Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала

Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 8/2020

Приказом Минфина РФ от 30.06.2020 № 130н планируется внести поправки в СГС «Концептуальные основы»[1]. В статье освещены основные изменения, которые будут интересны бухгалтеру казенного учреждения.

Прежде всего большая часть поправок связана с передачей Федеральному казначейству (финансовому органу) полномочий государственных органов, местных администраций, подведомственных им казенных учреждений по начислению физическим лицам заработной платы, страховых взносов, НДФЛ, а также по ведению бухгалтерского учета и представлению бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.

Учетная политика при централизации учета.

В связи с переходом на централизацию учета внесены поправки в отношении учетной политики субъектов учета. Новым п. 4.1 СГС «Концептуальные основы» определено, что если ведение учета передано централизованной бухгалтерии, на нее распространяются положения данного стандарта.

Единая учетная политика при централизации учета формируется централизованной бухгалтерией на основе СГС «Концептуальные основы», иных федеральных стандартов, единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также с учетом общих требований, введенных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1890 (п. 14 СГС «Концептуальные основы» в новой редакции).

В рамках учетной политики среди прочего утверждается единый рабочий план счетов, согласно которому ведется централизованный бухгалтерский учет, и правила документооборота (п. 19, 22 СГС «Концептуальные основы» в новой редакции).

Применение электронных документов и скан-копий.

Для органов и учреждений, которые передали полномочия по ведению бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа власти или местной администрации, вводятся формы электронных первичных документов (см. Приказ Минфина РФ от 15.06.2020 № 103н). В связи с этим в СГС «Концептуальные основы» прописан порядок, регулирующий принятие к учету электронных документов, использование простой электронной подписи и квалифицированной электронной подписи.

Так, в обновленном п. 32 СГС «Концептуальные основы» указано, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета составляются:

  • в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью либо в случаях, предусмотренных данным стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление отчетности, – простой электронной подписью;

  • на бумажном носителе в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов, а также в случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе.

При этом необходимо помнить, что если госорган или иное лицо потребуют у субъекта учета представить на бумажном носителе копии сформированного в электронном виде первичного учетного документа или регистра бухгалтерского учета, то он обязан это сделать. Копии электронных документов на бумажном носителе заверяются в соответствии с положениями учетной политики субъекта учета.

Электронные документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая подписи уполномоченных лиц субъекта учета, проставляемые для придания документу юридической силы, содержащие простые электронные подписи, принимаются к бухгалтерскому учету при условии их подписания утверждающими подписями субъекта учета в виде квалифицированных электронных подписей.

Скан-копии первичных учетных документов, содержащих собственноручные подписи (сформированных на бумажном носителе), принимаются к бухгалтерскому учету в случае их соответствия положениям п. 26 СГС «Концептуальные основы». При этом должно выполняться условие: они должны соответствовать подлиннику документа и быть подписаны квалифицированной электронной подписью лица, ответственного за оформление документа и формирование и (или) передачу такой скан-копии.

Первоначальная стоимость активов и обязательств.

Пункт 52 СГС «Концептуальные основы» дополнен положениями, уточняющими требования к определению первоначальной стоимости активов и обязательств при необменных операциях. В частности, установлено, что первоначальной стоимостью таких активов (обязательств) является их справедливая стоимость на дату приобретения либо стоимость, отраженная в документах, подтверждающих переход прав на активы (возникновение обязательств).

В случае если объекты бухгалтерского учета, возникшие в результате необменных операций, не могут быть оценены по справедливой стоимости и в документах, подтверждающих их поступление, такая информация отсутствует, то они в целях бухгалтерского учета оцениваются по стоимости, по которой учитывались у предыдущего правообладателя (балансодержателя).

Если данные о стоимости объектов бухгалтерского учета, приобретаемых в результате необменных операций у предыдущего правообладателя (балансодержателя), по каким‑либо причинам недоступны, то в целях обеспечения непрерывного ведения бухгалтерского учета и полноты отражения в бухгалтерском учете свершившихся фактов хозяйственной деятельности первоначальная стоимость таких объектов признается в условной оценке «один объект – 1 руб.».

Активы и (или) обязательства, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы, в том числе в результате реорганизации учреждений, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем)), – по стоимости, отраженной в документах, которые подтверждают переход прав на активы (обязательства).

Активы, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, в том числе при условии принятия решения об отчуждении после признания в бухгалтерском учете активов по стоимости фактических вложений (стоимости, по которой они учитывались у предыдущего правообладателя в условной оценке), отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости. Результат их переоценки до справедливой стоимости рассчитываемой методом рыночных цен, раскрывается в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода.

В заключение отметим, что в настоящее время Приказ Минфина РФ № 130н находится на регистрации в Минюсте и может быть изменен.


[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.