Компания ГАРАНТ

Организация открыла новое обособленное подразделение по производству стройматериалов (тротуарная плитка). Счет 40 организацией не используется. Затраты по изготовлению тротуарной плитки собираются на счете 23, который ежемесячно закрывается на счет 20. Какими документами отражается ежедневная передача изготовленной плитки на склад готовой продукции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, при передаче тротуарной плитки на склад готовой продукции ваша организация вправе составлять накладную на передачу готовой продукции в места хранения, накладную на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары или требование-накладную.

Кроме того, допускается составление и других первичных документов, соответствующих требованиям законодательства о бухгалтерском учете.

Обоснование вывода:

Готовая продукция, на основании п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", является частью материально-производственных запасов.

Порядок учета готовой продукции разъясняется также в разделе 4 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания).

Так, п. 200 Методических указаний предусматривает, что готовая продукция, как правило, должна сдаваться на склад готовой продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

На сегодняшний день законодательство предусматривает ряд первичных документов, которые организация-производитель вправе составлять при передаче произведенной продукции на склад готовой продукции.

Так, постановлением Российского статистического агентства от 09.08.1999 N 66 утверждена форма накладной на передачу готовой продукции в места хранения (унифицированная форма N МХ-18), а также Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения.

В частности, накладная на передачу готовой продукции в места хранения применяется для учета передачи готовой продукции из производства в места хранения.

Накладная МХ-18 подписывается материально ответственным лицом сдатчика и получателя и сдается в бухгалтерию для учета движения продукции (ценностей).

Полагаем также, что при передаче готовой продукции на собственный склад, возможно оформить, например, накладную на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (унифицированная форма N ТОРГ-13), утвержденную постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденных также постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, форма ТОРГ-13 применяется для учета движения товарно-материальных ценностей внутри организации, между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

Данная форма составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего товарно-материальные ценности. Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товарно-материальных ценностей, а второй экземпляр - принимающему подразделению для оприходования ценностей.

Заполненный документ подписывают материально ответственные лица, соответственно, сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных ценностей.

Также Ваша организация вправе при передаче готовой продукции (тротуарной плитки) на склад оформлять требование-накладную (типовая межотраслевая форма N М-11), форма которой утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

Указанная форма применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей.

Накладную подписывают материально ответственные лица, соответственно, сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.

Об этом говорится в Указаниях по применению и заполнению форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

В то же время п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ предусматривает, что первичные учетные документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, принимаются к учету, если имеют следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

В этой связи представляется, что выпуск готовой продукции и поступление ее на склад может оформляться и другими первичными учетными документами, отвечающими требованиям п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ и не являющимися типовыми.
Например, приемо-сдаточными накладными, приемными актами, ведомостями сдачи готовой продукции из производства на склад и т.п.

При этом следует иметь в виду, что форма таких документов должна быть утверждена организацией в силу п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

Что касается оформления отгрузки готовой продукции покупателю, то действующим законодательством также не разработана единая форма первичного документа.

Поэтому полагаем, что Ваша организация вправе использовать как накладную на отпуск материалов на сторону (типовая межотраслевая форма М-15), так и товарную накладную (унифицированная форма ТОРГ-12).

Формы данных документов утверждены постановлениями Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а и от 25.12.1998 N 132 соответственно.

Типовые бухгалтерские записи в Вашей ситуации будут следующими:

Дебет 23 Кредит 02, 10, 69, 70 и т.п.
- учтены затраты по производству плитки;

Дебет 20 Кредит 23
- в конце месяца затраты списаны на счет 20;

Дебет 43 Кредит 20
- определена себестоимость готовой продукции (тротуарной плитки);

Дебет 62 Кредит 90
- плитка реализована покупателю;

Дебет 90 Кредит 43
- списана себестоимость готовой продукции;

Дебет 90 Кредит 68, субсчет "НДС"
- начислен НДС;

Дебет 50 (51) Кредит 62
- получены денежные средства от покупателей.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами, представленными в системе ГАРАНТ:

- Готовая продукция: методы учета, отражение в отчетности (О.А. Позднякова, "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 14, июль 2008 г.);

- Бухгалтерский учет готовой продукции (К.О. Борисова, "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2008 г.);

- Бухгалтерский учет готовой продукции (Т.И. Мелехина, "Консультант бухгалтера", N 11, ноябрь 2007 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав

18 ноября 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.