Автор: Обухова Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

10 февраля 2019 года вступил в силу комментируемый нами Приказ Минфина РФ от 28.12.2018 № 298н, вносящий изменения в Инструкцию № 157н. Он применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета начиная с 2019 года. Поправки направлены:

  • на исключение из инструкции положений, которые установлены федеральными стандартами, вступившими в силу в 2018 и 2019 годах;

  • на приведение методологии учета в соответствие с требованиями применяемой с 1 января 2019 года бюджетной классификации (напомним, что с этой даты действуют порядки № 209н и 132н).

Ниже в краткой форме осветим изменения, которые следует учитывать при применении Инструкции № 157н после 10 февраля 2019 года.

Отсылка к применению ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

Прежняя редакция п. 6 Инструкции № 157н содержала положения, устанавливавшие порядок разработки учреждением учетной политики, ее разделы, а также порядок исполнения субъектом учета обязательств по обеспечению хранения документов учетной политики и других документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета. Все эти нормы сейчас представлены в ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», который применяется с 1 января 2019 года. В связи с этим п. 6 Инструкции № 157н был скорректирован. Теперь в нем закреплено: организация и ведение бухгалтерского учета осуществляются субъектом учета (централизованной бухгалтерией) в соответствии с учетной политикой, сформированной согласно федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В этом документе даны подробные рекомендации по формированию учетной политики, внесению в нее изменений, исправлению ошибок в учете и отчетности прошлых периодов. Здесь же отметим, что порядок исправления ошибок в учете установлен п. 18 Инструкции № 157н, поэтому вступление в силу данного стандарта способствовало корректировке положений и названного пункта. Абзацы, устанавливающие порядок исправления ошибок, исключены из указанной нормы, поскольку это предусмотрено стандартом.

Отсылка к применению ФСБУ «Влияние изменений курсов иностранных валют».

Пункт 13 Инструкции № 157н дополнен положением, устанавливающим, что при определении рублевого эквивалента объекта учета, стоимость которого выражена в иностранной валюте, субъекту учета следует руководствоваться ФСБУ «Влияние изменений курсов иностранных валют».

Общие положения в части применения счета 0 104 00 000 «Амортизация».

Они установлены п. 84 – 91 Инструкции № 157н. В отношении применения этих норм Приказом Минфина РФ № 298н внесены следующие коррективы:

  • в новой редакции п. 85 Инструкции № 157н под остаточной стоимостью амортизируемого объекта понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной амортизации и сумму убытка от его обесценения. Напомним, что впервые убыток от обесценения актива определялся при проведении инвентаризации по итогам 2018 года в силу реализации положений ФСБУ «Обесценение активов». При принятии к учету объекта основных средств, нематериальных активов он учитывается по балансовой стоимости с учетом ранее начисленной амортизации и ранее начисленного убытка от обесценения;

  • пункт 89 Инструкции № 157н дополнен аналитическими кодами группы синтетического счета 40 (применяются при начислении амортизации на объекты операционной аренды). Напомним, что с 1 января 2018 года в отношении полученных объектов операционной аренды ежемесячно на право пользования активами начисляется амортизация, при этом аналитические коды группы синтетического счета 40 в данный пункт инструкции не были введены.

Применение счетов, отражающих учет расчетов по доходам.

Согласно ст. 298 ГК РФ автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от этой деятельности, и приобретенное за счет них имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. Учет доходов, получаемых автономным учреждением, осуществляется посредством применения счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам». Общие положения по применению этого счета установлены п. 199 Инструкции № 157н. Вследствие изменения кодов КОСГУ в части отражения операций по безвозмездному поступлению денежных средств скорректированы наименования аналитических групп 50 и 60 синтетического счета объектов учета.

Прежняя редакция Инструкции № 157н

Новая редакция Инструкции № 157н

50 «Расчеты по безвозмездным поступлениям от бюджетов»

50 «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера»

60 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование»

60 «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера»

Напомним, что согласно применяемой с 1 января 2019 года бюджетной классификации в рамках реализации положений Приказа Минфина РФ № 209н безвозмездные денежные поступления классифицируются следующим образом.

При этом Приказом Минфина РФ № 209н установлено, какие денежные поступления являются поступлениями капитального, а какие – поступлениями текущего характера:

  • поступления, перечисления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов капитального характера, формирующих (увеличивающих) основные фонды, недвижимое и (или) движимое имущество, которые признаются в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, включая расходы на бюджетные инвестиции (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) объектов непроизведенных активов), приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, относимого к объектам основных средств, приобретение (создание) программного обеспечения, иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов, в том числе в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

  • к поступлениям, перечислениям текущего характера относятся безвозмездные поступления, безвозмездные перечисления, не отнесенные к поступлениям, перечислениям капитального характера.

При этом следует учитывать, что если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального, так и некапитального характера, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера. К таким поступлениям, перечислениям могут быть отнесены, например, субвенции, консолидированные субсидии бюджетам бюджетной системы РФ, гранты в форме субсидий юридическим лицам, субсидии государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям на иные цели, предусматривающие осуществление как расходов некапитального характера, так и расходов на приобретение основных средств (оборудования, средств видеовизуализации, библиотечных фондов, иных объектов движимого имущества).

Таким образом, если учредитель выделяет учреждению целевую субсидию на приобретение основных средств, такие поступления квалифицируются как поступления капитального характера и применяется подстатья 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ. В случае если целевая субсидия, выделяемая учредителем подведомственному учреждению, включает в себя сумму на приобретение основного средства и расходы на оплату работ, услуг, которые квалифицируются как текущие поступления, применяется подстатья 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ.

С учетом вышесказанного доходы, получаемые учреждением в форме целевых субсидий, отражаются:

  • поступления по которым носят текущий характер – по счету 0 205 52 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»;

  • поступления по которым носят капитальный характер – по счету 0 205 62 000 «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».

Здесь же отметим, что счета 0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели», 0 205 84 000 «Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений» исключены из Инструкции № 183н. Доходы от субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания на лицевой счет учреждения, по-прежнему отражаются на счете 4 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» с применением, соответственно, подстатьи 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Кроме того, в п. 199 Инструкции № 157н введены абзацы, устанавливающие, что для учета расчетов по доходам (и операций, их изменяющих) применяются счета аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», предусмотренные Единым планом счетов, с указанием в 1 – 17-м разрядах номера счета соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации РФ, а в 24 – 26-м разрядах номера счета – подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета).

В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства РФ по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете) устанавливать в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по видам доходов (поступлений) – дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.

Применение счетов, отражающих перечисление авансов.

Приказом Минфина РФ № 298н скорректировано наименование аналитической группы синтетического счета объекта учета 40. Если ранее она носила название «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям», то в редакции вышеназванного приказа она называется «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям». В отношении применения счета 0 206 00 000, как и в отношении применения других счетов (в частности, счетов 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 302 00 000), введен абзац, устанавливающий, что для учета расчетов по выданным авансам (и операций, их изменяющих) применяются счета аналитического учета счета 0 206 00 000 с указанием в 1 – 17-м разрядах номера счета соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации РФ, а в 24 – 26-м разрядах номера счета – подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета).

Применение счета учета доходов будущих периодов.

Приказом Минфина РФ № 298н скорректирован п. 301 Инструкции № 157н, содержащий перечень доходов, при отражении которых используется данный счет. Из новой редакции этого пункта следует, что названный счет применяется для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, с учетом положений ФСБУ «Доходы», в частности, для учета сумм доходов по соглашениям о предоставлении в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) безвозмездных перечислений на условиях предоставления активов: межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, иным физическим лицам.

Применение забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование».

Приказом Минфина РФ № 298н расширена сфера применения данного забалансового счета. Из новой редакции п. 333 Инструкции № 157н следует, что этот счет предназначен для учета:

  • имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектом аренды (имущества казны и иного имущества, полученного на безвозмездной основе, как вклада собственника (учредителя), имущества, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления на праве оперативного управления);

  • имущества, полученного в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения), возникающей в соответствии с действующим законодательством РФ, ценностей, которые согласно законодательству РФ не подлежат отражению на балансе учреждения (музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части (негосударственной части – по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда РФ);

  • неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности, прав ограниченного пользования чужими земельными участками (включая сервитут), объектов, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления.

Применение забалансовых счетов 04 «Сомнительная задолженность» и 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами».

Согласно п. 339 Инструкции № 157н в новой редакции забалансовый счет 04 применяется для учета сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о списании такой задолженности с балансового учета учреждения, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям актива. Учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в срок в погашение сомнительной задолженности денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным способом, не противоречащим законодательству РФ.

В порядок применения забалансового счета 20 также внесены изменения Приказом Минфина РФ № 298н. Данный счет предназначен для учета сумм не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе сумм кредиторской задолженности, не подтвержденных по результатам инвентаризации кредитором, а также кредиторской задолженности, образовавшейся в связи с переплатой в бюджет, в том числе налогов.