Л. П. Фомичева, налоговый консультант

Внешнеторговая деятельность российских организация тесно связана с движением валютных средств. Такие операции подлежат строгому государственному контролю. До 18.06.2004 действовало валютное законодательство, основанное на Законе РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Закон N 3615-1). За 12 лет закон устарел, поэтому был принят новый Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Закон).

Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля) (ст. 2 Закона).

Принятие нового Закона вызвано необходимостью привести национальное валютное законодательство России в соответствие с требованиями современного международного законодательства о свободном перемещении капитала. Кроме того, за эти годы было выпущено достаточно много указаний, разъяснений и писем по вопросам валютного законодательства, устанавливающих ограничения, и разобраться в них было сложно.

В целом Закон представляет собой шаг на пути дальнейшей либерализации государственной валютной политики, хотя валютный контроль в стране по-прежнему сохраняется. Изменения направлены на повышение «прозрачности» национального валютного законодательства, расширение возможностей резидентов по развитию внешнеэкономической деятельности и увеличению экспорта, что будет способствовать укреплению российской экономики. Кроме того, создаются благоприятные условия для иностранных инвестиций в российскую экономику, развитие международных связей и деловой активности иностранных граждан в РФ.

Закон вступает в силу с 18 июня 2004 г., но отдельные его положения будут применяться с 18 июня 2005 г., с 1 января 2007 г. или до 1 января 2007 г. Например, ряд положений, в частности, касающихся порядка открытия и использования счетов юридических лиц - резидентов в банках за пределами РФ, вводятся с 18 июня 2005 года. До тех пор будут действовать положения Закона N 3615-1. В полную силу новый Закона N 173-ФЗ должен заработать, а старый, соответственно, отмереть с 1 января 2007 года.

Новый Закон более прогрессивен по сравнению с Законом N 3615-1: отпала необходимость получать специальное разрешение по капитальным валютным операциям, но бесконтрольными валютные операции не останутся. Разрешения заменены другими способами контроля - резервированием денежных средств, специальными счетами и предварительной регистрацией.  Но применяться эти меры могут только в случаях, прямо предусмотренных Законом. Не снижен норматив обязательной продажи валютной выручки, но его собираются отменить с 2007 года, и т.д.

Редакция решила подробно осветить для своих читателей основные изменения в области валютного регулирования и валютного контроля.

Основные понятия валютного законодательства

Закон вносит определенные изменения в понятийный аппарат законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Прежде всего, уточнены понятия валюты РФ и иностранной валюты, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Определения этих понятий приведены в соответствие с другими отраслями законодательства, и прежде всего с ГК РФ.

Так, например, валюта Российской Федерации в Законе определяется:

·   как денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

· как средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

 Закон N 3615-1 валюту РФ определял в том числе как средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ, а также в банках и иных кредитных учреждениях за пределами России при наличии соответствующего соглашения, заключаемого Правительством РФ и Банком России с органами иностранного государства об использовании на территории соответствующего государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.

Новыми для валютного законодательства стало разделение ценных бумаг на внутренние и внешние.

Внутренние ценные бумаги - эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, и иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

Внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом к внутренним ценным бумагам.

Ранее использовались понятия "ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте" и "ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации", к которым относились платежные документы (чеки, векселя и др.), эмиссионные ценные бумаги (включая акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.

В Законе введены новые понятия "специальный счет" и "валютные биржи».

Внесены изменения в состав "валютных ценностей". В них теперь  включаются только иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Из состава валютных ценностей и сферы валютного контроля исключены драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Их обращение регулируется Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

В понятийном аппарате Закона N 173-ФЗ уточнено и более четко сформулировано понятие "резидентство".

Ранее к физическим лицам - резидентам относились лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации. В соответствии с Законом физические лица - резиденты разделены на 2 группы:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Как и ранее, резидентами признаются:

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территории Российской Федерации их филиалы, представительства и иные подразделения;

дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях.

Закон также включил в понятие резидента Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

По сравнению с нормами прежнего валютного законодательства перечень лиц, отнесенных к нерезидентам, теперь является открытым и включает также иных лиц, которые не указанны в перечне резидентов.

Принципы валютного регулирования и валютное законодательство

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются (ст.3 Закона):

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В соответствии со статьей 4 Закона валютное законодательство Российской Федерации состоит из Закона N 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных законов (актов валютного законодательства Российской Федерации).

Органами валютного регулирования являются Правительство РФ и Центральный банк РФ (ст.5 Закона). Они вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Законом (абзац 2 части 1 ст.4).

К органам валютного контроля относятся: федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации, и Центральный банк Российской Федерации.

Таким образом, Банк России сохранил статус и органа валютного регулирования (часть 1 ст.5), и органа валютного контроля (часть 2 ст.22 Закона).

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных Законом. Эти акты обязательны для резидентов и нерезидентов.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила указанного международного договора.

Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций (часть 5 ст.4 Закона).

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации, акты органов валютного регулирования не применяются (за исключением тех, которые содержат сведения, относящиеся к государственной тайне).

Пунктом 6 ст.4 Закона установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Валютные операции

В Законе уточнено понятие "валютные операции". Теперь это любые операции, связанные с переходом прав собственности на валютные ценности, переводы средств одним и тем же лицом со счета на счет или ввоз-вывоз валюты на (с) территорию России.

К валютным операциям относятся:

·   приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование резидентами валютных ценностей в качестве средства платежа;

·   приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

·   приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

·   перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за рубежом, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за рубежом;

·   перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета, открытого на территории Российской Федерации, на другой счет, открытый на территории Российской Федерации;

·   ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

Закон N 3615-1 предусматривал деление валютных операций на текущие и операции, связанные с движением капитала, при этом перечень операций обоих видов был определен. Собственно понятие текущей операции не применяется. Просто в составе валютных операций между резидентами и нерезидентами выделены валютные операции движения капитала, которые регулируются Правительством и Банком РФ соответственно. Перечень операции, связанных с движением капитала (капитальных), уменьшен и полностью приведен в Законе.

 Капитальными операциями признаются всего четыре группы расчетов и переводов между российскими и зарубежными партнерами:

1) с предоставлением нерезиденту отсрочки платежа на срок более 180 дней;

2) при приобретении у нерезидентов долей, вкладов и паев в имуществе юридических лиц;

3) при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте;

4) при проведении операций с внешними ценными бумагами.

Остальные операции можно назвать текущими. При этом изменились критерии, согласно которым экспортные и импортные операции относились к текущим. Теперь считаются текущими расчеты между российскими и иностранными фирмами с отсрочкой платежа до 180 дней. То есть российская компания может предоставить иностранному покупателю при экспорте товаров отсрочку платежа по внешнеторговому контракту на срок не более 180 дней. Это предусмотрено в пункте 3 статьи 7 Закона. Порядок предоставления отсрочки такого платежа должен устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Напомним, что ранее к текущим относились расчеты в случае, если отсрочка составляла до 90 дней.

В новом Законе валютные операции разграничены в зависимости от состава участников: на валютные операции между резидентами, между нерезидентами, между резидентами и нерезидентами. Такая классификация соответствует положениям международных договоров, в т.ч. Соглашения международного валютного фонда, принятого 22.07.1944. Новый Закон, в отличие от Закона N 3615-1, устанавливает нормы прямого действия по операциям движения капитала и в отношении других валютных операций между резидентами и нерезидентами, между резидентами и между нерезидентами.

… между резидентами

Как и ранее, статьей 14 Закона установлено, что резиденты открывают банковские счета (вклады) в иностранной валюте в уполномоченных банках без ограничений. По общему правилу расчеты при осуществлении валютных операций проводятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.

Закон запрещает проведение валютных операций между резидентами (ст. 9 Закона).

Одновременно в нем содержится перечень валютных операций, осуществление которых между резидентами разрешается в порядке исключения.

Резиденты могут без ограничений рассчитываться валютой с уполномоченными банками по кредитам и займам, банковским вкладам и гарантиям, оплате банковской комиссии, купле-продаже чеков, наличной и безналичной иностранной валюты, с внесением и получением денег со своих счетов и т.д.

Также без ограничений резиденты могут приобретать у уполномоченных банков векселя, выписанные этими или другими уполномоченными банками; предъявлять их к оплате и получать платеж, в том числе в порядке регресса; взыскивать по ним штрафные санкции; отчуждать указанные векселя уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11.03.97 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе".

Разрешены валютные расчеты между комиссионерами, агентами, поверенными, с одной стороны, и комитентами, принципалами, доверителями, с другой стороны, по договорам между ними на оказание услуг, связанных с заключением и исполнением внешнеторговых контрактов с нерезидентами.

Можно будет расплачиваться валютой по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования при оказании экспедитором, перевозчиком, фрахтовщиком услуг, связанных с вывозом грузов из Российской Федерации, их ввозом в Российскую Федерацию, с транзитом грузов по территории Российской Федерации, а также операции по договорам страхования вывозимых, ввозимых и транзитных грузов.

Разрешены валютные расчеты в магазинах беспошлинной торговли и при реализации товаров и оказании услуг пассажирам при международных перевозках.

Кроме того, в иностранной валюте могут производиться операции, связанные с обязательными платежами налогов, сборов и др. в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты в соответствии с законодательством РФ.

Разрешены некоторые валютные операции с внешними ценными бумагами. К ним относятся: операции с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, если они осуществляются через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации и права на такие ценные бумаги учитываются в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также данные операции в случае, если расчеты осуществляются в рублях.

Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами - физическими лицами и уполномоченными банками, связанные с куплей-продажей наличной и безналичной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за рубли и иностранную валюту, а также операции, связанные с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства; с приемом для направления на инкассо в зарубежные банки наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, но не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности.

Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием этих средств, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации.

Расчеты физическими лицами - резидентами могут производиться за счет средств, зачисленных на зарубежные счета, открытые в соответствии с Законом, при осуществлении следующих валютных операций:

·   передача валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или образованию;

·   дарение валютных ценностей супругу или близким родственникам;

·   завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;

·   приобретение и отчуждение единичных денежных знаков и монет в целях коллекционирования.

Физические лица - резиденты могут осуществлять переводы из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов в соответствии с порядком, установленным Центральным банком РФ, который может предусматривать только ограничение суммы банковского и почтового перевода.

… между нерезидентами в РФ

Нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в том числе специальных счетов, устанавливает Центральный банк Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом (ст. 13).

Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в рублях осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации.

Статья 10 Закона декларирует полную свободу валютных операций между нерезидентами, лишь ограничивая их права на операции с внутренними ценными бумагами.

Нерезиденты могут совершать между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ. Но при этом должны выполняться требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, соблюдаться законодательство РФ о рынке ценных бумаг и порядок, установленный ЦБ РФ, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении этих операций. Очевидно, это защитная мера, призванная предотвратить полный контроль нерезидентами крупных отечественных предприятий-эмитентов ценных бумаг.

Нерезиденты имеют право без ограничения осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (вкладов) в зарубежных банках на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках, и, наоборот, - со счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в зарубежных банках.

… между резидентами и нерезидентами

Новым Законом установлено, в какой валюте производятся расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с ценными бумагами.

По операциям с внутренними ценными бумагами расчеты осуществляются в рублях, если иное не установлено Банком России в отношении отдельных видов внутренних ценных бумаг или в целом в отношении всех видов.

По операциям с внешними ценными бумагами расчеты могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте, если иное не установлено Центральным банком РФ в целом или в отношении отдельных видов внешних ценных бумаг.

Между физическими лицами - резидентами и нерезидентами валютные операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением, осуществляются без ограничений на сумму до 150 000 долл. США в течение календарного года.

Все остальные валютные операции, кроме перечисленных, осуществляются между резидентами и нерезидентами "без ограничений" (ст.6 Закона), но с несколькими исключениями (см. ст.7, 8, 11 Закона).

Наиболее существенным нововведением является полный отказ от существовавшей ранее разрешительной системы совершения валютных операций и, более того, прямой запрет на установление требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений (часть 3 ст.5 Закона).

Для целей контроля в Законе определен перечень операций, на проведение которых могут быть наложены какие-либо ограничения. Этот перечень является закрытым, и указанные в нем операции делятся на две группы в зависимости от того, кто осуществляет их регулирование (Правительство Российской Федерации или Банк России).

Ограничения должны быть мотивированными, они вводятся для предотвращения резких колебаний курса валюты РФ, существенного сокращения золотовалютных резервов, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации, носят недискриминационный характер и будут отменяться органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Законом предусмотрены два типа ограничений: требование об использовании специального счета в уполномоченном банке и требование о резервировании.

Ни одно из этих ограничений не действует автоматически, и каждое из них должно быть специально нормативно установлено полномочным органом валютного регулирования.

Самое главное - в Законе установлено, что все эти ограничения будут отменены с 1 января 2007 года. С этой даты и Правительство, и Центробанк лишатся прав на валютное регулирование названных расчетов. Тогда все операции будут приравнены к текущим операциям, которые можно проводить без ограничений. К тому времени, видимо, изменится и статья 15.25 Административного кодекса.

Ввоз и вывоз валюты и ценных бумаг

Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ (статья 15 Закона).

Ввоз и пересылка в Россию и вывоз и пересылка из РФ рублей и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком и может предусматривать требование о предварительной регистрации. Предварительная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, являющимся органом валютного контроля.

В соответствии со статьей 15 Закона ввоз в Россию валютных ценностей, как и раньше, допускается без ограничений.

В целом сохранен прежний порядок вывоза наличной иностранной валюты: свободный без декларирования (до 3 тыс. $) и декларационный (от 3 тыс. $ до 10 тыс. $). При этом не требуется представлять в таможенный орган документы, подтверждающие предшествующий ввоз, пересылку, перевод или приобретение валюты (п.3 ст.15 Закона).

 Единовременный вывоз иностранной валюты в сумме более 10 000 долларов США резидентам и нерезидентам по-прежнему запрещен. Исключение составляют случаи, когда валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ, и при этом были соблюдены требования таможенного законодательства о пределах, суммы были указанны в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Россию (часть 2 ст.15 Закона).

О специальных счетах

Одним из ограничений осуществления валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами в зависимости от вида имущества, которое является предметом этих операций, служит требование об использовании специального счета.

Специальный счет – это:

- банковский счет в уполномоченном банке,

- либо специальный раздел счета депо,

- либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с Законом.

Не допускается установление требования об использовании специального счета в случаях, прямо не установленных Законом.

Центробанк не может ввести режим счета, если по данному виду валютных операций он уже установил требование о резервировании.

Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Банком России при регулировании следующих валютных операций, между резидентами и нерезидентами:

·   расчеты и переводы при предоставлении нерезидентам кредитов и займов в иностранной валюте резидентами;

·   расчеты и переводы при получении кредитов и займов резидентами от нерезидентов;

·   операции кредитных организаций, за исключением банковских.

Требование об использовании специального счета нерезидентом может быть установлено при регулировании Банком России следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

·   расчеты и переводы при предоставлении резидентами нерезидентам кредитов и займов в валюте Российской Федерации; кроме того, предоставленные кредиты и займы зачисляются на банковский счет нерезидента в рублях, открытый в уполномоченном банке;

·   расчеты и переводы при получении резидентами от нерезидентов кредитов и займов в валюте Российской Федерации;

·   приобретение нерезидентами у резидентов и резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнение резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.

При регулировании указанных операций Центральный банк Российской Федерации может устанавливать требования об использовании специального счета как резидентом, так и нерезидентом:

·   операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

· исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам.

Требование об использовании специального счета, действует до 1 января 2007 г.

Резервирование

Статьей 16 Закона предусмотрено, что в случаях, установленных Законом, резиденты и нерезиденты обязаны выполнить требование о резервировании в порядке, определяемом Банком России. При этом:

·   орган валютного регулирования не может устанавливать применительно к одной валютной операции более одного требования о резервировании;

·   сумма резервирования вносится в валюте Российской Федерации на отдельный счет в уполномоченном банке;

· расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения. Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на день внесения суммы резервирования.

Резервирование сумм валютных операций движения капитала производится с целью ограничения оттока капитала за рубеж. Резервирование не распространяется на валютные операции движения капитала, осуществляемые между кредитными организациями - резидентами и нерезидентами.

 Для каждого вида валютных операций, в отношении которых может применяться резервирование, Законом определяется субъект (резидент или нерезидент), применительно к которому такое ограничение может быть введено, ставка и срок резервирования.

Большинство операций будет проводиться без резервирования. Оно касается, в основном, предоставления займов и кредитов в иностранной валюте, операций с внешними ценными бумагами, предоставления коммерческих кредитов (в виде предварительной оплаты) на срок более 180 дней, приобретения резидентами у нерезидентов акций, долей или паев в уставном капитале и т. д.

Тремя основными моделями резервирования согласно Закону (статья 7 и 8 Закона) являются:

1) до 100% от суммы операции на срок до 60 календарных дней;

2) до 20% от суммы операции на срок до 1 года;

3) до 50% от суммы операции на срок до 2 лет.

Более подробно порядок резервирования денежных средств организациями-резидентами при осуществлении валютных операций движения капитала представлен в Таблице.

 -----------------------------------------------------------------------   |                                                    |  Резервирование  |  |                  Содержание операции               |------------------|  |                                                    |Предель-|Предель- |  |                                                    |ный раз-|ный срок |  |                                                    |мер, %  |         |  |----------------------------------------------------|--------|---------|  |Предоставление нерезидентам отсрочки платежа на срок|        |         |  |более 3 лет при экспорте  товаров, указанных в разд.|   50   | 2 года  |  |ХVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры ВЭД           |        |         |  |----------------------------------------------------|--------|---------|  |Предоставление нерезидентам отсрочки платежа на срок|        |         |  |более 5 лет  при выполнении строительных и подрядных|   50   | 2 года  |  |работ за пределами РФ                               |        |         |  |----------------------------------------------------|--------|---------|  |Предоставление нерезидентам отсрочки платежа на срок|        |         |  |более 180  календарных дней в связи с осуществлением|   50   | 2 года  |  |иных внешнеторговых операций                        |        |         |  |----------------------------------------------------|--------|---------|  |Предоставление нерезидентам коммерческих кредитов на|        |         |  |срок  более 3 лет в  виде предварительной оплаты при|   50   | 2 года  |  |импорте товаров,  указанных в разд. XVI, XVII  и XIX|        |         |  |Товарной номенклатуры ВЭД                           |        |         |  |----------------------------------------------------|--------|---------|  |Предоставление нерезидентам коммерческих кредитов на|        |         |  |срок более 180 календарных дней в виде предваритель-|   50   | 2 года  |  |ной оплаты иных импортируемых товаров               |        |         |  |----------------------------------------------------|--------|---------|  |Приобретение у нерезидентов долей в уставном капита-|        |         |  |ле, внесение вкладов по договорам простого товарище-|   100  | 60 дней |  |ства                                                |        |         |  |----------------------------------------------------|--------|---------|  |Предоставление нерезидентам займов в иностранной ва-|   100  | 60 дней |  |люте                                                |        |         |  |----------------------------------------------------|--------|---------|  |Получение от нерезидентов кредитов и займов в иност-|    20  | 1 год   |  |ранной валюте                                       |        |         |  |----------------------------------------------------|--------|---------|  |Операции с внешними ценными бумагами                |100 либо| 60 дней |  |                                                    |   20   | либо 1  |  |                                                    |        |  год    |  |----------------------------------------------------|--------|---------|  |Исполнение обязательств по внешним ценным бумагам   |   100  | 60 дней |  |----------------------------------------------------|--------|---------|  |Покупка иностранной валюты у нерезидентов           |   100  | 60 дней |  |----------------------------------------------------|--------|---------|  |Перевод  иностранной  валюты с  зарубежных счетов на|   100  | 60 дней |  |счета, открытые в уполномоченных банках             |        |         |   -----------------------------------------------------------------------  

В статье 16 Закона детализирован механизм резервирования денежных сумм. Суммы, подлежащие резервированию, вносятся в рублях на отдельный счет в уполномоченном банке, а он в свою очередь не позднее следующего рабочего дня перечисляет их на счет в ЦБ. При этом проводить сделки от чьего-либо имени с суммами резервирования не вправе ни ЦБ, ни уполномоченные банки.

На суммы резервирования не может быть обращено взыскание по обязательствам банков, а при банкротстве уполномоченного банка они не включаются в конкурсную массу.

Сумма резервирования подлежит возврату Центральным банком Российской Федерации уполномоченным банкам и уполномоченными банками резиденту или нерезиденту в день истечения срока резервирования.

Проценты на суммы резерва не начисляются. Правда, если банк в установленный срок не вернул деньги вносителю, последнему начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

 В ряде случаев допускается и досрочный возврат сумм (например, при полном или частичном отказе от проведения валютной операции). Раньше срока Центробанк должен вернуть деньги в течение двух рабочих дней после получения заявления о досрочном возврате.

На момент написания статьи находилась на государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации Инструкция Банка России от 01.06.2004 № 114-И "О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций". Она подробно описывает взаимодействие в этой ситуации резидентов и нерезидентов (кроме кредитных организаций) и уполномоченных банков.

Согласно Инструкции резиденты и нерезиденты вносят сумму резервирования со своего банковского рублевого счета в уполномоченном банке, через который будет проводиться операция, на отдельный счет в этом же банке. Внесение суммы осуществляется на основании заявления установленной формы, составленного в 2 экз. Заявление может быть по согласованию с банком представлено в электронном виде. В нем указываются данные о физическом или юридическом лице, вид операции, по которой осуществляется резервирование и ее код, размер и сумма резерва, при необходимости номер паспорта сделки и др.

Одновременно с заявлением клиент передает банку платежное поручение на перечисление суммы резерва с рублевого счета на специальный. В тексте поручения делается ссылка на заявление. Один экземпляр документов с отметкой банка возвращается клиенту. Банк ведет реестр внесения и возврата сумм резервирования. Выписка из реестра представляется клиенту по аналогии с выпиской с расчетного счета.

За два дня до истечения срока банк готовит документы на возврат сумм. Деньги возвращаются на тот счет, с которого они были отправлены. Если он закрыт, то клиент представляет письменное заявление банку на возврат денег на другой рублевый счет. Возврат осуществляется в день истечения срока резервирования.

Возврат может быть осуществлен досрочно при наличии законных оснований. Для этого клиент обращается к банку с письменным заявлением, к которому прилагает подтверждающие документы. В банке формируется специальное досье по операции резервирования.

Информация о наличии и движении зарезервированных денежных средств собирается российской организацией на счете 55 "Специальные счета в банках", субсчет "Счет резервирования валютных операций". Депонирование средств на указанном счете производится одновременно с осуществлением валютных операций либо в день истечения срока:

Дебет 55 "Специальные счета в банках"/субсчет "Счет резервирования валютных операций" Кредит 51 "Расчетные счета"

- переведены на специальный счет резервируемые суммы.

Расчет суммы резервирования осуществляется по официальному курсу ЦБ РФ, действующему на день перевода денежных средств в рублях на специальный счет. На зарезервированные суммы проценты не начисляются.

Депонированные суммы подлежат возврату организации:

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 55 "Специальные счета в банках"/субсчет "Счет резервирования валютных операций"

- зачислены на расчетный счет возвращенные суммы резервирования.

Закон устанавливает отмену института резервирования с 01.01.2007.

Резервирования можно избежать

В некоторых случаях замораживания резерва на банковском счете можно избежать.

Согласно ст.7 Закона требование о резервировании не применяется при расчетах между резидентами и нерезидентами в связи с внешнеторговой деятельностью на условиях отсрочки платежа на срок более 180 дней или предоставления коммерческого кредита в виде предоплаты более чем на 180 дней при условии, что отсрочка либо коммерческий кредит предоставлены на срок до 1 года и при этом нерезидент предоставил обеспечение своих обязательств.

Чтобы не вносить резервные суммы, надо представить банку обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом, которые могут быть использованы в этих целях. Они установлены в статье 17 Закона.

В качестве способов обеспечения могут быть использованы:

·   безотзывный аккредитив, покрытый за счет плательщика по аккредитиву; исполняющим банком может быть уполномоченный банк либо банк за пределами территории России;

·   банковская гарантия, выданная в пользу резидента банком, находящимся за пределами территории РФ;

·   вексель, выданный нерезидентом в пользу резидента и авалированный банком за пределами территории РФ;

·   договор имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, причитающегося резиденту; риска гражданской ответственности нерезидента; предпринимательского риска резидента, в том числе риска неполучения резидентом или невозврата ему денежных средств, невозврата или непоставки ему товаров.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Законом Центральный банк РФ устанавливает критерии, которым должен соответствовать зарубежный банк, который выдает гарантию, авалирует вексель, исполняет аккредитив.

Купля-продажа валюты

Купля-продажа инвалюты и чеков, номинированных в инвалюте (ст.11 Закона), производится только через уполномоченные банки. В целом регулирование купли-продажи валюты не претерпело существенных изменений по сравнению с действующим порядком.

Купля-продажа иностранной валюты производится в порядке, установленном Банком России, и может предусматривать требования:

· об использовании специального счета

· о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100% от суммы покупаемой иностранной валюты на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты

· о резервировании на срок не более одного года суммы, не превышающей в эквиваленте 20% от суммы продаваемой иностранной валюты.

В отличие от Закона N 3615-1 в новом Законе устанавливается единый порядок регулирования купли-продажи не только иностранной валюты, но и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Иные сделки, как и раньше, считаются незаконными, а для лиц, их совершивших, предусмотрена ответственность административным и уголовным законодательством.

Пункт 2 статьи 11 Закона содержит важное новшество: требовать идентификации личности физического лица при продаже или покупке иностранной валюты или чеков нельзя, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Данные о себе могут быть предоставлены физическим лицом только добровольно.

Однако обольщаться не стоит. Во исполнение Закона издана Инструкция Банка России от 28.04.2004 № 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц".

В пункте 4.6 Главы 4 Инструкции сказано, что обменные пункты при осуществлении операций с наличной валютой и чеками обязаны идентифицировать физическое лицо, находящееся на обслуживании в обменном пункте, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма".

Репатриация резидентами валюты

Новый Закон сохранил основное требование Закона № 3615-1: вся валюта, которую получают российские фирмы от внешнеэкономической деятельности, должна вернуться в Россию. На языке валютного законодательства это звучит как стопроцентная репатриация иностранной валюты и валюты Российской Федерации.

Требование репатриации (ст. 19 Закона) установлено в отношении:

  • денежных средств, причитающихся от нерезидентов за переданные нерезидентам по контрактам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Эти денежные средства должны быть получены резидентами на свои банковские счета в уполномоченных банках,
  • денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Этой же статьей предусмотрены случаи, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации. Такие случаи ранее предусматривались положениями Банка Росси от 20.02.01 № 134-П и от 16.10.02 № 200-П. Сделаны исключения для:

- иностранной валюты, поступающей по кредитным договорам и договорам займа, заключенными с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств;

- иностранной валюты, поступающей по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств-членов ОЭСР и ФАТФ на срок свыше 2 лет;

- иностранной валюты, получаемой от заказчиков-нерезидентов для покрытия в период строительства расходов, связанных с сооружением организациями-резидентами объектов на территориях иностранных государств;

- иностранной валюты, получаемой организациями-резидентами от проведения зарубежных выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий и используемой для покрытия соответствующих расходов;

- иностранной валюты - объекта зачета встречных требований и обязательств между нерезидентами и резидентами - транспортными организациями или организациями, осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ.

Во этих случаях иностранная валюта может не зачисляться на счета резидента, открытые в уполномоченных банках.

Статья 20 Закона содержит новое положение о паспорте сделки как документе, содержащем сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Они отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки устанавливает Центральный банк РФ.

Оформление паспорта сделки предусмотрено Инструкцией ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров".

Обязательная продажа части валютной выручки

В Законе сохранен предельный норматив обязательной продажи части валютной выручки резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) - в размере 30 процентов суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком РФ. Центральный банк вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30 процентов ее суммы.

Льготы по обязательной продаже части валютной выручки для резидентов, а также освобождение от обязательной продажи части валютной выручки устанавливаются актами валютного законодательства Российской Федерации.

 Законом предусмотрено, что статья, устанавливающая требование об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем рынке Российской Федерации, действует только до 1 января 2007 года. После этой даты контролировать валютные сделки, как и прежде, будут с использованием паспортов сделок, оформляемых в уполномоченных банках.

Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется по курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке на день продажи (ст. 21 Закона).

Во исполнение Закона принята новая Инструкция Центробанка России от 30.03.04 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации", вступившая в действие 18 июня 2004 года.

Согласно Инструкции обязательной продаже подлежит 25 процентов суммы валютной выручки, что несколько ниже максимально допустимого уровня, который мог бы установить Банк России.

Инструкция регулирует порядок обязательной продажи на внутреннем валютном рынке Российской Федерации части валютной выручки резидентов - российских юридических и физических лиц.

Обязательной продаже подлежит только иностранная валюта, включенная в перечень, приведенный в приложении к Инструкции. В список попали 13 наиболее устойчивых видов валют, к которым относят австралийский доллар, датскую крону, доллар США, евро, исландскую крону, иену, канадский доллар, норвежскую крону, сингапурский доллар, турецкую лиру, фунт стерлингов, шведскую крону и швейцарский франк.

Объект обязательной продажи определен частью 3 статьи 21 Закона. Это выручка, полученная отечественными хозяйствующими субъектами по договорам с иностранными контрагентами, о которой сказано в разделе «Репатриация резидентами валюты».

Установлено, что обязательная продажа части валютной выручки осуществляется по распоряжению резидента непосредственно уполномоченному банку, либо через уполномоченный банк на валютных биржах, на внебиржевом валютном рынке, Центральному банку Российской Федерации.

Инструкцией установлены особенности обязательной продажи части валютной выручки для резидентов, являющихся комиссионерами, агентами или поверенными.

Определен порядок открытия и ведения транзитного валютного счета и осуществления обязательной продажи части валютной выручки.

 Для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций уполномоченные банки открывают резидентам текущий валютный счет и одновременно транзитный валютный счет. Эти счета открываются на основании договора банковского счета. Причем каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют (за исключением счетов, открываемых в клиринговых валютах), должен соответствовать транзитный валютный счет.

По общему правилу все поступления иностранной валюты в пользу резидента в полном объеме зачисляются на транзитный валютный счет.

Исключение составляют денежные средства, поступающие:

- с одного текущего валютного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого резидента, открытый в этом уполномоченном банке,

- от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, по заключенным между ними договорам,

- с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытых в одном уполномоченном банке.

Такие денежные средства зачисляются на текущий валютный счет.

До тех пор, пока валюта находится на транзитном счете, фирма не может ей распоряжаться. Перечислить валюту с транзитного счета на текущий банк имеет право только в трех случаях:

· когда полученная валюта не подлежит обязательной продаже (возвращенные авансы по несостоявшемуся импорту, займы и др.);

· если фирма направила в банк распоряжение об обязательной продаже части валютной выручки (в этом случае банк списывает на текущий счет 75% поступившей валюты, а 25% отправляются на продажу);

· если фирма осуществляете расходы, на которые можно уменьшить сумму подлежащей обязательной продаже выручки.

До того, как резидент осуществит обязательную продажу части валютной выручки, он может произвести ряд платежей в валюте. Валютой, поступившей на транзитный счет, можно оплатить:

· транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

· вывозные таможенные пошлины, а также таможенные сборы;

· комиссионные вознаграждения в пользу уполномоченных банков и оплату исполнения функций агентов валютного контроля,

В Законе перечислены по данной позиции иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Центральным банком РФ. Однако в Инструкции приведенный перечень не расширен. Перечисленные платежи должны быть связаны с договором, по которому поступила валютная выручка.

Таким образом, сумму выручки, подлежащую обязательной продаже, уменьшается на эти платежи.

Кроме того, если у фирмы есть договоры кредита или займа с организациями, расположенными на территории стран – членов ОЭСР или ФАТФ, то на их сумму можно уменьшить величину подлежащей продаже выручки по любому договору (подп. 3 п. 3 ст. 21 Закона). Правда, договор займа или кредита при этом должен быть рассчитан на срок более двух лет.

Пример.

Организация получила на свой транзитный счет 80 000 $. За перевозку экспортного груза зарубежному партнеру необходимо оплатить 2 000 $. Организация перечисляет эту сумму со своего транзитного валютного счета еще до того, как продало часть валютной выручки.

Организация обязана продать на внутреннем валютном рынке с учетом данной операции 19500 $ =(80 000 $ - 2000 $) х 25%.

*Конец примера*

При поступлении (зачислении) иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента уполномоченный банк направляет ему соответствующее уведомление.

В нем указывается дата, до которой клиент должен представить банку распоряжение о продаже валюты и справку, идентифицирующую валюту по видам операций.

После этого резидент обязан дать уполномоченному банку распоряжение об осуществлении обязательной продажи части валютной выручки. Направить банку распоряжение на продажу валюты необходимо в течение семи рабочих дней после того, как она поступила на счет. 

Форму распоряжения об обязательной продаже устанавливает сам банк с учетом типового бланка, форма которого приведена в приложении 2 к инструкции Банка России от 29 июня 1992 г. N 7.

Вместе с этим распоряжением инструкция требует, чтобы фирма представила в банк справку о происхождении поступившей на счет валюты (п. 3.4 Инструкции № 111-И). Форму справки должен утвердить Центробанк.

Резидент должен распорядиться о перечислении суммы в российской валюте, полученной от такой продажи, на свой банковский счет, а также о перечислении суммы иностранной валюты, оставшейся после обязательной продажи, на свой текущий валютный счет.

Получив распоряжение и справку, банк должен не позднее следующего дня списать с транзитного счета продаваемую валюту и в течение еще двух дней продать ее на внутреннем рынке.

Если резидент не представит в банк распоряжение на обязательную продажу валюты, то она так и останется замороженной на транзитном счете. Раньше в таких случаях по истечении семи дней банк сам осуществлял продажу.

Однако уполномоченный банк как агент валютного контроля должен сообщить о нарушении валютного законодательства Центробанку (п. 9 ст. 23 Закона). К фирме могут применить меры ответственности, установленные за это нарушение в статье 15.25 КоАП. Кроме того, фирма не сможет использовать валюту, пока не проведет обязательную продажу ее части.

По желанию резидент может поручить уполномоченному банку продать иностранную валюту в сумме, превышающей 25-процентную норму.

Резидент также вправе дать уполномоченному банку распоряжение о продаже валютной выручки по частям при условии соблюдения порядка обязательной продажи, установленного рассматриваемой Инструкцией.

Обмениваться документами банк и клиент могут по почте, телеграфу и другим видам связи, но порядок обмена они должны согласовать специальным документом.

Однако налогоплательщик-резидент может избавить себя от необходимости направлять в банк распоряжение и справку после поступления на его счета каждой валютной суммы. Для этого в договоре банковского счета необходимо делегировать банку право заполнять справку, а также оговорить, что клиент вправе не представлять распоряжение о продаже валюты в каждом конкретном случае.

Рассмотрим на конкретном примере бухгалтерский учет операций по обязательной продаже валютной выручки.

Пример.

Организация за проданные за рубежом товары получила экспортную валютную выручку на транзитный валютный счет в размере 10 000 USD.

На следующий день организация продает банку 25% выручки (2 500 USD), а оставшиеся деньги поручает перечислить на текущий валютный счет. Обязательная продажа валюты производится уполномоченным банком по курсу 30,5 руб./ USD.

Курс доллара США, установленный Центральным банком РФ на дату поступления выручки на транзитный счет составил 31,5 руб. за 1$, на день ее продажи и зачисления остатков валютных средств на текущий валютный счет, составил 31,6 руб./USD.

В бухгалтерском учете предприятия делаются следующие записи:

Дебет 52-1 «Валютные счета внутри страны» субсчет 1 "Транзитный валютный счет" Кредит 62 -1

-315 000 руб. (10 000 USD х 31,5 руб./USD) – поступила экспортная выручка на транзитный валютный счет;

Дебет 52-1-1 Кредит 91-1

- 1 000 руб. (10 000 USD х (31,6 – 31,5 руб./USD)- отражена положительная курсовая разница по валютному счету с момента поступления валюты до момента ее продажи;

 В день направления выручки на обязательную продажу осуществите проводки:

Дебет 57 Кредит 52 –1 -1

- 79 000 руб. (2 500 USD х 31,6 руб./USD) – направлено 25% валютной выручки, на обязательную продажу;

Дебет 52-1-2 субсчет "Текущий валютный счет" Кредит 52-1-1

-   237 000 руб. (7 500 $ х 31,6 руб./USD) - зачислена на текущий валютный счет часть выручки, не подлежащая обязательной продаже;

Дебет 51 Кредит 91 субсчет 1 "Прочие доходы"

-   76 250 руб. (2 500 USD х 30,5 руб./USD) – поступили денежные средства на расчетный счет от обязательной продажи валюты.

Дебет 91 субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 57

79 500 руб. (2 500 USD х 31,6 руб./USD) - списана стоимость проданной валюты.

Дебет 99 Кредит 91 субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов"

- 2750руб. (76 250 – 79 000) - в конце месяца определен убыток от обязательной продажи валюты.

Банк покупает валюту, как правило, по курсу, который ниже официального курса Центробанка. Получившуюся из-за этого разницу организация может отнести к внереализационным расходам и исключить из своей прибыли на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Если банк взимает комиссию за осуществление данной операции, ее отражают в составе операционных расходов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н):

Дебет 91 -2 Кредит 76

-    на сумму банковской комиссии от обязательной продажи валютной выручки.

Далее в зависимости от валюты, которую банк снимает в оплату своей комиссии, следует счет 76 закрыть на счет 51 или 52.

Вознаграждение банка в целях налогообложения организация вправе отнести к внереализационным расходам (подп.16 п.1 ст.265 НК РФ).

*Конец примера*

Счет за границей

Статья 12 Закона позволяет резидентам, как физическим, так и юридическим лицам,  без ограничений открывать счета или вклады в иностранной валюте в иностранных банках, расположенных на территории стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Таких стран в настоящее время более 30. Список стран, входящих в ОЭСР и ФАТФ, дан в качестве приложения к инструкции Центрального банка РФ от 29.08.01 N 100-И. Например, Великобритания, США и Швейцария входят в обе международные организации. Бразилия, Аргентина и Сингапур состоят только в ФАТФ, а Венгрия, Польша и Чехия - только в ОЭСР. Ни одна из стран "ближнего зарубежья" (Украина, Белоруссия, Молдавия и т.д.) не является членом ОЭСР или ФАТФ.

В остальных странах резиденты смогут открывать счета только в порядке, установленном Центробанком. В свою очередь этот порядок может предусматривать предварительную регистрацию счета в налоговой инспекции. Правила предварительной регистрации, состав документов, необходимых для открытия счета, а также допустимые мотивы отказа со стороны налоговиков перечислены в статье 18 Закона.

… для гражданина

Российским резидентам-гражданам держать свои валютные ценности за границей разрешается с 18 июня 2004 года.

Правда, возможность открыть счет за границей не особо удивит российских граждан, так как они вправе это делать уже с ноября 2001 года. Согласно инструкции Центробанка от 29 августа 2001 г. N 100-И граждане могут открывать постоянно действующие счета только в банках стран - участниц ОЭСР и ФАТФ. В остальных странах - лишь на время пребывания в них.

Порадовать может только одно - новый закон разрешает использовать такие счета для предпринимательской деятельности, тогда как ранее этого делать было нельзя.

Граждане получили право использовать заграничные счета для любых валютных операций, кроме оплаты товаров (работ, услуг), реализованных ими на территории России.

Не позднее месяца со дня заключения или расторжения договора об открытии или закрытии счета или вклада в иностранном банке нужно об этом уведомить налоговые органы по месту своего учета.

Граждане обязаны представлять налоговым органам отчеты об остатках средств на счетах в банках за пределами РФ по состоянию на 1 января каждого года.

Все сказанное относится к открытию счета в стране- члене ОЭСР или ФАТФ.

Если физическое лицо желает открыть счет (вклад) в другой стране, то в целях валютного регулирования осуществляется предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами Российской Федерации. Такая регистрация счета (вклада) осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента – физического лица.

Для предварительной регистрации резидент должен представить в регистрирующий орган закрытый перечень из документов: заявления о предварительной регистрации, копии удостоверения личности.

Заявление должны рассмотреть в течение 10 рабочих дней и по истечении этого срока либо выдать регистрационный документ, либо представить мотивированный отказ. Перечень оснований для отказа закрыт. Отказать в регистрации могут лишь когда представлен неполный или недостоверный пакет документов, событие, подлежащее регистрации, уже свершилось (открыт счет, вывезена национальная валюта и т.д.) или если федеральным законом введен прямой запрет на данную операцию.

Центральный банк издал недавно указания по данному вопросу.

В указаниях от 30.03.04 N 1411-У определены условия открытия физическими лицами счетов в иностранных банках. В указаниях от 30.03.04 N 1412-У определена максимальная сумма, которую граждане могут перечислить за границу без открытия спецсчета в российском банке. Указания вступают в силу одновременно Законом, с 18 июня 2004 года.

В указании N 1411-У установлен особый порядок открытия рублевых и валютных счетов в банках стран, не являющихся участницами ОЭСР и ФАТФ, и рублевых счетов в банках стран - участниц ОЭСР и ФАТФ. Центробанк имеет право устанавливать особый порядок согласно пункту 3 статьи 12 закона.

Что касается перевода денег в иностранные банки, то граждане могут осуществить перевод и без открытия спецсчета в российском банке. Однако в этом случае сумма перевода может быть ограничена Центральным банком РФ (подп.5 п.3 ст.14 Закона). Указанием N 1412-У верхняя планка установлена на уровне 5000 долларов США в течение одного операционного дня. До этого использовался лимит - 2000 долларов США в течение одного операционного дня (приказ ЦБ РФ от 27.08.97 N 02-371).

… для юрлица

С 2002 года в соответствии с положениями Банка России N 200-П и N 201-П юридические лица - резиденты имели право открывать счета в иностранной валюте за пределами России для расчетов по договорам международного строительного подряда, а также для обслуживания деятельности своих представительств за рубежом.

Юридические лица-резиденты смогут без ограничений открывать счета или вклады в странах - участницах ОЭСР и ФАТФ только с 18 июня 2005 года.

До этой даты юридические лица открывают счета за рубежом в порядке, установленном Законом № 3615-1. т.е. в случаях и на условиях, установленных Банком России. Такие условия озвучены Положением ЦБР от 28 апреля 2004 г. N 256-П "О временном порядке выдачи Банком России юридическим лицам - резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории Российской Федерации". Это положение вступает в силу с 18 июня 2004 года и действует в течение одного года, т.е. до 17.06.2005. На них мы остановимся позже.

Начиная с 18 июня 2005 г. и до 31.12.2006 в случае открытия счетов в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, на резидента возлагается обязанность в течение месяца осуществить регистрацию счета в налоговом органе по месту своего учета (часть 2 ст.12 Закона).

Для случаев открытия счетов в иных государствах Банком России может быть установлено требование о предварительной регистрации счета (часть 3 ст.12 Закона). Данный институт вводится для обеспечения информационного контроля за движением капитала и прогнозирования состояния валютного рынка Российской Федерации.

Для предварительной регистрации организация резидент должна представить в регистрирующий орган закрытый перечень из трех документов: заявления о предварительной регистрации, копии свидетельства о государственной регистрации ПБОЮЛ или юридического лица и справки о присвоении кодов статистики.

Начиная с 01.01.07 уведомительный порядок открытия будет действовать в отношении всех зарубежных валютных счетов.

Операции с денежными средствами, зачисленными на заграничные валютные счета организаций в законном порядке, будут осуществляться дальше без ограничений для любых валютных операций, кроме расчетов с резидентами.

Резиденты получат право переводить средства на свои счета (во вклады), открытые в зарубежных банках, в порядке, устанавливаемом Банком России, который может предусматривать только установление требования о резервировании резидентом до 100% суммы операции на срок не более 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции (часть 4 ст.12 Закона). Такое ограничение, как и весь институт резервирования, действует до 01.01.2007.

Резиденты - юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам или вкладам в иностранных банках с приложением подтверждающих банковских документов. Порядок представления отчетности должно утвердить Правительство РФ по согласованию с Банком России.

Остановимся более подробнее на Положении ЦБР от 28 апреля 2004 г. N 256-П, которое будет действовать в течение предстоящего года. Оно распространяется на организации-резидентов и не распространяется на кредитные организации, валютные биржи и физических лиц.

 Разрешение на открытие и/или использование банковского счета резидента-организации в иностранной валюте за рубежом в общем случае выдается территориальным учреждением Банка России по месту государственной регистрации резидента. Федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов РФ разрешение выдается Департаментом валютного регулирования и валютного контроля Банка России.

В эти органы необходимо обратиться до открытия валютного счета в банке-нерезиденте, осуществления таких операций по нему, которые не предусмотрены выданным ранее разрешением или до использования валютного счета, открытого в соответствии с иными нормативными актами Банка России.

Для получения разрешения резидент направляет в Банк России заявление в произвольной форме с указанием сведений, содержащихся в Приложении 1 к Положению, и комплект документов (оригиналы или надлежащим образом заверенные копии) в соответствии с Приложением 2 к Положению.

В заявлении указываются: наименование резидента, ИНН, данные о регистрации, контрактная информация, коды статистики и др., цели открытия и использования валютного счета в зарубежном банке и срок его использования, реквизиты банковского счета в уполномоченном банке, с которого будут списываться денежные средства за рубеж, указывается валюта зарубежного счета, а также сведения об использовании бюджетных средств.

Заявление подписывается руководителем (уполномоченным лицом) резидента и заверяется печатью резидента.

К заявлению прилагаются копии учредительных документов, свидетельств о госрегистрации, справки о кодах статистики, свидетельства о постановке на налоговый учет, заверенные в установленном порядке, справка из уполномоченного банка о реквизитах банковского счета, с которого будут списываться средства, и документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление от имени резидента.

Также прилагается контракт на открытие и использование валютного счета или его проект, ратифицированный одной из сторон и заверенный руководителем с проставлением печати. Если контракт составлен на иностранном языке, он представляется с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

Дополнительно резидент вправе направить иные документы, которые, по его мнению, содержат дополнительные обоснования необходимости открытия счета, условия его открытия и использования.

Документы направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо передаются непосредственно в Экспедицию Банка России.

После проверки документов и сведений в них Банк России не позднее двух месяцев с даты подачи резидентом заявления обязан выдать разрешение либо направить мотивированный отказ в его выдаче.

Разрешению присваивается индивидуальный номер, первый лист разрешения распечатывается на специальном бланке, экземпляр разрешения направляется резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо выдается под расписку представителю резидента, действующему на основании доверенности.

Резидент обязан в соответствии с условиями разрешения представлять отчет о движении средств по валютному счету по форме, установленной в Приложении 5 к Положению. Отчет составляется ежеквартально. В нем указываются все поступления и расходы за прошедший период.

Разрешение действительно на период, который в нем указан. Оно прекращает действие по истечении этого срока, или с даты подачи резидентом заявления о прекращении действия разрешения в Банк России. Срок действия разрешения может быть продлен посредством выдачи дополнения к разрешению. Решение может быть отозвано банком России при выявлении нарушений его условий.

Валютный контроль

Некоторые послабления при работе с валютой вызывают усиление контроля за такими операциями.

Валютному контролю посвящена глава 4 Закона. Как и ранее, эти функции выполняют "органы валютного контроля" и "агенты валютного контроля".

Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

Перечень агентов валютного контроля в новом Законе расширен. Ими являются:

·   уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации;

·   не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг (в том числе держатели реестра), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

·   территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Из перечня видно, что помимо уполномоченных банков в состав агентов включены и профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе и держатели реестров акций. В их обязанности теперь также будут входить проведение проверок соблюдения валютного законодательства и проверка правильности ведения учета валютных операций.

Функции по осуществлению контроля органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом распределены следующим образом: Центральный банк РФ осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами; а федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля осуществляют контроль за совершением валютных операций всеми остальными резидентами и нерезидентами, кроме кредитных организаций и валютных бирж.

Функции по координации деятельности в области валютного контроля возложены на Правительство РФ и Центральный банк России. Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти как органов валютного контроля между собой и обеспечивает их взаимодействие с Центральным банком РФ, а также взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Центральным банком РФ. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц закреплены в ст. 23 Закона. В ней также сказано, что порядок предоставления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам устанавливается банком России (для представления уполномоченным банкам) и Правительством РФ (для представления иным агентам валютного контроля).

На момент написания статьи находится на государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации Положение Банка России от 01.06.2004 № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".

Органам валютного контроля предоставлен традиционно более широкий перечень прав. Помимо прав агентов, они могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и применять меры ответственности за нарушения. Предписания органов валютного контроля обязательны к выполнению резидентами и нерезидентами. Не согласные с мнением контролеров имеют право обжаловать их действия и требовать возмещения нанесенного ущерба.

Агенты валютного контроля имеют право проверять соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства, порядок учета валютных операций, а также запрашивать и получать документы, связанные с валютными операциями.

 Пи этом в п. 4 ст. 23 Закона определен исчерпывающий перечень документов, которые (или копии с которых) агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать у субъектов валютной операции. На представление документов должно быть отведено не менее 7 рабочих дней (п.3 части 1 ст.23 Закона).

Уполномоченным банкам как агентам валютного контроля предоставлено право отказывать в осуществлении валютной операции и открытии счета в случае непредставления субъектом операции документов, предварительно запрошенных агентом, либо представления им недостоверных документов (абзац 4 части 5 ст.23 Закона).

Однако если агенты валютного контроля ограничены в перечне документов, непосредственно относящихся к проводимой валютной операции (абзац 1 части 5 ст.23 Закона), то в отношении органов валютного регулирования такое ограничение отсутствует.

Агенты валютного контроля обязаны передавать информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства органам валютного контроля, уполномоченным применять санкции за такие нарушения.

При осуществлении валютного контроля резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны в соответствии со ст.24 Закона:

·   представлять органам и агентам валютного контроля соответствующие документы и информацию;

·   вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

·   выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

В ст.24 Закона предусмотрены также права резидентов и нерезидентов. В частности, они имеют право:

· знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

· обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· возмещать в установленном законодательством Российской Федерации порядке реальный ущерб, причиненный неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

В отличие от прежнего закона новый Закон не разъясняется понятие валютного правонарушения, не предусматривает и конкретных составов валютных правонарушений. В соответствии со ст.25 Закона резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за валютные правонарушения в большинстве случаев будет применяться исходя из составов, закрепленных в ст.15.25 КоАП РФ:

·   за осуществление валютных операций без лицензии либо с нарушением требований лицензии, а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации;

·   за невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо за невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств;

·   за нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности;

·   за несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно за нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов.

Помимо административной предусмотрена уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства. Так, статьей 193 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до трех лет. При этом сумма средств в иностранной валюте должна превышать десять тысяч МРОТ.

Действие разрешений, полученных до вступления в силу Закона

В соответствии со ст. 28 Закона сохраняют свое действие разрешения, выданные резидентам органами валютного контроля до вступления в силу Закона на совершение валютных операций, открытие счетов в банках за рубежом и осуществление операций по этим счетам, незачисление на счета резидента в уполномоченных банках получаемой иностранной валюты. К ним не применяются ограничения, установленные новым Законом.

Разрешения, полученные до 18.06.2004, действуют при условии, что остаются неизменными указанные в разрешениях:

 1) резидент, получивший разрешение;

 2) содержание валютной операции;

 3) сумма валютной операции;

 4) сроки проведения валютной операции или открытия счета;

 5) режим счета;

 6) контрагенты резидента, указанные в разрешении;

 7) условия незачисления на счета резидента в уполномоченных банках получаемой им иностранной валюты.

При этом резидент и контрагент считаются неизмененными и в случаях

· перемены физическим лицом фамилии, имени и (или) отчества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, иных данных документа, удостоверяющего личность,

· изменения наименования, организационно-правовой формы, иных данных юридического лица, включая сведения о государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика, коды форм федерального государственного статистического наблюдения.

Если такое произошло, резидент обязан сообщить новые данные в 10 рабочих дней со дня изменений в орган, выдавший разрешение, и приложить коми новых документов.

По старым разрешениям отчет представляется в порядке, предусмотренном в нем, права и обязанности по этим разрешениям не передаются третьим лицам. Продлевать старые разрешения или вносить в них изменения или дополнения органы валютного контроля с 18.06.2004 не вправе.


 
Опубликовано в журнале "Иностранный капитал в России" №7/2004