ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

На основании пункта 20 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 года №171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» инвентаризация бланков строгой отчетности производится одновременно с инвентаризацией денежных средств и кассовых документов.

О важности инвентаризации говорит статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В соответствии с указанной статьей для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущества и обязательств, их состояние и правильность оценки.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Основные правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств №49).

В соответствии с пунктом 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств №49, одной из основных целей инвентаризации является выявление фактического наличия имущества в целях обеспечения его сохранности, а также сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач).

Основу любой инвентаризации составляет полная или выборочная проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств, специально созданной в организации комиссией.

При этом различают два вида проверок: натуральную и документальную.

Натуральная проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества. Бланки документов строгой отчетности наряду с основными средствами, материально-производственными запасами, наличными денежными средствами подвергаются натуральной проверке.

При документальной проверке наличие в организации имущественных прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу, на ответственном хранении у которого находиться это имущество.

Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете организации применяются типовые унифицированные формы первичной учетной документации. Такие формы утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ по форме №ИНВ-22, в котором назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки проведения инвентаризации и причина ее проведения.

Материально-ответственное лицо перед проведением инвентаризации должно подготовить все материальные ценности, оформить все приходные и расходные документы, а также представить инвентаризационной комиссии расписку следующего содержания:

Образец
РАСПИСКА

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу), ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Материально ответственное (ые) лицо (а):

____________________ ________________

(должность) (подпись)

___________________ ________________

(должность) (подпись)

В соответствии с пунктом 3.41 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств №49 проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков с учетом их начальных и конечных номеров, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам.

Результаты инвентаризации фактического наличия бланков строгой отчетности и выявление их количественных расхождений с учетными данными отражаются в Инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма №ИНВ-16), которая составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии и материально ответственным лицом. Один экземпляр передается в бухгалтерию, а другой остается у материально-ответственного лица. Если инвентаризация проводится при смене материально-ответственных лиц, то опись составляется в трех экземплярах, один передается материально ответственному лицу, принявшему бланки документов строгой отчетности, другой – материально-ответственному лицу, сдавшему бланки строгой отчетности, третий экземпляр передается бухгалтерии.

При наличии бланков документов строгой отчетности, нумеруемых одним номером, составляется комплект с указанием количества документов в нем.

При проведении инвентаризации бланков документов строгой отчетности допускается их движение. В этом случае заполняются две свободные строки в последней странице формы №ИНВ-16 перед подписью председателя комиссии, в которых записывают последние номера документов.

Более подробно с вопросами, касающимися бланков строгой отчетности, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бланки строгой отчетности».