетов
Порядок проведения инвентаризации расчётов изложен в разделе 3 методических указаний. Рассмотрим его более подробно.
Проверка охватывает балансовые счета расчётов 60-79 и забалансовый счёт 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»15: расчёты с покупателями, поставщиками, банками, налоговыми органами и фондами, сотрудниками по зарплате и подотчётным суммам, выделенными на отдельный баланс подразделениями организации, иными контрагентами. Проверяется задолженность по каждому контрагенту в разрезе счетов, аналитических счетов, договоров, поставок, платежей, документов. Ставится задача проконтролировать обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, наличие всех необходимых документов для подтверждения остатков16. Также проверяется, все ли имеющиеся документы отражены в учёте и корректность их отражения, выявляются ошибки бухгалтера.
С целью исключить необоснованное завышение или занижение задолженности, искажение статей баланса, особенно внимательно следует проверить:
- Авансы оплаченные и полученные. Проверяется своевременность их списания при принятии к учёту оплаченных авансом ценностей и при отгрузках в счёт предоплат. Одновременно контролируется восстановление «авансового» НДС.
- Контрагентов, в отношении которых были созданы резервы по сомнительным долгам. Проверяется наличие поступлений в счёт погашения сомнительных долгов, своевременность восстановления соответствующих резервов.
- Полноту отражения в учёте документов по неденежным расчётам: актов зачёта, соглашений о переуступке прав требования, о новации обязательств.
По окончании проверки составляются акты инвентаризации17. Данные в них отражаются отдельно по каждому счёту бухгалтерского учёта, дебитору и кредитору.
На основании анализа результатов инвентаризации:
- своевременно формируются резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте18 в соответствии с критериями, утверждёнными в учётной политике;
- рассчитывается сумма резерва по сомнительным долгам в налоговом учёте19;
- принимается решение о списании дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим на момент завершения проверки сроком исковой давности20.
Нужны ли акты сверки с поставщиками и подрядчиками?
Отсутствие подписанного контрагентом акта сверки не влияет на результаты инвентаризации, поскольку этот документ не может служить обоснованием суммы указанной в нём задолженности, а оформляется с иной целью – согласовать взаиморасчёты с контрагентом. Обоснованием суммы задолженности являются только непосредственно первичные документы. Если срок возникновения задолженности достаточно давний, целесообразно не инициировать проведение сверки. Подписание акта – это подтверждение признания долга должником, прерывающее течение срока исковой давности. Отсчёт срока придётся начать заново с даты подписания акта, а возможность списания задолженности по данному основанию отодвинется на три года21.
Однако сверка будет полезна бухгалтеру при инвентаризации расчётов по налогам и сборам. Выявленные расхождения не всегда свидетельствуют об ошибках бухгалтера, причиной может быть неверное отражение платежей или начислений в базе данных налогового органа или фонда.
Проведение инвентаризация в конце года – это залог достоверности данных, отражённых в годовой бухгалтерской отчётности. Это возможность своевременно исправить допущенные в учёте ошибки, оценить правильность оформления первичных документов и проверить их наличие. Поэтому проводите инвентаризацию своевременно и правильно.
1. Ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
2. П. 27 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации».
3. П. 4 ч. II Приказа Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
4. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций, по учёту результатов инвентаризации».
5. П. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
6. П. п. 2.2, 2.3 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении ʺМетодических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"».
7. П. 2.4 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
8. П. 3.18 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
9. П. 1.3 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
10. П. п. 2.7, 3.2, 3.17 и др. Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
11. П. 2.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
12. П. п. 5.1-5.6 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
13. П. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
14. П. 28 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
15. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
16. П. 3.44 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
17. П. 2.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
18. П. 70 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
19. П. 4 ст. 266 Налогового кодекса РФ (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
20. П. п. 77, 78 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
21. Ст. 203 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
Консультант Плюс, сборник консультаций по Законодательству РФ