Компания «Форос Аудит»

Оценка и анализ состояния задолженности покупателя (заказчика) в организации

Развитие рыночных отношений на территории Российской Федерации сопровождено у многих субъектов хозяйствования попаданием в полосу некоторой хозяйственной неопределенности и повышенных рисков, что требует самой объективной оценки существующего финансового состояния, а также платежеспособности данной организации, надежности партнеров этой организации в сфере бизнеса. Имеющееся нерациональное соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей, их размеры и их качество сильно влияют на финансовое состояние хозяйствующего субъекта. Непомерный рост обязательств по долгам - одно из условий для возбуждения процедуры банкротства в отношении какого-либо хозяйствующего субъекта. Очень много хозяйствующих субъектов в условиях наших дней обращаются к натуральному кредитованию, получая какую-либо продукцию без предварительной оплаты, далее обращают ее в деньги, что на некоторый период времени повышает их финансовые запасы.

Управление финансами начинается со времени подписания договора на поставки продукции или со времени выписки счета для оплаты продукции покупателю и получения от него предварительной оплаты (могут быть варианты). А заканчивается управление финансами выплатами кредиторам, бюджетам, своему персоналу и т. д. При этом управление финансами тесно связано с управлением возможной дебиторской задолженностью, которая может появиться любом из этапов операционного цикла. В том случае, если дебиторская задолженность появляется на конечном этапе производственного цикла и реализации продукции, то она, обычно, переходит в оборотные активы, служащие ресурсом при производстве и реализации последующей партии товара (услуг или работ). Однако, такое не всегда может устроить дебитора. Своевременный анализ дебиторской задолженности может иметь важное значение в инфляционный период, когда подобная иммобилизация своих оборотных средств делается крайне маловыгодной. Здесь для иллюстрации имеющихся возможностей и дальнейшего развития предложенной методики для анализа и оценке расчетов с покупателями (заказчиками) использованы данные условной несуществующей организации ООО «Сельхозтех» за период 2011-2013 гг.

Проведем анализ состояния дебиторской задолженности в расчетах с основными заказчиками и покупателями в данной организации (табл. 1).

Таблица 1. Показатели состояния дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками в ООО «Сельхозтех», тыс. руб.


Покупатель (заказчик)

Сумма дебиторской задолженности за 2011

Сумма дебиторской задолженности за 2012

Сумма дебиторской задолженности за 2013

на начало
года

Опла
чено

на конец
года

на начало
года

Опла
чено

на конец
года

на начало
года

Опла
чено

на конец
года

1.

ООО «Застройщик»

630

-

2630

2630

-

10523

10523

1700

8823

2.

ООО «Комплектация»

53

-

1250

1250

-

2385

2385

-

2385

3.

ООО «Реахит»

125

-

686

686

-

5630

5630

1691

3939

4.

ОАО «Бетта»

368

-

452

452

-

21630

21630

5300

16330

5.

ООО «М-стройтрест»

102

-

1890

1890

358

1532

1532

-

1532

6.

ЗАО «КП ЛИЗ»

203

-

2100

2100

-

6300

6300

6300

-

7.

ООО «Боэ»

189

-

813

813

-

3108

3108

-

3108


ИТОГО

1670

-

9821

9821

358

51108

51108

14991

36117

Из предоставленных данных в табл. 1 вытекает, что дебиторская задолженность отдельных заказчиков и покупателей в этой организации на протяжении двух лет возрастала. Эти данные говорят о том, что у заказчиков и покупателей отсутствовали средства на своевременное погашение задолженности. В 2013 г. размер дебиторской задолженности снизился и на 31. 12. 2013 г. составил 36117 тыс. руб. В 2013 г. прослеживается большое улучшение в финансовом положении анализируемого предприятия за счет погашения им задолженности ряда покупателей, однако, не все из покупателей (заказчиков) этой организации в состоянии оплатить полную сумму своей дебиторской задолженности. Количественный (или оценочный) анализ существующей дебиторской задолженности этим самым призывает к необходимости проведения качественного анализа состояния возникшей дебиторской задолженности. Проводимый качественный анализ имеющейся дебиторской задолженности, последующая оценка реальной стоимости этой задолженности заключены в анализе этой задолженности в первую очередь по срокам ее появления и в выявлении размеров безнадежной задолженности.

Отслеживание по месяцам дебиторской задолженности даст возможность составить четкое представление о состоянии расчетов с покупателями (или заказчиками) и вовремя выявить имеющуюся в наличии просроченную задолженность. Помимо этого, данная операция, по нашему мнению, должно значительно облегчить инвентаризацию состояния имеющихся расчетов с дебиторами организации и этим обеспечит принятие однозначных управленческих решений в сфере дебиторской задолженности и других расчетных операций имеющегося субъекта хозяйствования.

Анализируя дебиторскую задолженность, следует разделять оправданную часть этой задолженности и неоправданную часть. К оправданной относят задолженность, сроки выплаты которой еще не наступили или составляют менее одного месяца. Прочая задолженность - это неоправданная. Чем больше будут сроки отсрочки, то тем больше риск неоплаты выставленного счета. Отвлечение же финансов в эту задолженность понизит текущую платежеспособность субъекта хозяйствования и отрицательно скажется на его общем финансовом состоянии. Чтобы оценить качественное состояние задолженности покупателей и/или заказчиков составляем табл. 2 со сводными данными, где дебиторская задолженность будет классифицирована по срокам ее возникновения.

Таблица 2. Показатели дебиторской задолженности покупателей (заказчиков) по срокам образования в 2013 году в ООО «Сельхозтех»


Статья дебиторской
задолженности

Всего
на конец
периода,
тыс.руб.

В том числе по срокам образования

До 1 мес.

от 1 до 3 мес.

от 3 до 6 мес.

От 6 мес. до 1 года.

Более 1 года

1

Дебиторская
задолженность
за товары

24154

11300

8956

-

1230

2668

2

Дебиторская
задолженность
(заказчики)

11963

11963

-

-

-

-

3

Всего дебиторская
задолженность

36117

23263

8956

-

1230

2668

В результате анализа дебиторской задолженности покупателей и/или заказчиков относительно сроков образования в компании ООО «Сельхозтех» » за 2013 год мы видим, что существенная доля дебиторской задолженности приходится на задолженность со сроком ее образования до одного месяца. А самая маленькая часть имеющейся дебиторской задолженности приходилась на задолженность со сроком ее образования более одного года, и, по своей сути, она является неоправданной частью задолженности.

В процессе исследования динамики дебиторской задолженности появляется вопрос - чем могут обуславливаться одни или другие изменения в задолженности - варьированием в масштабах деятельности, просчетами или успехами руководителей организации? Чтобы ответить на такой вопрос, нужно увязать имеющиеся изменения задолженности с динамикой в результатах работы организации. Выполнить это возможно используя коэффициенты оборачиваемости дебиторской задолженности. Коэффициенты оборачиваемости относят к группе так называемого показателя деловой активности. Главная цель проведения анализа оборачиваемости дебиторских задолженностей - это поиск путей для ее ускорения (см. табл. 3).

Таблица 3. Оборачиваемость в ООО «Сельхозтех» дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками


Показатель

2012 г.

2013 г.

Изменения, ±

1.

Оборачиваемость дебиторской задолженности, число оборотов

163920/30464.5 = 5,4

209 547/43 612,5= 4,8

-0,6

2.

Период, погашения дебиторской задолженности, дней.

360/5,4= 66.70

360/4,8=75,00

+8,3

3.

Доля дебиторской задолженность, % в общего объема текущих активов на к.г.

51 108/122320*100%= 41,78

36 117/138 999= 25,98

-15,8

4,

Отношение среднегодовой величины
дебиторской задолженности к выручке

30 464,5/163920 =0,18

43 612,5/209 547=0,21

+0,03

Как следует из табл. 3 - состояние в расчетах с покупателями и/или заказчиками в данной организации в 2013 г., в сравнении с 2012 г. ухудшилось, поскольку на 8, 3 суток возрос средний срок погашений дебиторской задолженностей покупателей и составил в 2013 г. 75 суток. Необходимо помнить, что чем больше будет время просрочки задолженности, то тем выше будет риск ее непогашения в будущем.

В общих объемах текущих активов доля дебиторской задолженности стала меньше на 15, 8% и составляет к размеру текущих активов на 2013 год 25, 98%. Отношение же среднегодового размера дебиторской задолженности покупателей к выручке с продаж товаров (услуг или работ) ничтожно, но все же увеличилось.

Сравниваем и анализируем дебиторскую и кредиторскую задолженность в организации

Сведения о дебиторах и кредиторах исследуемой организации отражены в таблице №4.

Таблица 4. Изменение дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Сельхозтех»


Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 г. % к 2011 г.

1.

Дебиторская задолженность, тыс. руб.,
в том числе:

10547

52307

36617

347,18

– покупатели и заказчики

9821

51108

36117

367,75

– прочая

726

1199

500

68,87

2.

Кредиторская задолженность, тыс. руб.,

18046

29538

25306

140,23

в том числе:





– поставщики и подрядчики

5702

9995

9827

172,34

– персонал организации

-

4363

3964

-

– государственные и внебюджетные фонды

-

893

1153

-

– налоги и сборы

1763

2537

1942

110,15

– прочие кредиторы

10581

11750

8420

79,58

Изучая данные таблицы №4, видно, что задолженность контрагентов организации (дебиторская задолженность) увеличивается. Это свидетельствует о том, что финансово-хозяйственная деятельность организации заметно ухудшается, понижается ее платежеспособность и ликвидность.

Кредиторская задолженность, напротив, растет медленно. С поставщиками и подрядчиками организация старается рассчитываться в указанные в договоре сроки.

Несмотря на низкий рост кредиторской задолженности по сравнению с дебиторской, в 2013 году по отношению к 2011 году задолженность увеличилась на 72, 34%. Одним из направлений, требуемых изучения в данном случае - это коммерческие кредиты, которые предоставляются поставщикам и подрядчикам.

Чтобы сравнить дебиторскую и кредиторскую задолженность надо рассчитать их отношение как друг к другу, так и к валюте баланса. (Таблица №5).

Таблица 5. Сравнение дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Сельхозтех»


Показатель

2011г.

2012 г.

2013г.

2013 г. % к 2011 г.

1.

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

10547

52307

36617

347,18

– % к валюте баланса

2,98

7,42

5,08

--

2.

Кредиторская задолженность, тыс. руб.

18046

29538

25306

140,22

– % к валюте баланса

13,74

16,39

19,57

--

3.

Отношение дебиторской задолженности

0,58

1,77

1,45

250,0

Данные таблицы №5 показывают, что дебиторская задолженность в балансе 2012 года намного больше, чем дебиторская задолженность в балансе 2011 года. И если в балансе 2013 года по отношению к 2011 году дебиторская задолженность увеличилась на 2,1; то по сравнению с 2012 годом она снизилась на 2, 34%. После проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности по отношению к валюте баланса, видно, что и та и другая задолженность имеет тенденцию роста.

Так как дебиторская задолженность растет быстрее кредиторской задолженности, соответственно увеличивается их коэффициент соотношения. Большая дебиторская задолженность и ее рост, всегда является угрозой экономической стабильности организации. Это приводит к необходимости привлечения иных источников дохода, не всегда оправданных. Следовательно, перед финансовыми менеджерами стоит первоочередная задача не допускать рост дебиторской задолженности и следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностями.

Методы и возможности, чтобы сократить «дебиторку»

Чтобы повысить эффективность хозяйственной и финансовой деятельности, не допустить роста дебиторской задолженности, рекомендуется разработать и утвердить политику, предназначенную покупателям и заказчикам.

Изучив сведения о своих клиентах и предполагаемом контингенте, в отношении их финансовых резервов, позволяющие проводить своевременную оплату за поставленный товар (работу, услугу), их нужно разделить на три категории:

1. Кредитоспособные. К ним можно отнести крупные компании, с большими активами и устойчивой финансовой деятельностью. Такие клиенты пользуются хорошей репутацией, своевременно рассчитываются по долгам. Для них можно предложить специально разработанную программу «Элита», в которой предусмотрены понижение цены товара за крупные партии, предоставление рассрочки.

2. Обычный потребитель. Клиенты или заказчики, приобретающие товары (услуги) малой партией, вовремя перечисляющие или вносящие в кассу деньги. Для них можно разработать и утвердить программу «Стандарт». В этой программе может быть предусмотрены некие скидки за предоплату или за своевременную (наличную) оплату за товар, работу (услуги).

3. Опасный потребитель. К таким клиентам можно отнести новых покупателей, фирмы или ИП, по которым нет никакой информации, либо имеющие плохую репутацию в бизнес кругах. Для них подойдет программа «Бизнес». В этой программе обязательно прописываются штрафные санкции за невыполнение условий покупки.

Важным фактором является правильное соотношение выпускаемых или реализуемых товаров, имеющих наибольший спрос. Это даст дополнительный источник увеличить финансовые результаты организации.

Кроме этого снижая себестоимость товара (услуг) можно добиться увеличение дохода. Доход можно увеличить и поднятием цен реализации.

Следуя как предложенным резервам оптимизировать неоправданную дебиторскую задолженность, так и резервам по увеличению прибыли и рентабельности, необходима продуманная разработка комплексного подхода, основанного на реальной оценке финансового положения предприятия.

Все вышесказанное приведет к усовершенствованию расчетов и увеличит оборачиваемость средств, снижению дебиторской задолженности. Появится возможность повысить эффективность в использовании финансов, снизится вероятность банкротства предприятия.