Автор: Минина Наталия Викторовна, профессиональный главный бухгалтер
г.Санкт-Петербург

Факт и учет к синхронизации
приводит инвентаpизация 

Проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Инвентаризация», с учетом планируемых к нему изменений (далее, Проект), ожидается к введению в действие, однако Приказ МФ РФ на 21.12.2022 года еще не издан.

Необходимость наличия в действующем законодательстве Проекта спорна. В МСФО обязанность проведения инвентаризации на лиц, составляющих финансовую отчетность, не возложена. И в РФ тоже инвентаризацию можно рассматривать как избыточную обязанность, так как субъекты, подлежащие обязательному аудиту, проведут ее в любом случае, а остальные субъекты, не нуждающиеся в акционерах и инвестициях, затратят на нее множество разных ресурсов без экономического эффекта и без гарантий отсутствия ошибок в бухгалтерской отчетности.

В Проекте проведение инвентаризации является обязательной процедурой, но только в отношении установленных в нем субъектов, объектов, случаев.

В Проекте расширен перечень субъектов инвентаризации, которыми будут признаваться экономические субъекты, установленные в статье 2 № 402-ФЗ, то есть он будет дополнен иностранными организациями, ИП, частнопрактикующими лицами, банками, ЦБ РФ, по сравнению с действующим перечнем по приказу МФ РФ № 49.

В Проекте расширен перечень объектов инвентаризации, которыми будут признаваться все активы и все обязательства, а не только имущество и финансовые обязательства по Приказу МФ РФ № 49. Так же к объектам инвентаризации по обоим документам относятся объекты на забалансовых счетах и объекты не учтенные.

В Проекте изменен перечень случаев инвентаризации по сравнению с Приказом МФ РФ № 49. Во-первых, будет исключена инвентаризация при продаже активов, которая является невозможной для практического осуществления. Во-вторых, будет исключена инвентаризация при преобразовании организации, при которой отсутствует деление активов и обязательств. В-третьих, будет добавлена инвентаризация при передаче и возврате имущественного комплекса, что является целесообразным. В-четвертых, случаями будут безвозмездное пользование и управление. При этом в трех из восьми случаев обязательной инвентаризации, а именно по п.п. «б», «ж», «з» пункта 3 Проекта, ее будут проводить только организации, а в остальных пяти случаях и организации и иные субъекты инвентаризации.

По моей инициативе в МФ РФ, в Проекте будет утверждена новая норма, в соответствии с которой при составлении годовой бухгалтерской отчетности в срок с 01 октября отчетного года может проводиться инвентаризация не только активов, но и обязательств, как равноценных объектов бухгалтерского учета. Данная норма будет полезна СМП, а так же экономическим субъектам в отдельных отраслях и в отдельных регионах, в которых применяется незначительная степень цифровизации документооборота.

В Проекте изменена цель инвентаризации с фактической проверки ее объектов по Приказу МФ РФ № 49, на проведение процедуры «Подтверждение» для получения доказательств достоверности показателей бухгалтерских регистров по аудиторским предпосылкам «Полнота», «Точность», «Существование», что будет осуществляться методом фактической проверки объектов инвентаризации. Это изменение обусловлено целью ведения бухгалтерского учета, которой является составление достоверной бухгалтерской отчетности, поэтому смысл направлен на проверку показателей бухгалтерского учета в регистрах, а фактическая проверка является в этом случае только ее инструментом. При этом под фактической проверкой понимается не только физическая проверка, но и документальная, и математическая, и видеофиксация, и технический расчет, а так же иные виды проверок, определяемые условиями проведения инвентаризации, в том числе видом объекта инвентаризации и способом проведения инвентаризации.

Классификация результатов инвентаризации не изменена по сравнению с Приказом МФ РФ № 49 и ими являются совпадение или расхождение между выявленными фактическими данными и данными регистров бухгалтерского учета. Видами расхождений являются: недостача, излишек, пересортица.

Оценка результатов инвентаризации изменена. В Проекте излишек будет оцениваться по справедливой стоимости по МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», недостача будет оцениваться по балансовой стоимости. В Приказе МФ РФ № 49 оценка излишка и недостачи в бухгалтерском учете не названа. Пересортица в оценке до момента осуществления зачета не нуждается.

В Проекте так же установлены: порядок классификации в бухгалтерском учете результатов инвентаризации, оценка пересортицы, сроки проведения инвентаризации, порядок проведения инвентаризации и прочие элементы предмета регулирования Проекта.

В Проекте установлено множество других, в дополнение к вышеназванным, более детальных изменений, по сравнению с Приказом МФ РФ № 49, которые направлены на адаптацию норм действующего законодательства к современным экономическим процессам.