Журнал "Семинар для бухгалтера" № 4/2012

С потерями при транспортировке, хранении и производстве продукции так или иначе сталкивается практически каждая организация. Оксана Костылева, главный бухгалтер ООО «Стройкомпозит-Спецматериалы», привела из собственной практики несколько примеров того, каким образом наиболее корректно отражать отклонения в учете. Розничной торговли продуктами она не касалась из-за специфики своей компании (нормы естественной убыли по продовольственным товарам см. статью «Какие нормы естественной убыли можно применять в бухгалтерском и налоговом учете» – Примеч. ред.).

Совет № 1. Нормы естественной убыли лучше прописать в учетной политике.

Даже официально утвержденные нормы лучше привести в учетной политике компании. Однако если технологический процесс резко меняется, стоит оформить изменения отдельным приказом.

Для документального оформления потерь надо провести инвентаризацию, составить акт с отражением сумм выявленной недостачи, провести зачет недостач ценностей излишками по пересортице. Если после зачета по пересортице все же выявлена недостача, то нормы должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которой она установлена.

Совет № 2. Важно составить заключение и акт.

Наша компания связана со строительством. При торговле специфическими материалами, используемыми в строительстве и ремонте (сухими смесями, грунтовками, лаками), помимо срока годности, по истечении которого можно проводить списание, очень важны внешние условия транспортировки и хранения. Однажды у нас произошел из ряда вон выходящий случай. Летом по невнимательности логист под перевозку сухих смесей в бумажных мешках заказал машину без тента, а диспетчер транспортной организации не уточнил эту деталь. Расстояние от поставщика было порядка 300 километров. На середине пути погодные условия испортились, пошел сильный дождь. В итоге бумажная упаковка промокла и товар весом пять тонн пришел в негодность. Понятно, что в такой ситуации пришлось полностью его списывать. Но не за счет чистой прибыли.

При приемке товара была создана комиссия, одним из членов которой являлся водитель-экспедитор. Составили акт о том, что при перевозке товаров возникли форс-мажорные обстоятельства, из-за которых пришел в негодность перевозимый товар. С транспортной компании запросили наряд-заказ, где нет строки о наличии тента. Запросили справку от метеорологов о погоде и на всякий случай сделали распечатки из Интернета о погоде. Составили заключение о частичной вине логиста. Издали приказ о взыскании с виновного ущерба в размере 1/3 от оклада. Оставшуюся сумму списали на расходы.

Совет № 3. Можно разработать инструкцию по естественной убыли.

В другой организации у нас сложилась хроническая ситуация с естественной убылью. Частично сырье для производства готовой продукции, которое имеет мелкую фракцию (сопоставимо с мукой, цементом), поступает к нам железнодорожным транспортом в цистернах. Особенности возникают при его погрузке и разгрузке. По трубопроводам оно загружается, при этом по отверстиям в стыках происходит распыл. Однако из резервуара поставщик отгружает определенное количество по весу и возникшую убыль при перегрузке не учитывает. При провеске на железнодорожных весах также есть значительные отклонения, поскольку вес порожней тары значительно отличается от той, которую ремонтировали: на ней заваривали швы, подкладки, скобы. Но при этом именно вес порожней тары поставщик указывает согласно паспорту цистерны. Таким образом, возникают значительные отклонения от веса по документам и фактически полученного сырья. При поступлении на наш склад загрузка производится тоже посредством трубопроводов. Здесь тоже возникает естественная убыль при распылении.

Чтобы не возникал постоянный убыток, мы решили оформлять несколько документов, позволяющих списывать возникающую естественную убыль. Нашим технологом была разработана инструкция по нормам естественной убыли с приложением произведенных расчетов по элементам оборудования, где и в каком количестве она возникает. На основании данных расчетов определяется норма убыли на каждую тонну. Более того, ежеквартально составляется справка-расчет по списанию естественной убыли. Все это позволяет списывать возникающие отклонения.

Еще советы

Какие документы избавят от претензий налоговиков

Егор Батанов, лектор, партнер компании «Некторов, Савельев и Партнеры»

— По моему мнению, если нормы естественной убыли для каких-то МПЗ не установлены Правительством РФ, все равно можно списать соответствующие расходы. Я рекомендую по таким МПЗ определять предельные нормы с обоснованием значений. Нормы и обоснование могут утверждаться отдельным документом, ссылка на который помещается в учетную политику. Чтобы подтвердить такие расходы, как потери при транспортировке и хранении, я разработал следующие рекомендации. Сначала составляются опись по форме № ИНВ-3 и сличительная ведомость по форме № ИНВ-19. Оформляются акты о порче по форме № ТОРГ- 15 и о списании по форме № ТОРГ- 16. Если потери произошли при перевозке, то составляются акты по формам № ТОРГ-1, № ТОРГ-2 или № ТОРГ-3.

Виктория Цирульникова, главный бухгалтер ООО «НИСА»

– В учете выявленные при приемке товаров потери при транспортировке в пределах норм мы списываем за счет грузополучателя: ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 60, ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 94. НДС, который относится к товарным потерям, не принимается к вычету, так как не соблюдается условие из пункта 1 статьи 172 НК РФ, а именно принятие к учету товаров. Сумму налога списываем в прочие расходы: ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 19. Стоимость недостающих товаров сверх норм естественной убыли взыскиваем с виновников (поставщика или перевозчика): ДЕБЕТ 76-2 «Расчеты по претензиям» КРЕДИТ 60.

Порчу, бой, лом товаров мы оформляем актом по форме № ТОРГ-15. В акте пишем наименование, артикул, сорт, цену, количество и стоимость товаров, причину и виновников потерь, возможность дальнейшего использования товаров (продажа по сниженным ценам, сдача в утиль или переработку, откормочным организациям) или уничтожения.