ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Одним из условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, является инвентаризация. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущества и обязательств, их состояние и правильность оценки.

Статьей 12 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены в пункте 2 статьи 12 указанного закона:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации.

Кроме того, в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета), указано, что в частности, инвентаризация расчетов обязательна перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, организации в обязательном порядке обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в полном объеме. Такая ежегодная инвентаризация должна проводиться организацией не ранее 1 октября отчетного года.

В Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее - Методические указания), определен порядок проведения инвентаризации. В частности, порядок проведения инвентаризации расчетов регламентируется пунктами 3.44 - 3.48 Методических указаний.

Для проведения инвентаризации расчетов согласно пункту 2.2 Методических указаний создается инвентаризационная комиссия, состав которой согласно пункту 2.3 Методических указаний утверждает руководитель организации. О проведении инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами издается приказ. Унифицированная форма такого приказа №ИНВ-22 утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»:

  

                                                         --------¬
                                                         ¦  Код  ¦
                                                         +-------+
                                           Форма по ОКУД ¦0317018¦
                                                         +-------+
________________________________________________ по ОКПО ¦       ¦
                    организация                          +-------+
________________________________________________________ ¦       ¦
              структурное подразделение                  L--------

                                           ----------T-----------¬
                                           ¦  Номер  ¦   Дата    ¦
                                           ¦документа¦составления¦
                                           +---------+-----------+
                                           ¦         ¦           ¦
                      ПРИКАЗ               L---------+------------
           (ПОСТАНОВЛЕНИЕ, РАСПОРЯЖЕНИЕ)
           О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

    Для проведения инвентаризации ________________________________
__________________________________________________________________
назначается рабочая инвентаризационная комиссия в составе:

Председатель комиссии _________ __________________________________
                      должность        фамилия, имя, отчество

Члены комиссии:       _________ __________________________________
                      должность        фамилия, имя, отчество

                      _________ __________________________________
                      должность        фамилия, имя, отчество

                      _________ __________________________________
                      должность        фамилия, имя, отчество

    Инвентаризации подлежит ______________________________________
                             наименование имущества, обязательства
__________________________________________________________________

К инвентаризации приступить "__" __________ ____ г.
и окончить "__" __________ ____ г.

    Причина инвентаризации _______________________________________
                           контрольная проверка, смена материально
__________________________________________________________________
               ответственных лиц, переоценка и т.д.
__________________________________________________________________
    Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию
__________________________________________________________________
не позднее "__" _________ ____ г.

    Руководитель __________ _______ ______________________________
                 должность  подпись         расшифровка подписи

Приказ регистрируют в Журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (унифицированная форма №ИНВ-23).

Такой приказ готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации.

Инвентаризация расчетов проводится с целью документального подтверждения наличия дебиторской задолженности и обязательств, установления сроков их возникновения и погашения, уточнения оценки.

В пункте 3.44. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств указано, что инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 3.48 Методических указаний инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:

«а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности».

Итак, при инвентаризации проверяются расчеты:

- с банками по кредитам;

- с бюджетом по налогам и сборам и с внебюджетными фондами по взносам;

- с покупателями и поставщиками;

- с работниками, в том числе с подотчетными лицами;

- с другими дебиторами и кредиторами.

Для проведения такой проверки необходимы регистры бухгалтерского учета по счетам расчетов, первичные документы, оформляющие хозяйственные операции по счетам расчетов, акты сверки.

«При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение)» (пункт 3.47 Методических указаний).

Прежде всего, проверяется, представило ли подотчетное лицо в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах по истечению срока, на который аванс был выдан. При проверке отчетов комиссия проверяет наличие первичных документов, подтверждающих расходы, произведенные подотчетным лицом.

«По задолженности работникам организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам» (пункт 3.46 Методических указаний).

Пример 1.

Предположим, что в процессе инвентаризации расчетов по состоянию на 31 декабря 2006 года в организации было выявлено наличие депонентской задолженности в сумме 2500 рублей с истекшим в марте 2006 года сроком исковой давности (3 года).

Инвентаризация расчетов показала, что организация нарушила требования бухгалтерского законодательства и налогового, что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Поэтому, в данной ситуации бухгалтеру организации необходимо внести в учет исправления, сдать в налоговую инспекцию уточненные расчеты по прибыли за I квартал 2006 года (учитывая, что форму заполняются нарастающим итогом уточненные нужно сдать и за полугодие, 9 месяцев, год), произвести доплату налога и пени.

Окончание примера.

В соответствии с пунктом 73 Положения по ведению бухгалтерского учета расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

Таким образом, даже если в бухгалтерском учете обязательства у контрагентов будут отражены в различных суммах, при проведении сверки организация вправе настаивать на правильности своих записей и не обязательно приводить свои данные в соответствие с данными поставщика (подрядчика).

Только если по итогам сверки неправильность данных будет доказана другой стороной, и с этим согласится сама организация, бухгалтерские записи могут быть приведены в соответствие с реально оказанными объемами услуг (выполненных работ, поставленной продукции) с учетом наличия правильно оформленных первичных учетных документов. Без наличия таких документов организация не вправе, только лишь на основании одного акта сверки, производить дополнительные или сторнировочные записи.

Таким образом, инвентаризация расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетах учета.

Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами. В них указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов.

Учитывая, что целью инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей является подтверждение данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета, акты сверки составляются по состоянию на отчетную дату. Данные годовой бухгалтерской отчетности должны подтверждать остатки, выведенные по состоянию на 1 января следующего года, а потому фактически сверка расчетов в составе годовой обязательной инвентаризации может быть осуществлена только в январе следующего года.

Перед началом инвентаризации расчетов с дебиторами необходимо оформить акт сверки. Акт сверки оформляется по каждому дебитору и каждому кредитору в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в бухгалтерии, а второй направляется дебитору (кредитору), с которым производилась сверка. Отметим, что обязательность оформления направленных актов сверки другой стороной законодательством не установлена. Кроме того, часть актов сверки организация вплоть до оформления бухгалтерской отчетности может и не получить от контрагента. Однако это и не требуется. Как отмечалось выше, согласно пункту 73 Положения по ведению бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно признавать свои расчеты правильными.

На конец года осуществляется сверка остатков на расчетном, валютном и иных счетах в банке. Банк представляет организации акт сверки остатков денежных средств на 1 января следующего года. Акт сверки составляется в двух экземплярах. В подтверждение указанного остатка денежных средств руководитель и главный бухгалтер организации подписывают оба экземпляра акта и заверяют печатью организации. Один экземпляр акта сверки возвращается в банк, а второй подшивается с инвентаризационными документами.

Таким образом, инвентаризация расчетов с банками заключается в проверке данных учета, числящихся на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и 55 «Специальные счета в банках». По полученным кредитам проверяется наличие и содержание договоров банковского кредита, их целевое использование, своевременность и правильность отражения в учете получения и погашения, правильность отражения процентов за пользование заемными средствами.

При инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами происходит сверка данных бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, исчисленных в декларациях, а также с суммами, перечисленными в оплату налогов и сборов. Кроме того, по неуплаченным в срок налогам необходимо проверить исчисление пеней и их уплату, а также штрафных санкций.

Для проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам, сборам и взносам Приказом ФНС Российской Федерации от 4 апреля 2005 года №САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению» утверждены формы документов, которыми оформляется результат сверки, и методические указания по заполнению этих форм. Налоговый инспектор формирует в двух экземплярах акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по формам №23 (полная), №23-а (краткая), а также справку о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам по форме №39-1, №39-1ф на основе данных налогового органа. В случае отсутствия расхождений в форме №23-а (краткая) данных налогового органа с данными налогоплательщика документ подписывается налогоплательщиком и должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками, оформившим его. Кроме того, оба экземпляра документа визирует начальник отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр акта сверки вручается налогоплательщику или передается для отправки заказным отправлением с уведомлением. При наличии расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа инспектор осуществляет сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом по данным налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме №23 (полная). После исправления ошибок формируется акт сверки расчетов с бюджетом в двух экземплярах по форме №23-а (краткая) с учетом внесенных изменений, затем один из экземпляров с подписями налогоплательщика и инспектора передается налогоплательщику.

В случае снятия налогоплательщика с учета и постановки его на учет в другом налоговом органе акт сверки по форме №23-а (краткая) составляется в 3-х экземплярах:

1) передается налогоплательщику;

2) хранится в налоговом органе по месту проведения сверки расчетов;

3) направляется в налоговый орган по новому месту постановки на учет.

До начала инвентаризации расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками и с прочими дебиторами и кредиторами стороны в двух экземплярах подписывают акт сверки задолженности между организациями.

«Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами» (пункт 3.45 Методических указаний).

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками необходимо проверить, не числятся ли в составе полученных авансов суммы, которые следует зачесть в счет уже отгруженной продукции.

В ходе инвентаризации расчетов с персоналом по прочим операциям проверяется полнота отражения в бухгалтерском учете сумм займов, предоставленных работникам, а также выявление задолженности по оплате процентов и погашению займов. Также проверяются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работниками в результате брака, недостач и хищений денежных и материальных ценностей.

Выявленные результаты инвентаризации расчетов отражаются в Акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма №ИНВ-17). Данная форма утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии.

В акте указывается:

1.   наименование организации дебитора (кредитора);

2.   счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;

3.   суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);

4.   суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

В отдельном порядке по графам 4, 5 и 6 данной формы приводятся сведения о задолженности, подтвержденной дебиторами (графа 4 формы), не подтвержденной дебиторами (графа 5 формы), а также о задолженности с истекшим сроком исковой давности (графа 6 формы).

Не подтвержденные контрагентами суммы задолженности по причине неполучения от них актов сверки заносятся в графу 5 акта по форме №ИНВ-17.

К акту инвентаризации расчетов по указанным видам задолженности должна быть приложена справка (Приложение к форме №ИНВ-17). Справка составляется в одном экземпляре в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета и является основанием для составления акта. В справке указывают:

-   реквизиты каждого дебитора или кредитора организации;

-   дату и причину возникновения задолженности;

-   сумму задолженности.

Оформление (составление) данной справки является обязательным в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Сроки оформления и представления оформленных инвентаризационных документов в каждой конкретной организации определяются «Приказом (постановлением, распоряжением) о проведении инвентаризации» (форма №ИНВ-22) или утвержденным в установленном в организации порядке Планом проведения инвентаризации. В данном приказе (или в отдельном распоряжении) назначают инвентаризационную комиссию.

Инвентаризацию проводят в присутствии лица, ответственного за ведение документов по расчетам с контрагентами. Если ответственный работник отсутствует, выверка сумм и документов проводится без него. На результаты инвентаризации это не влияет. В то же время отсутствие одного из членов комиссии в момент инвентаризации дает основание считать ее результаты недействительными. В данной ситуации рекомендуем назначить таким сотрудникам приказом руководителя замену.

При этом опять же следует учитывать, что реальными сроками для получения от контрагентов и согласования актов сверки являются конец января – февраль года, следующего за отчетным годом.

Более подробно с вопросами, касающимися проведения инвентаризации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR - ИНТЕРКОМ - АУДИТ» «Инвентаризация».

3.1. инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженностей по НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Прежде всего, напомним, что с 1 января 2006 года организации перешли на начисление НДС методом «по отгрузке». Порядок исчисления НДС принят Федеральным законом от 22 июля 2005 года №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон 119-ФЗ).

По состоянию на 1 января 2006 года организации - налогоплательщики НДС обязаны были провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31 декабря 2005 года включительно (пункт 1 статьи 2 Закона №119-ФЗ).

По результатам инвентаризации определялась дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные до 1 января 2006 года товары (работы, услуги), имущественные права, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 года.

Результаты инвентаризации дебиторской задолженности налоговые органы рекомендовали оформлять справкой, приведенной в приложении №1 к Письму ФНС Российской Федерации от 27 января 2006 года №ММ-6-03/85@, а кредиторскую задолженность можно было отразить в рекомендуемой справке по форме в приложении №2 к этому письму. Данные формы было рекомендовано сдать в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС за первый налоговый период 2006 года.

Но так как регламент проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, а также формы документов, которыми оформляются ее результаты, налоговыми нормативными документами не установлен, то по нашему мнению, в данном случае можно воспользоваться формами, применяемыми при инвентаризации в бухгалтерском учете.

Обращаем внимание читателей на то, что в форме №ИНВ-17 не предусмотрено выделение НДС в составе кредиторской и дебиторской задолженности.

В данной ситуации считаем возможным в форме №ИНВ-17 (акт инвентаризации расчетов) и приложении к форме №ИНВ-17 (справка к акту) в соответствующих графах дополнить строкой «в том числе НДС» в соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 24 марта 1999 года №20, согласно которому в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом Российской Федерации, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом Российской Федерации унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно - распорядительным документом организации. Форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться.

Приведем разъяснения ФНС Российской Федерации по вопросу оформления Справки о кредиторской задолженности, изложенные в Письме от 19 апреля 2006 года №ШТ-6-03/417@ «О порядке оформления справки о дебиторской и кредиторской задолженности, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 №119-ФЗ»:

«При оформлении налогоплательщиками справки о кредиторской задолженности, приведенной в приложении №2 к Письму ФНС России от 27.01.2006года № ММ-6-03/85@ (далее - Справка), следует учитывать, что в случае неполучения налогоплательщиками-покупателями до 31 декабря 2005 года включительно счетов-фактур по принятым к учету до 01.01.2006, но не оплаченным до этой даты товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, рекомендуется такие счета-фактуры отражать по мере их получения в виде приложений к Справке и направлять данные приложения в налоговый орган одновременно с представлением налоговой декларации за налоговый период, в котором были получены указанные счета-фактуры. При этом налогоплательщики, которые применяют налоговые вычеты на основании пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. №119-ФЗ, вправе предъявить к вычету суммы налога на добавленную стоимость по принятым к учету до 1 января 2006 года, но не оплаченным до этой даты товарам (работам, услугам), указанные в счетах-фактурах, полученных в первом полугодии 2006 года, равными долями в течение налоговых периодов, оставшихся до окончания первого полугодия 2006 года, то есть до 1 июля 2006 года. Размер указанной доли налога определяется исходя из суммы налога, указанной в соответствующем счете-фактуре, и количества налоговых периодов, оставшихся до окончания первого полугодия 2006 года. При получении таких счетов-фактур после окончания первого полугодия 2006 года налогоплательщики вправе предъявить к вычету сумму налога, указанную в счете-фактуре, в том налоговом периоде, в котором получен счет-фактура.

Вместе с тем сообщается, что при наличии у налогоплательщика значительного количества счетов-фактур по принятым к учету, но не оплаченным товарам (работам, услугам), имущественным правам, полагаем целесообразным запись по таким счетам-фактурам, отражаемым налогоплательщиком в соответствующих разделах 1.1 - 1.5 Справки о кредиторской задолженности, прилагаемой к вышеуказанному Письму ФНС России, не указывать (не дублировать) в разделе 1 данной Справки.

При этом записи по счетам-фактурам, отражаемым в разделах 1.1 - 1.2 Справки о дебиторской задолженности, прилагаемой к вышеуказанному Письму ФНС России, по строительно-монтажным работам, выполненным подрядными организациями, ФНС России полагает целесообразным не указывать (не дублировать) в разделе 1 данной Справки. При отсутствии у подрядных организаций дебиторской задолженности по товарам (работам, услугам), имущественным правам в разделе 1 Справки рекомендуется ставить прочерки».

Согласно неофициальным разъяснениям представителей налоговых ведомств налоговым органам при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, представленных после 1 января 2006 года, могут быть истребованы у налогоплательщика результаты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности для их применения при проведении контрольных мероприятий, при этом сведения о результатах инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей надо будет представлять инспекторам в разрезе каждого счета-фактуры.

Таким образом, по нашему мнению, инвентаризацию необходимо было провести в разрезе поставщиков (покупателей) (отразится в акте инвентаризации расчетов), а внутри поставщиков (покупателей) - в разрезе счетов-фактур (отразится в справке к Акту инвентаризации расчетов).

Переходный период для тех налогоплательщиков, которые применяли до 2005 года метод «по оплате» и у которых были отгруженные, но не оплаченные товары, работы, услуги и имущественные права определен до 1 января 2008 года.

Налогоплательщики, которые определяли налоговую базу для исчисления НДС «по оплате» в 2006 году после поступления денежных средств списывали дебиторскую задолженность со счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», а суммы НДС со счета 76 субсчет «НДС по реализованным, но не оплаченным товарам, работам и услугам». Возможно, что до конца 2006 года в организацию поступит не вся сумма дебиторской задолженности выявленной по результатам инвентаризации на 01 января 2006 года. В этом случае на момент формирования отчета за 2006 года следует проверить остатки по счетам 62 и 76. Суммы НДС переходного периода рекомендуем учитывать на отдельном субсчете счета 62.

Те организации, которые применяли налоговую базу для исчисления НДС «по отгрузке» произвели вычеты сумм налога, принятых к учету до 1 января 2006 года, в течение первого полугодия 2006 года равными долями. Поэтому у них не будет остатка по дебету счета 19 на 31 декабря 2006 года.

Те же налогоплательщики, которые применяли до 2006 года метод «по оплате» в 2006 году применяли вычет только после оплаты кредиторской задолженности выявленной по результатам инвентаризации. У них может остаться остаток по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и на момент формирования годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год.

Учесть кредиторскую задолженность и НДС, в составе предъявленной, но не оплаченной кредиторской задолженности и подлежащий налоговому вычету после оплаты рекомендуемо на отдельном субсчете счетов 60 и 19, например счет 60 субсчет 19 и соответственно счет 19 субсчет 19.

Особый порядок налогообложения в отношении капитальных вложений, произведенных до 1 января 2006 года, предусматривает статья 3 Закона №119-ФЗ.

В связи с этим остаток на 31 декабря 2006 года по дебету 19 счета может быть у организаций если:

1.   они проводили капитальное строительство до 1 января 2006 года и у них в учете отражались суммы НДС, предъявленные организациям подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года. При этом соответствующие объекты завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, не приняты на учет или не реализованы в 2006 году.

2.   они проводили строительно-монтажные работы для собственного потребления до 1 января 2006 года и у них в учете отражались суммы НДС, предъявленные организациям по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления и уплаченные им при проведении строительно-монтажных работ, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года. При этом соответствующие объекты завершенного капитального строительства, используемые для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, не приняты на учет или не реализованы в 2006 году.

они не уплатили суммы налога, начисленные при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, выполненным с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года (включительно) в соответствии со статьей 173 НК РФ. Отметим, что моментом определения налоговой базы по таким строительно-монтажным работам для собственного потребления признавалось 31 декабря 2005 года (пункт 6 статьи 3 Закона 119-ФЗ).

Более подробно с вопросами, касающимися порядка и способов списания дебиторской и кредиторской задолженности, Вы можете познакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Списание дебиторской и кредиторской задолженности».