Аудиторско-консалтинговая группа "АРНИ"

1. Вопрос:

Налоговый инспектор при проведении камеральной налоговой проверки деклараций требует от нас дополнительные документы. Прав ли он?

Ответ: (по состоянию до 01.01.2007г)

налоговые органы при проведении камеральных проверок вправе истребовать дополнительные документы только при выявлении ошибок в декларациях и представленных налогоплательщиком документах.

Пунктом 1 ст. 93 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Из ст. 88 НК РФ следует, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Системное толкование пп. 4 п. 1 ст. 23, ст. ст. 54 и 88 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что цель камеральной проверки - проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета.

То есть камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, а потому эта проверка является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку.

Как указано в ст. 88 НК РФ, если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести необходимые исправления в установленный срок.

Следовательно, если камеральной проверкой налоговых деклараций и документов, обязанность представления которых предусмотрена налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете, не выявлено противоречий, правовых оснований для истребования документов, исходя из понятия и сущности камеральной проверки, и замены тем самым одной формы контроля другой не имеется.

Истребование всех первичных документов для подтверждения соответствия налоговой отчетности фактическому состоянию дел означает превращение камеральных проверок в выездные, причем у налогового инспектора отсутствует необходимость выходить на предприятие для проверки документов и там находиться в период проведения проверки: предприятие само представит в налоговый орган необходимые для проверки документы.

Такая подмена приводит в том числе к несоблюдению гарантий, установленных НК РФ для налогоплательщиков, связанных с процедурой проведения выездной проверки, и в первую очередь запрета проведения повторной выездной проверки.

Предоставленное налоговому органу в ст. ст. 88, 93 НК РФ право истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной проверки дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, с учетом анализа вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что это право ограничено сущностью камеральной проверки, в связи с чем налоговым органом могут быть истребованы только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах.

 

2. Вопрос:

Будем ли мы плательщиками акцизов в 2007 году?

Ответ: с 01.01.2007г ваша организация не будет плательщиком акцизов.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ отменены ст. 179.1, пп. 2 - 4 п. 1 ст. 182 НК РФ.

С 01.01.2007г плательщиками акцизов по нефтепродуктам признаются их производители, а лица, занимающиеся оптовой, оптово-розничной и розничной реализацией нефтепродуктов, плательщиками акциза более не являются

 

3. Вопрос:

Мы собираемся передать товары для собственных нужд. Как правильно исчислить НДС?

Ответ:

Когда возникает объект налогообложения:

Объектом налогообложения по НДС признается передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Об этом говорится в пп.2 п.1 ст.146 НК РФ.

В приведенном определении выделены два ключевых условия, необходимых для возникновения объекта налогообложения:

- передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);

- невозможность признания стоимости указанных товаров (работ, услуг) в качестве расхода для целей налогообложения прибыли.

Рассмотрим, когда может возникнуть ситуация, при которой эти два условия будут выполнены одновременно. Такое возможно только в случае передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) из структурного подразделения, получающего доход (деятельности, приносящей доход), в подразделение, которое дохода не получает (деятельность, не приносящую доход), а содержится за счет собственных средств организации. Например, организация имеет котельную, которая отпускает тепловую энергию для производственных нужд, а также обслуживает столовую. Столовая предоставляет питание работникам организации бесплатно. То есть столовая не получает доход. В этом случае передача тепловой энергии из котельной в столовую осуществляется для собственных нужд организации, что в свою очередь приводит к возникновению объекта налогообложения по НДС.

Объект налогообложения возникнет и в том случае, когда товар изначально был приобретен для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, но затем использован в деятельности, не приносящей доход. То есть вместо того, чтобы восстанавливать принятый к вычету "входной" НДС по приобретенному товару при его передаче для собственных нужд, на стоимость товара нужно начислить НДС. Например, организация приобрела для офиса шкаф, но потом передала его в собственный спортивный зал, который бесплатно посещают работники данной организации. В этом случае возникнет объект налогообложения по НДС.

Однако если организация изначально приобретает товар, расходы на который не принимаются при исчислении налога на прибыль, и этот товар используется в одном из подразделений организации, объекта налогообложения по НДС не возникает. Ведь передачи товара в такой ситуации не происходит. Сказанное справедливо и для случаев приобретения работ и услуг, стоимость которых не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации.

Обратите внимание! Расходы, не принимаемые при исчислении налога на прибыль

При исчислении налога на прибыль не признаются следующие расходы:

- экономически не обоснованные и не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода (п.1 ст.252 НК РФ);

- документально не подтвержденные (п.1 ст.252 НК РФ);

- прямо указанные в ст.270 НК РФ.

Обратите внимание: при передаче товаров (работ, услуг) в обслуживающие производства и хозяйства их стоимость будет облагаться НДС в части, не принятой при исчислении налога на прибыль. Если стоимость товаров (работ, услуг) включается в целях исчисления налога на прибыль в состав расходов обслуживающего производства, объекта налогообложения по НДС не возникает.

Как определить налоговую базу

Итак, в организации произошла передача товаров (выполнение работ или оказание услуг) из структурного подразделения, получающего доход (деятельности, приносящей доход), в подразделение, которое дохода не получает (деятельность, которая осуществляется за счет собственных средств). У организации возникает обязанность начислить НДС на стоимость указанных товаров (работ, услуг). Как определить эту величину?

Согласно п.1 ст.159 НК РФ в этом случае налоговая база по НДС определяется как стоимость переданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), исчисленная исходя:

- из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), которые действовали в предыдущем налоговом периоде;

- из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

Если организация передает товары (выполняет работы, оказывает услуги) для собственных нужд, аналогичные тем, что были реализованы в предыдущем налоговом периоде, проблем с определением налоговой базы не возникает. В расчете участвуют цены, по которым были реализованы такие же товары (работы, услуги) в предшествующем налоговом периоде.

Для большинства организаций налоговым периодом является календарный месяц.

А если аналогичной реализации в указанный период не было? Тогда организации нужно определить рыночную цену переданных для собственных нужд товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (ст.40 НК РФ).

Чтобы определить рыночную цену, нужно использовать официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевые котировки. Например, информацию государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование, данные о рыночных ценах, опубликованные в печатных изданиях или доведенные до сведения общественности другими СМИ.

Однако на практике получить информацию о рыночных ценах непросто. Поэтому при отсутствии такой информации используются расчетные методы определения рыночной цены. Согласно п.10 ст.40 НК РФ рыночная цена рассчитывается по методу цены последующей реализации. Если данный метод применить невозможно, используется затратный метод. То есть рыночная цена признается равной сумме произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

В то же время в большинстве случаев указанные выше методы сложно применить на практике, ведь работы и услуги в основном уникальны. Поэтому расходы организации на производство товаров, выполнение работ или оказание услуг, потребленных для собственных нужд, по сути, и будут являться "рыночной ценой". При отсутствии информации о рыночных ценах покупных товаров, которые передаются для собственных нужд, в расчете налоговой базы будет использована цена их приобретения.

Исчисление НДС

Когда налоговая база определена, можно переходить к исчислению НДС. Сумма НДС при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд начисляется сверх стоимости этих товаров (работ, услуг). Это определено в п.1 ст.166 НК РФ.

При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд организация должна составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж и журнале учета выставленных счетов-фактур (п.3 ст.169 НК РФ). Счет-фактура составляется в одном экземпляре, так как в данном случае не происходит реализации товаров (работ, услуг) и сумма НДС не предъявляется к оплате.

Посмотрим на примере, как исчисляется НДС при передаче товаров для собственных нужд.

Пример:. На мебельной фабрике были изготовлены стулья. Пять стульев передали в столовую, которая не получает доход, а содержится за счет собственных средств организации. Фактическая стоимость одного стула - 400 руб. Цена реализации такого же стула в предыдущем месяце составила 500 руб. (без учета НДС). Налоговым периодом по НДС является месяц.

Стоимость стульев 2000 руб. (400 руб. х 5 шт.) не включается в расходы при исчислении налога на прибыль, так как эти затраты не соответствуют критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ. Таким образом, в соответствии с пп.2 п.1 ст.146 НК РФ возникает объект налогообложения. Налоговая база определяется как цена реализации одного стула в предыдущем налоговом периоде (500 руб.), умноженная на количество стульев, переданных для собственных нужд (5 шт.). Сумма начисленного в бюджет НДС составит 450 руб. (500 руб. х 5 шт. х 18%).

 

4. Вопрос:

Вправе ли мы произвести вычет сумм НДС, уплаченных по приобретенным товарам, которые потом будут передаваться для собственных нужд?

Ответ:

Согласно пп.1 п.2 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении (ввозе на таможенную территорию России) товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС.

Поскольку передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд является объектом налогообложения по НДС, "входной" налог организация вправе принять к вычету.

Пример: В сентябре организация отремонтировала детский сад, который находится у нее на балансе и финансируется за счет собственных средств. В августе аналогичные работы для сторонних лиц организация не выполняла. Рыночная цена таких работ составляет 160 800 руб. без НДС.

Расходы на ремонт включают:

- заработную плату и ЕСН - 32 200 руб.;

- материалы, использованные для ремонта, - 102 000 руб. без НДС.

Расходы на ремонт детского сада не будут учитываться при исчислении налога на прибыль, так как они осуществляются не в рамках деятельности, направленной на получение дохода. Следовательно, на рыночную цену работ нужно начислить НДС в размере 28 944 руб. (160 800 руб. х 18%).

Сумма "входного" НДС, который принимается к вычету, равна 18 360 руб. (102 000 руб. х 18%).

Таким образом, организация не позднее 20 октября 2004 г. должна уплатить в бюджет НДС в размере 10 584 руб. (28 944 руб. - 18 360 руб.).

 

5. Вопрос:

Некоторые сотрудники нашей организации будут использовать личные автомобили в служебных целях. Организация будет выплачивать компенсацию за использование личного транспорта.

Облагается ли НДФЛ и ЕСН сумма указанной компенсации?

Ответ:

По данному поводу есть официальное разъяснение Минфина РФ. В письме от 29.12.2006г. № 03-05-02-04/192 Минфин РФ указывает следующее:

«в соответствии с п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Обязанность работодателя по выплате компенсации при использовании работником личного имущества, в том числе личного транспорта, а также по возмещению расходов, связанных с его использованием, установлена ст. 188 Трудового кодекса Российской Федерации.

Выплата указанной компенсации производится в тех случаях, когда работа сотрудников по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.

Для получения компенсации работники представляют в бухгалтерию организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке, и ведут учет служебных поездок в путевых листах.

Так как установления специальных норм компенсации работникам за использование личного транспорта для целей обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом Кодексом не предусмотрено, полагаем, что использование в этих целях норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией", не будет противоречить положениям п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса.

При этом сами такие выплаты могут производиться в размерах, установленных локальным нормативным актом организации.

Таким образом, сумма компенсации за использование личного транспорта, выплачиваемая работнику, в пределах норм, утвержденных указанным нормативным правовым актом, не облагается налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса.

Учитывая положение п. 3 ст. 236 Кодекса, в соответствии с которым указанные в п. 1 данной статьи Кодекса выплаты не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков - организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, размер компенсации за использование личного транспорта, превышающий утвержденные нормы, также не подлежит налогообложению единым социальным налогом.»

 

6. Вопрос:

Облагается ли НДФЛ и ЕСН сумма арендной платы по арендованному имуществу у физического лица и как это отразить в бухгалтерском учете?

Ответ:

Согласно ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Доходы налогоплательщика, полученные от сдачи в аренду имущества, подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях. Исчисление и уплату налога в данном случае производит налоговый агент в соответствии со ст. 226 НК РФ.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Суммы исчисленного и удержанного налога перечисляются не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), к объекту обложения ЕСН не относятся. Следовательно, в случае заключения организацией с физическим лицом договора аренды на суммы арендной платы ЕСН не начисляется.

В бухгалтерском учете организации делаются следующие записи:

Д-т 20, К-т 76 - начислена арендная плата;

Д-т 76, К-т 68 - удержан НДФЛ с суммы арендной платы;

Д-т 76, К-т 50 - выплачена арендная плата.

 

8. Вопрос:

В каком порядке следует осуществлять вычеты по НДС по услугам гостиниц, оказанным сотруднику, находившемуся в служебной командировке?

Ответ:

Ответ: Суммы НДС по расходам на наем жилого помещения в период командировки у плательщика данного налога подлежат вычету (п. 7 ст. 171 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные указанной ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг).

При реализации платных услуг непосредственно населению требования по выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ строгой отчетности (п. 7 ст. 168 НК РФ).

При приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о командировке (п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).

Таким образом, суммы НДС, указанные в бланках строгой отчетности установленной формы, которые выдаются гостиницами сотрудникам, находившимся в служебной командировке, у плательщика НДС являются основанием для принятия этого налога к вычету.

 

9. Вопрос:

Можно ли при составлении счетов-фактур указывать адрес фактического места нахождения налогоплательщика (продавца), который не соответствует юридическому адресу?

Ответ: Нельзя.

В реквизиты счета-фактуры включены наименование и адрес покупателя (пп. 3 п. 5 ст. 169 НК РФ). При заполнении счетов-фактур, в том числе строки 2а "Место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами", следует руководствоваться Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914), которыми предусмотрен состав показателей счета-фактуры.

Согласно Правилам отдельные показатели указываются в счете-фактуре в соответствии с учредительными документами юридического лица.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (ст. 52 ГК РФ).

В связи с этим в строках счетов-фактур, в которых согласно Правилам должно указываться место нахождения продавца, следует указывать юридический адрес в соответствии с вышеуказанными учредительными документами.

 

10. Вопрос:

Кто имеет право подписи счета-фактуры за главного бухгалтера или директора?

Ответ:

Пунктом 6 ст. 169 НК РФ предусмотрена возможность подписания счета-фактуры лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) организации или доверенностью от имени организации. Издание такого приказа может приходиться на любой момент текущего финансового года, так как, на наш взгляд, указанный приказ не вносит изменения в учетную политику предприятия. Следовательно, ограничение, предусмотренное п. 18 ПБУ 1/98 "Учетная политика" (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н), не применяется.

В соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД ОК 011-93) к документации по распорядительной деятельности предприятия относятся в том числе приказы, указания (распоряжения) по вопросам основной деятельности. Издание приказов, указаний (распоряжений) входит в компетенцию генерального директора (директора). Таким образом, это должен быть документ, исходящий от единоличного исполнительного органа (приказ, распоряжение, указание либо доверенность).

Включать реквизиты данного документа в счет-фактуру, по нашему мнению, не следует, так как прямого указания на это в НК РФ не содержится. В то же время указание этой информации не делает счет-фактуру недействительным, поскольку введение в счет-фактуру дополнительных реквизитов не противоречит действующему законодательству (см. Письмо Минфина России от 26.07.2006 N 03-04-11/127).

 

11. Вопрос:

По договору купли-продажи покупатель перечисляет организации предоплату товара в размере 10% его стоимости, затем происходит отгрузка товара и окончательная оплата в течение пяти банковских дней. Право собственности на приобретенный товар переходит к покупателю по мере оплаты. Когда у организации возникает право принять НДС к вычету и в течение какого времени должны быть выставлены счета-фактуры?

Ответ:

Согласно новой редакции ст. 167 НК РФ, которая вступила в силу в 2006 г., моментом определения налоговой базы по НДС является более ранняя из двух дат: день отгрузки или передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. В рассматриваемом случае происходит частичная оплата, когда покупатель оплачивает 10% стоимости товара, следовательно, по этой сумме возникает налоговая база.

Налоговая база, но уже на оставшиеся 90% общей суммы договора возникает, когда организация отгружает товар покупателю. Таким образом, налоговые обязательства по данной хозяйственной операции исполняются полностью, после чего у организации возникает право принять исчисленный и с предоплаты, и с основной суммы налог к вычету, так как в соответствии с п. 6 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога производятся с даты отгрузки соответствующих товаров, конечно, при наличии всех необходимых документов, указанных в п. 1 ст. 172 НК РФ.

При определении налоговой базы момент перехода права собственности является ключевым только в случае, описанном в п. 3 ст. 167 НК РФ - если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке. Поэтому в рассматриваемой ситуации для целей налогового учета условие договора купли-продажи о передаче прав собственности на товар не имеет значения и сохраняет исключительно юридический характер.

Итак, в соответствии с действующим порядком НК РФ определяет три момента возникновения налоговой базы по НДС:

оплата, если она происходит раньше отгрузки;

отгрузка, если она происходит раньше оплаты;

переход права собственности в том случае, если нет ни отгрузки, ни оплаты.

Что касается счетов-фактур, то продавец должен выставить счет-фактуру покупателю в течение пяти дней после отгрузки (п. 3 ст. 168 НК РФ).

 

12. Вопрос:

Мы собираемся торговать еще в одном месте. Нужно ли получить еще одно свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, по новому месту осуществления деятельности?

Ответ: (по состоянию до 01.01.2007г)

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее в настоящей главе - свидетельства), выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

производство нефтепродуктов - свидетельство на производство;

оптовую реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптовую реализацию;

оптово-розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптово-розничную реализацию;

розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на розничную реализацию;

производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, - свидетельство на переработку прямогонного бензина. В целях настоящей главы под продукцией нефтехимии понимаются продукция, получаемая в результате переработки (химических превращений) компонентов нефти (в том числе прямогонного бензина) и природного газа в органические вещества и фракции, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке прямогонного бензина в процессе производства указанной продукции.

В соответствии с п. 3 ст. 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации порядок выдачи свидетельства определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 23.12.2005 N 156н "Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами" утвержден Порядок выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - Порядок).

В соответствии с положениями п. 7 Порядка в свидетельстве указываются наименование налогового органа, выдавшего свидетельство; полное и сокращенное наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), местонахождение организации (место жительства индивидуального предпринимателя) и адрес (место фактической деятельности) осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем видов деятельности, указанных в п. 2 настоящего Порядка.

При наличии более одного адреса (места осуществления фактической деятельности) они указываются в приложении к свидетельству. В этом случае в соответствующей строке свидетельства делается запись "согласно приложению к свидетельству".

Следовательно, организации, осуществляющей деятельность по оптовой реализации нефтепродуктов, не нужно получать свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, отдельно по каждому из трех мест осуществления деятельности, так как при наличии более одного адреса (места осуществления фактической деятельности) они указываются в приложении к свидетельству. В этом случае в соответствующей строке свидетельства делается запись "согласно приложению к свидетельству".

При этом следует отметить, что Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ с 01.01.2007г отменены ст. 179.1, пп. 2 - 4 п. 1 ст. 182 НК РФ.

 

13. Вопрос:

Облагаются ли ЕСН суммы, уплаченные за обучение работника?

Ответ:

При применении положений законодательства о налогах и сборах необходимо учитывать акты, регулирующие не налоговые, а иные отношения, например трудовые, которые являются основанием для выплат работодателем работникам определенных сумм, учитываемых при исчислении ЕСН. Так, разд. IX ТК РФ определяется порядок профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. При этом названной главой предусмотрено, что подготовка кадров и повышение их квалификации возможны как по инициативе работодателя (ст. 196), так и по инициативе работника (ст. 197).

Учитывая разделение по субъекту, выступающему с инициативой профессиональной подготовки или переподготовки, а также цели таких действий, суд признал недействительным решение налогового органа о доначислении ЕСН, взыскании штрафа и пени, который полагал, что абз. 7 пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, в соответствии с которым не подлежат обложению ЕСН суммы, являющиеся возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников, не применяется в случае, если работник получает специальность впервые или отличную от уже имеющейся. По мнению налогового органа, получение такого образования должно рассматриваться не как повышение профессионального уровня работника, а как его обучение, сумма оплаты которого работодателем включается в налоговую базу по ЕСН на основании абз. 2 п. 1 ст. 237 НК РФ.

Однако по определению суда (п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.06г № 106) выплаты, производимые работодателем на обучение работников, не подлежат обложению ЕСН в случае, если обучение осуществляется по инициативе работодателя в целях более эффективного выполнения работником трудовой функции.

 

14. Вопрос:

Можно ли взять гражданина Российской Федерации без регистрации в г. Москве на работу и какие штрафные санкции предусмотрены для фирмы в данной ситуации?

Ответ:

Организация вправе взять такого гражданина на работу. Подтверждение регистрации по месту пребывания не является обязательным при приеме на работу (ст. 64 ТК РФ). Работодатель не вправе отказывать в приеме на работу именно по этой причине.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах независимо от места жительства. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Эти положения предусмотрены ст. 64 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) и являются гарантией при заключении трудового договора.

Ответственность за отсутствие регистрации несет сам гражданин. Проживание по месту пребывания гражданина Российской Федерации без регистрации по месту пребывания или по месту жительства влечет наложение административного штрафа в размере от 15 до 25 МРОТ (п. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, в ред. Федерального закона от 25.10.2004 N 126-ФЗ), т.е. от 1500 до 2500 руб.

 

15. Вопрос:

В каком размере мы должны уплатить государственную пошлину за нотариальное удостоверение копий собственных учредительных документов?

Ответ:

По данному поводу есть разъяснение Минфина РФ в письме от 29.12.2006г № 03-06-03-04/105. В данном письме указано, что подпунктом 8 п. 1 ст. 333.24 гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено взимание нотариусами государственных нотариальных контор или иными органами и (или) должностными лицами, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, государственной пошлины за удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций в размере 500 руб. Указанная государственная пошлина взимается при государственной регистрации создаваемого юридического лица согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо регистрируется и действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, которые являются учредительными документами и применяются в зависимости от правового положения (статуса) данного юридического лица.

В связи с этим государственная пошлина за удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций взимается в размере 500 руб. за каждый учредительный документ независимо от его формата и правового положения (статуса) юридического лица.

Также ст. 17 Закона N 129-ФЗ установлено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется документ об уплате государственной пошлины. За данные действия на основании пп. 26 п. 1 ст. 333.24 Кодекса, как за совершение прочих нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, уплачивается государственная пошлина в размере 100 руб. за каждый документ, вносящий изменения в учредительный документ.

В случае если за совершением вышеуказанных нотариальных действий вы обратились к частному нотариусу, то в соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы о нотариате) нотариус, занимающийся частной практикой, за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, должен взимать нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 настоящих Основ.

В том случае, если в письме идет речь о свидетельствовании копий учредительных документов, а также верности копий изменений, внесенных в учредительные документы, государственная регистрация которых уже произведена, то данные действия не относятся к обязательным нотариальным действиям. За указанные действия нотариальный тариф согласно п. 9 ст. 22.1 Основ о нотариате - в размере 10 руб. за страницу копии документов или выписки из них.

 

16. Вопрос:

Можно ли в налоговом учете отнести на затраты расходы на бесплатное питание работников?

Ответ:

В налоговом учете порядок учета расходов на бесплатное питание работников организации прежде всего зависит от того, предусмотрено ли такое питание коллективным или трудовыми договорами. Рассмотрим два варианта.

1. Питание договором предусмотрено.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.

В соответствии с п. 25 ст. 270 НК РФ расходы организации на бесплатное питание работников не относятся в состав расходов, учитывающихся при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, за исключением случаев, когда бесплатное питание предусмотрено трудовым или коллективным договором.

При этом ст. 255 НК РФ определено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми или коллективными договорами (п. 25 ст. 255 НК РФ).

Таким образом, в налоговом учете стоимость питания, которая по условию трудового (коллективного) договора, заключенного между администрацией и сотрудниками, оплачивается организацией, относится к расходам на оплату труда, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

2. Питание договором не предусмотрено.

В налоговом учете в соответствии с п. 25 ст. 270 НК РФ, как отмечалось выше, расходы организации на бесплатное питание работников не относятся в состав расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, в том случае, если бесплатное питание не предусмотрено трудовым или коллективным договором.

 

17. Вопрос:

Вправе ли мы принять к вычету суммы "входного" НДС по товарам, оплаченным за счет денежных средств, внесенных учредителями на пополнение уставного капитала?

Ответ:

При приобретении товаров для осуществления операций, облагаемых НДС, организация вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на сумму налоговых вычетов (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога после принятия на учет приобретенных товаров (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Таким образом, вычет предоставляется при выполнении следующих условий:

- товары приобретены для осуществления облагаемых НДС операций;

- товары приняты на учет;

- имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура;

- "входной" НДС уплачен поставщику.

Никаких иных условий для принятия НДС к вычету гл. 21 НК РФ не содержит. В частности, право организации на вычет налоговое законодательство не ставит в зависимость от источника денежных средств, за счет которых приобретены товары.

В рассматриваемой ситуации "входной" НДС может быть предъявлен к вычету в том налоговом периоде, в котором были выполнены все вышеназванные условия.

Следует отметить, что в настоящее время организации, претендующей на вычет, кроме норм гл. 21 НК РФ, также приходится учитывать позицию Конституционного Суда РФ, высказанную им в Определении от 08.04.2004 N 169-О.

Суть позиции Конституционного Суда заключается в следующем: принимая решение о вычете, организация должна проанализировать, за счет каких средств произведена оплата товаров (в частности, уплата сумм НДС).

Вычет возможен в том случае, если организация понесла реальные затраты на уплату сумм налога. При использовании для этих целей средств, полученных безвозмездно, организация не имеет права на вычет.

Правда, в более позднем Определении от 04.11.2004 N 324-О Конституционный Суд разъяснил, что Определение N 169-О распространяется только на недобросовестных налогоплательщиков. При возникновении спора с налоговыми органами вопрос о правомерности принятия НДС к вычету будет решать суд.

Вклады в уставный капитал не являются средствами, полученными по возмездной сделке. В то же время их нельзя отнести и к безвозмездно полученному имуществу. Они представляют собой оплату долей участников общества.

То есть отношения по формированию (увеличению) уставного капитала носят возмездный характер. К аналогичному выводу пришел Президиум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении от 08.08.2000 N 1248/00.

Поэтому вычет по товарам, оплаченным за счет средств, полученных в счет вклада в уставный капитал, должен предоставляться в общеустановленном порядке.

 

18. Вопрос:

Мы собираемся проводить текущий ремонт помещения офиса. Подскажите, увеличивают ли такие затраты стоимость основного средства в налоговом учете? Или она остается прежней?

Ответ:

При проведении капитального ремонта стоимость основных средств не изменяется. Дело в том, что на ее увеличение относят только затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и т.д. (п.2 ст.257 НК РФ). Как видите, текущий ремонт здесь не поименован.

Затраты на ремонт основных средств независимо от его вида (текущий или капитальный) в налоговом учете включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п.1 ст.260 НК РФ).

 

19. Вопрос:

Начисляется ли ЕСН на выплаты по договорам гражданско-правового характера работникам, состоящим в штате организации?

Ответ:

Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

При отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, следует руководствоваться положениями гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведен в ст. 270 Кодекса.

Согласно ст. 255 гл. 25 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда, учитываемые при налогообложении прибыли, включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с п. 21 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся, в частности, расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями.

Расходы на выплату вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договорам подряда, лицам, состоящим в штате организации, могут учитываться в целях налогообложения прибыли на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса при соблюдении требований п. 1 ст. 252 Кодекса и, следовательно, такие выплаты будут являться объектом налогообложения единым социальным налогом в общеустановленном порядке с учетом п. 3 ст. 238 Кодекса.

 

20. Вопрос:

Наша организация собирается заключить договор поставки продукции на экспорт на условиях DAF (доставка до границы) "Инкотермс 2000", предусматривающих обязанность продавца заключить за свой счет договор перевозки продукции до согласованного пункта на границе. По условиям договора переход права собственности на продукцию происходит в момент передачи продукции первому железнодорожному перевозчику (на станции отгрузки). Перевозку будет осуществлять транспортная компания, в стоимость услуг которой входят расходы по доставке продукции до границы и расходы по аренде цистерн. Вправе ли мы учесть при исчислении налога на прибыль стоимость услуг транспортной организации, связанных с доставкой продукции до границы и возвратом цистерн?

Ответ:

При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами, произведенными на территории Российской Федерации, понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 254 Кодекса предусмотрено, что в составе материальных расходов учитываются расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

При этом к работам (услугам) производственного характера относятся в том числе транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).

Как следует из вопроса, готовая продукция будет поставляться Вами на экспорт на условиях DAF (доставка до границы, "Инкотермс 2000"), предусматривающих, что продавец обязан заключить за свой счет на обычных условиях договор перевозки по поставке товара в названный пункт на границе. При этом согласно предполагаемому договору поставки определено, что право собственности на товар переходит к покупателю на станции отгрузки (в момент передачи товара первому перевозчику).

В рассматриваемой ситуации расходы по доставке товара поставщиком до границы и возврате цистерн по территории Российской Федерации являются экономически обоснованными затратами и могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов налогоплательщика, при условии их надлежащего оформления в порядке, предусмотренном Кодексом.

 

21. Вопрос:

Когда мы можем проценты по кредиту отнести на расходы?

Ответ:

Для целей налогообложения прибыли организаций проценты за пользование заемными средствами на основании пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ являются внереализационными расходами. При этом не имеет значения, на какие цели заемные средства были получены и фактически потрачены. Так, например, если кредит был привлечен и использован на приобретение производственного оборудования, то сумма начисленных по этому долговому обязательству процентов в налоговом учете в первоначальную стоимость основного средства не включается, а относится к внереализационным расходам. Как и все прочие затраты налогоплательщика, расходы по кредитам и займам в целях обложения налогом на прибыль должны удовлетворять критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Следовательно, нельзя учесть в налоговом учете проценты по заемным средствам, израсходованным на деятельность, не направленную на получение дохода. Также необходимо, чтобы произведенные расходы соответствовали принципу рациональности.

Дата признания расходов в виде процентов по долговым обязательствам в налоговом учете зависит от метода определения доходов и расходов, применяемого налогоплательщиком.

При использовании кассового метода оплата процентов за пользование заемными средствами учитывается в составе расходов в момент погашения задолженности (пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).

При методе начисления расход в виде начисленных процентов признается в том отчетном периоде, к которому он относится согласно условиям заключенного договора. Если срок действия договора займа или кредита составляет более одного отчетного периода, то расход по этому договору признается осуществленным на конец каждого отчетного периода (п. 8 ст. 272 НК РФ). На эту дату он включается в состав внереализационных расходов вне зависимости от даты фактической оплаты процентов должником. Поэтому налогоплательщики, отчитывающиеся по налогу на прибыль организаций ежеквартально, должны включать в свои налоговые расходы проценты по договорам займа на конец каждого квартала. А налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, должны делать то же самое ежемесячно.

Если заемные средства будут возвращены до истечения отчетного периода, то расход в виде начисленных процентов должен учитываться на дату фактического погашения займа или кредита.

Еще одной особенностью налогового учета начисленных процентов у заемщика является то, что их величина, которую можно учесть в налоговых расходах, ограничена (ст. 269 НК РФ). Сумма процентов, начисленная сверх установленных норм, является расходом, не учитываемым в целях налогообложения (п. 8 ст. 270 НК РФ).

Напомним, что по рублевым займам и кредитам налогоплательщик имеет право выбора между двумя способами расчета лимита:

исходя из среднего уровня процентов, взимаемых по сопоставимым долговым обязательствам;

с учетом ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза.

 

22. Вопрос:

Какова очередность уплаты государственной пошлины?

Ответ:

Согласно ст. 333.16 гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Администраторами (главными распорядителями) поступлений государственной пошлины в бюджет являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, которые в рамках бюджетного процесса будут осуществлять мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений государственной пошлины из соответствующего доходного источника и представлять проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Поскольку государственная пошлина в соответствии со ст. 13 НК РФ относится к федеральным налогам и сборам, списание средств по платежным документам, предусматривающим уплату государственной пошлины, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 в первую и во вторую очередь, т.е. данные платежи отнесены к одной (третьей) очереди.

 

23.Вопрос:

Должен ли мы оплатить работнику праздничный нерабочий день, попавший на период его пребывания в учебном отпуске?

Ответ:

Законодательством не предусмотрено продление учебных отпусков на количество нерабочих праздничных дней, приходящихся на время такого отпуска. Статьей 120 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. от 26.06.2006 N 90-ФЗ) установлено, что нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются. Эта норма не имеет отношения к учебным отпускам. Однако ст. 17 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" установлено, что учебные отпуска оплачиваются в порядке, установленном для ежегодных оплачиваемых отпусков. Таким образом, праздничные дни, во время которых работник учился, не оплачиваются.

 

24. Вопрос:

Мы приобрели основное средство и начисляем по нему амортизацию. Можем ли мы передать его в аренду по договору лизинга?

Ответ:

Лизинговая деятельность - это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Правоотношения сторон по договору финансовой аренды (лизинга) регулируются параграфом 6 "Финансовая аренда (лизинг)" гл. 34 "Аренда" ГК РФ, а также Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (в ред. от 26.07.2006). В Законе N 164-ФЗ подробно раскрыта сущность отношений лизинга, приведены специальные нормы, позволяющие отличать лизинг от других отношений аренды, перечислены права и обязанности сторон по договору лизинга. Договор лизинга - это договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. Поскольку в рассматриваемом случае основное средство изначально было приобретено в собственность не для передачи его в лизинг, оно может быть передано во временное пользование только по договору аренды. Передачи по договору лизинга в этом случае быть не может.

 

25. Вопрос:

За счет каких средств выплачиваются компенсационные выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет?

Ответ:

Статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" женщины, состоящие в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, имеют право на ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. Порядок назначения и выплаты таких ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1206 (с изм. от 04.08.2006 N 472) (далее - Порядок). Пунктом 20 Порядка определено, что ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм. Организации и воинские формирования, финансируемые из бюджетов, реализуют указанные права за счет соответствующих бюджетов. Ежемесячные компенсационные выплаты нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице, осуществляются за счет средств федерального бюджета.

 

26. Вопрос:

Какие законодательные нововведения ухудшают наше положение?

Ответ:

1. В случае, если налогоплательщик допустит просрочку уплаты авансового платежа по налогу, налоговый орган начислит пени, независимо от того, каким образом рассчитываются авансовые платежи: на основе реальной налоговой базы или иным образом (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

2. Требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ), а не трех месяцев с момента уплаты налога, как ранее.

3. Увеличен срок для проведения зачета излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей: с 5 дней до 10 дней (со дня получения заявления либо со дня подписания акта сверки, если сверка проводилась) (п. 4 ст. 78 НК РФ).

4. Налоговый орган имеет право самостоятельно провести зачет переплаты в счет не только погашения недоимки, но также в счет задолженности по пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).

5. Камеральная проверка может охватывать любые периоды деятельности налогоплательщика, а не только три года, предшествующих году проведения проверки (изменения в ст. 87 и 88 НК РФ). То есть камеральная проверка будет проводиться и при подаче уточненных деклараций за более ранние, чем истекшие три года, налоговые периоды.

6. Прямо установлено право налогового органа приостанавливать (в определенных случаях) проведение налоговых проверок (п. 9 ст. 89 НК РФ).

7. В п. 1.1 ст. 113 НК РФ прямо установлено, что если налогоплательщик в ходе выездной налоговой проверки препятствует налоговым органам в доступе на свою территорию, то течение срока давности привлечения к ответственности - три года - будет приостанавливаться.

8. Суммы налога, предъявляемые по товарообменным операциям, при зачете взаимных требований и использовании в расчетах ценных бумаг, покупатель должен уплатить деньгами (п. 4 ст. 168 НК РФ).

 

27. Вопрос:

Правда ли что с 01.01.2007г налоговый период по НДС будет составлять только квартал?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 163 НК РФ (в ред., действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливался как календарный месяц, если иное не было установлено п. 2 ст. 163. Пунктом 2 ст. 163 НК РФ для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливался как квартал. В соответствии с абз. 2 пп. "а" п. 6 ст. 2 Закона N 137-ФЗ ст. 163 НК РФ изложена в новой редакции, которая согласно п. 4 ст. 7 Закона N 137-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 г. Согласно ст. 163 (в ред. Закона N 137-ФЗ) устанавливается единый для всех категорий налогоплательщиков налоговый период по НДС, равный кварталу. Таким образом, начиная с 1 января 2008 г. для всех категорий налогоплательщиков НДС установлен единый налоговый период, равный кварталу.

 

28. Вопрос:

Может ли налоговая инспекция проводить встречные налоговые проверки, если из ст.87 НК РФ это понятие было убрано?

Ответ:

Действительно статья 87 Налогового кодекса РФ после внесения изменений предусматривает только два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. О встречных проверках в НК РФ более напрямую не говорится, но фактически они остались - правила истребования документов о налогоплательщике или информации о конкретных сделках у других лиц теперь установлены в ст. 93.1 НК РФ.

Новая ст. 93.1 НК РФ расширяет полномочия налоговых органов по истребованию документов о налогоплательщике у его контрагентов, поскольку истребовать документы о налогоплательщике можно как при проведении налоговой проверки, так и после ее завершения, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Также налоговый орган имеет возможность истребовать информацию о конкретных сделках (у участников сделок или иных лиц, располагающих о них информацией) вне рамок проведения проверок, когда у него возникнет обоснованная необходимость получить информацию о той или иной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). До внесения изменений, согласно ст. 87 НК РФ, налоговые органы могли истребовать у других лиц документы и информацию о проверяемом налогоплательщике лишь в рамках выездных и камеральных проверок.

Порядок истребования документов (информации) интересен тем, что налоговый орган должен направить соответствующее поручение не напрямую лицу, у которого данная информация имеется, а в налоговый орган по месту учета этого лица (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В пятидневный срок налоговый орган, получивший поручение, направляет лицу требование о предоставлении документов (информации), которое должно его исполнить (также в пятидневный срок) или же сообщить, что интересующими документами или информацией оно не располагает.

 

29. Вопрос:

Будем ли мы привлечены к налоговой ответственности, если представим сведения по форме 2-НДФЛ по почте?

Ответ:

Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином России. Порядком приема сведений справки о доходах физического лица по форме N 2-НДФЛ, утвержденным Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583, установлены определенные требования к приему информации на бумажных и магнитных носителях в присутствии представителя налогового агента. Статьей 230 НК РФ не предусмотрен запрет на передачу сведений о доходах физического лица по почте. Исходя из изложенного налоговый орган не вправе привлекать к налоговой ответственности налоговых агентов, представивших сведения по форме N 2-НДФЛ по почте.

 

30. Вопрос:

Мы собираемся арендовать у своего работника автомобиль. Автомобилем управляет сам работник. Учитывается ли арендная плата по налогу на прибыль? Могут ли быть учтены при исчислении налога на прибыль затраты организации по договору аренды, в том числе на приобретение топлива (ГСМ) и запчастей для автомобиля, в случае заключения с работником договора аренды транспортного средства без экипажа?

Ответ:

Затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы данного автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и стоимости его приобретения), а также затраты на приобретение запасных частей могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, изложенным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Об этом прямо говорится в письме Минфина РФ от 13.02.2007г № 03-03-06/1/81.

 

31. Вопрос:

Можно ли расходы, связанные с размещением в Интернете информации о компании, отнести к расходам по рекламе?

Ответ:

Расходы по размещению рекламной продукции в сети Интернет, содержащей рекламную информацию об организации или об отдельных услугах, оказываемых организацией, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли в полном объеме. (письмо Минфина РФ от 29.01.2007г № 03-03-06/1/41)


Отражение в бухгалтерском учете скидок

Предоставляя скидки в форме бонуса и пр., организация-продавец производит пересмотр суммы задолженности покупателя по договору купли-продажи, т.е. освобождает покупателя от имущественной обязанности оплатить часть приобретенных товаров. Такая скидка на основании ст. ст. 572 и 574 ГК РФ должна рассматриваться в качестве освобождения от имущественной обязанности перед продавцом, что является безвозмездной передачей той части товара, которая не оплачена покупателем.

В налоговом учете покупателя сумма прощенной продавцом кредиторской задолженности включается в состав внереализационных доходов на основании п. 18 ст. 250 НК РФ.     

Покупатель, отразив в учете полученный доход, начисляет с него налог на прибыль по ставке 24%.

Скидки, предоставляемые продавцом покупателю без изменения цены единицы товара, классифицируются как безвозмездная передача той части товара, которая не оплачена покупателем, либо как уменьшение дебиторской задолженности на сумму скидки (премии).

В бухгалтерском учете покупателя скидки, предоставленные продавцом без изменения цены единицы товара, включаются в состав внереализационных доходов:

Дебет 60, Кредит 91, субсчет "Прочие доходы" - в состав внереализационных доходов включена сумма, предоставленная продавцом без изменения цены единицы товара.

Сумма НДС по приобретенным товарам корректировке не подлежит, так как НДС был предъявлен продавцом покупателю на основании требований ст. 168 НК РФ. Принятие НДС к вычету также формально не противоречит требованию ст. 171 НК РФ (в случае соблюдения требований ст. 172 НК РФ).

Тем не менее, содержание норм гл. 21 НК РФ не позволяет полностью однозначно сказать о правомерности принятия налогового вычета по безвозмездно полученному имуществу. Основаниями для непризнания права на вычет НДС при приобретении имущества в результате безвозмездной передачи является то, что из анализа норм гл. 21 НК РФ следует, что вычеты НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) установлены для операций по приобретению товаров, работ, услуг и имущественных прав на возмездной основе. На основании вышеизложенного я считаю, что НДС к вычету Вы принять не можете.

Поэтому если Вы примете НДС к вычету есть большая вероятность, что это право придется отстаивать в суде.

 
Отпуск: расходы на оплату проезда самолетом (оплата до границы)

Для целей налогообложения при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в силу прямого указания в п. 7 ст. 255 НК РФ, включение затрат по оплате проезда к месту использования отпуска за пределами территории Российской Федерации и обратно не предусмотрено. Кроме того, в ст.325 ТК РФ прямо закреплено, что работникам оплачивается проезд к месту отпуска и обратно в пределах территории РФ. Тем самым законодатель указывает, что проезд за пределами территории России работникам не оплачивается. Таким образом, лицам, выезжающим отдыхать за границу РФ, в силу положений ст. 325 ТК РФ должен оплачиваться проезд только по территории Российской Федерации. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30 июня 2005 г. по делу N А42-9476/04 ФАС при толковании ст.325 ТК РФ указано, что иное толкование спорной нормы свидетельствовало бы об ограничении законодателем свободы выбора работниками места проведения отпуска. Более того, это ставило бы в неравное положение лиц, проводящих отпуск на территории РФ и за ее пределами, в частности в ближнем зарубежье. При этом судом был сделан вывод: то обстоятельство, что работники проводили отпуск за пределами территории Российской Федерации, не лишает их права на оплату проезда до границы Российской Федерации.

Отмечу, что, по мнению Минфина России (Письмо Минфина России от 20 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/431) работник, направляющийся на отдых в иностранное государство (в частности, воздушным транспортом), пересекает пункт пропуска через Государственную границу РФ в здании аэропорта, открытого для международных сообщений, поэтому в целях налогообложения прибыли (п. 7 ст. 255 НК РФ) налогоплательщик вправе учесть расходы по проезду работника до аэропорта, из которого осуществляется вылет к месту отдыха, расположенному за пределами РФ.

Другой позиции придерживаются некоторые суды: когда работник проводит отпуск за пределами территории Российской Федерации, оплата авиационного перелета к месту проведения отпуска и обратно должна производиться в пределах территории Российской Федерации, ограниченной Государственной границей, по тарифам до ближайшего авиационного аэропорта, расположенного вблизи государственной границы Российской Федерации. Такой вывод был сделан в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2006г по делу № А26-4765/2006-28.

Исходя из анализа приведенных норм, а также учитывая данное Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации» определение понятия "государственная граница" и назначение правового института "пропуск через Государственную границу", можно заключить, что убытие из пределов Российской Федерации происходит при фактическом пересечении Государственной границы, а не при получении в пункте пропуска разрешения государственных органов на ее пересечение.

Таким образом, чтобы компенсировать работнику проезд от пункта пропуска до Государственной границы РФ, необходимо установить его стоимость. Она может быть определена по соответствующим проездным документам (билетам), если ими был оплачен проезд именно от пункта пропуска до Государственной границы.

Если по билету осуществлялся проезд за пределы Государственной границы РФ и в нем указана стоимость всего пути следования, стоимость проезда до Государственной границы можно рассчитать на основании выданных организациями, осуществляющими перевозки пассажиров воздушным транспортом, справок:

- о стоимости проезда от пункта пропуска до ближайшего к месту пересечения Государственной границы населенного пункта (по кратчайшему пути) на определенную дату;

- расстоянии до Государственной границы и от Государственной границы до места назначения (стоимость проезда до границы в общей стоимости билета определяется пропорционально расстоянию до границы в общей протяженности пути).

Отмечу сразу, что этот способ определения стоимости проезда до Государственной границы вызовет сомнения у налоговых органов. А учитывая, что по данному поводу нет однозначной судебной практики, полагаю, что приемлемым будет вариант, когда стоимость перелета до Границы РФ будет определяться исходя из тарифов до ближайшего авиационного аэропорта, расположенного вблизи государственной границы Российской Федерации.

 

Отпуск: расходы на оплату проезда личным транспортом.

Согласно ст.325 ТК РФ «оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем». Вместе с тем в соответствии со ст. 313 ТК РФ дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

В данном случае спорным является трактовка выражения «…производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем». Поскольку ни в одном нормативном акте не раскрывается содержание спорного понятия, то и судебная практика по этому вопросу противоположная.

Следовательно, вопрос о кратчайшем пути должен решаться организацией в каждом конкретном случае, исходя из транспортных маршрутов в регионе.

Необходимо собрать все документы, подтверждающие эти расходы и готовиться обосновать в суде, что эти расходы были осуществлены по минимуму. (обязательно должно быть прописано в коллективном договоре порядок, размеры и другие условия компенсации).

При этом следует отметить, что налоговые органы и некоторые суды придерживаются мнения, что при использовании личного транспорта работнику и членам его семьи, имеющим право на гарантию, производится компенсация по стоимости билета в плацкартном вагоне до места проведения отпуска и обратно на основании справки железнодорожной кассы или по фактическим расходам, если расходы по предъявленным кассовым чекам на приобретенный бензин (датированными не ранее даты выезда и не позднее даты прибытия к месту назначения) не превышают стоимости проезда до того же места проведения отпуска и обратно плацкартным вагоном железнодорожного транспорта.