Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

2017 год подходит к концу, и учреждениям пора задуматься о корректировке своей учетной политики на 2018 год. Напомним, что в силу п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, п. 6 Инструкции № 157н (муниципальные) учреждения обязаны самостоятельно формировать учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и полномочий, которые они имеют в соответствии с законодательством РФ. Рассмотрим основные моменты, на которые учреждениям следует обратить внимание при внесении изменений в учетную политику на 2018 год.

Случаи внесения изменений в учетную политику

Напомним, что согласно п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Следовательно, учетная политика должна быть сформирована при создании учреждения. Ежегодное утверждение новой учетной политики противоречит требованиям Закона о бухгалтерском учете. Корректировка учетной политики должна производиться при возникновении необходимости в строго оговоренных случаях, к которым относятся (п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете):

  • случаи изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет;

  • случаи разработки или выбора учреждением способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию;

  • случаи существенного изменения условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на учреждение полномочий и (или) выполняемых им функций.

Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения.

Наверное, самый распространенный случай, когда учреждению необходимо скорректировать свою учетную политику, – случай изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете. Не станет исключением и приближающийся 2018 год. Так, в соответствии с требованиями ст. 21, 23, 26 – 28 Закона о бухгалтерском учете Минфином должны быть разработаны и утверждены федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений. Программа разработки таких стандартов для организаций государственного сектора утверждена Приказом Минфина РФ от 10.04.2015 № 64н. Часть разработанных Минфином стандартов вступает в силу с 01.01.2018. Следовательно, учреждению необходимо скорректировать свою учетную политику с учетом положений вступающих в силу с указанной даты федеральных стандартов. Кроме того, нужно ожидать и очередных изменений в инструкциях № 157н и 174н.

Также отметим, что на сайте Минфина размещен проект приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утверждаемый стандарт далее – Стандарт «Учетная политика»). Предлагается, что данный документ начнет применяться тоже с 01.01.2018.

В силу п. 4 Стандарта «Учетная политика»учреждение должно формировать свою учетную политику исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций, руководствуясь законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, иными нормативными правовыми актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.

Если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, иными нормативными правовыми актами не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с учредителем и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования определяет учетную политику исходя из требований, установленных Федеральным стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора», утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – Стандарт «Основы бухучета»).

Пунктом 5 Стандарта «Учетная политика» предусмотрено, что формирование учетной политики должно осуществляться главным бухгалтером учреждения или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Напомним, что именно главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность. В свою очередь, утверждение учетной политики является обязанностью руководителя учреждения. Необходимо отметить, что в случае передачи ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения в централизованную бухгалтерию орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе определить применяемую учетную политику.

Как мы отметили выше, вносить изменения в учетную политику можно исключительно в строго определенных случаях, установленных Законом о бухгалтерском учете. При этом не будут считаться изменениями учетной политики (п. 11 Стандарта «Учетная политика»):

  • применение способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;

  • утверждение нового способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые.

Стандартом «Учетная политика» предусмотрено, что последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, должны оцениваться в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом. Если соответствующий нормативный правовой акт не устанавливает порядок отражения последствий изменения учетной политики либо данные изменения вызваны иными причинами, оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, последствия изменений отражаются путем применения измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни так, как если бы названная учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни (ретроспективное применение измененной учетной политики).

При этом подлежат корректировке входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, либо на начало отчетного года, если иное не является практически возможным. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (годов) приводятся в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года под заголовком «Пересчитано».

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются записями по счетам бухгалтерского учета в периоде, в котором произошло изменение учетной политики.

Стандарт «Учетная политика» предусматривает следующие способы применения изменений учетной политики;

1. Перспективный способ. Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики.

2. Ретроспективный способ. Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы измененная учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни. Ретроспективное применение измененной учетной политики выполняется путем корректировки сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год (годы).

Ретроспективное применение измененной учетной политики не является практически возможным, если оценка в денежном выражении последствий данного изменения (п. 16 Стандарта «Учетная политика»):

  • не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

  • требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В случае ретроспективного применения измененной учетной политики утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с п. 17 Стандарта «Учетная политика»в отношении изменений учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация:

1) обоснование изменения учетной политики;

2) содержание изменения учетной политики;

3) порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный порядок, и дата, с которой применяется измененная учетная политика;

4) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:

  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели;

  • сумма корректировки, относящаяся к годам, предшествующим тем, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, в той степени, в которой это практически возможно.

Необходимо отметить: если изменение учетной политики обусловлено применением вновь принятого нормативного правового акта или измененного нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным принятым или измененным нормативным правовым актом.

В случае если раскрытие информации согласно п. 17 Стандарта «Учетная политика» по какому-то отдельному предшествующему году, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, или по годам, предшествующим тем, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, является невозможным, соответствующий факт подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение измененной учетной политики.

По нашему мнению, учреждению следует озаботиться корректировкой своей учетной политики с учетом вышеуказанных положений Стандарта «Учетная политика».

Далее перейдем непосредственно к разделам учетной политики.

Рабочий план счетов

Напомним, что государственные (муниципальные) учреждения, как и другие организации, должны осуществлять бухгалтерский учет в соответствии с рабочим планом счетов, включающим все используемые учреждением счета бухгалтерского учета, в том числе забалансовые. Обращаем внимание, что разработать и утвердить рабочий план счетов нужно в обязательном порядке.

В первую очередь следует обратить внимание на изменения, внесенные Приказом Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Приказ № 148н).

Данным приказом скорректированы наименования следующих счетов бухгалтерского учета:

Номер счета

Старое название

Новое название

204 32 000

Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий

Участие в государственных (муниципальных) предприятиях

206 61 000

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения

Расчеты по авансовым платежам (перечислениям) по обязательным видам страхования

206 63 000

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления

Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления

502 00 000

Принятые обязательства

Обязательства

Приказом № 148н исключаются следующие счета:

  • 204 51 000 «Активы в управляющих компаниях»;

  • 215 51 000 «Вложения в управляющие компании».

Кроме того, следует уделить внимание вступающим в силу федеральным стандартам. Так, Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н (далее – Стандарт «Основные средства»), предусмотрено выделение новой группы основных средств – «Инвестиционная недвижимость», в которую будут включаться объекты недвижимости (ее часть), полученные по договору аренды (имущественного найма) и предназначенные для последующей передачи либо в субаренду (наем), либо в безвозмездное пользование. Напомним, что в настоящее время полученное учреждением по договорам безвозмедного или возмездного пользования (кроме лизинга) имущество подлежит учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Пунктом 19 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н, предусмотрено отражение поступившего имущества по договору операционной аренды в составе нефинансовых активов как самостоятельного объекта бухгалтерского учета – право пользования активом. Напомним, что в настоящее время Инструкция № 157н предусматривает отражение арендованного имущества на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

К тому же в учетной политике следует отразить порядок учета на забалансовых счетах объектов основных средств и непроизведенных активов, которые не приносят учреждению экономических выгод, не имеют полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод.

Однако внесение изменений в рабочий план счетов, по нашему мнению, нужно осуществлять, дождавшись соответствующих изменений в Инструкцию № 157н.

Порядок отражения в учете событий после отчетной даты

Согласно п. 3 Инструкции № 157н в случае, если для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей этой отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в отчетности (текстовой части пояснительной записки).

Порядок признания в бухучете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты должен быть установлен учреждением при формировании учетной политики.

Следует отметить, что на сайте Минфина размещен проект приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» (утвержденный стандарт далее – Стандарт «События после отчетной даты»). Предусмотрено, что указанный стандарт вступит в силу 01.01.2018. Следовательно, при ревизии и корректировке своей учетной политики учреждению целесообразно использовать положения указанного стандарта.

В силу п. 3 Стандарта «События после отчетной даты» к событиям после отчетной даты относятся такие события:

1. События, подтверждающие условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату, к которым относятся следующие:

  • объявление в установленном порядке банкротом дебитора, если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора уже осуществлялась процедура банкротства;

  • завершение после отчетной даты судебного производства, в результате которого подтверждается наличие на отчетную дату актива и (или) обязательства;

  • завершение после отчетной даты процесса оформления изменений существенных условий сделки, который был инициирован в отчетном периоде;

  • получение от страховой организации документа, устанавливающего или уточняющего размер страхового возмещения по страховому случаю, произошедшему в отчетном периоде;

  • получение информации, указывающей на обесценение активов на отчетную дату или на необходимость корректировки убытка от обесценения активов, признанного на отчетную дату;

  • обнаружение ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период до даты подписания отчетности;

  • иные события, которые подтверждают условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату, и (или) указывают на обстоятельства, существовавшие на отчетную дату.

2. События, свидетельствующие об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты, включающие в себя следующие события:

  • изменение после отчетной даты кадастровых оценок нефинансовых активов;

  • принятие решения о реорганизации или ликвидации (упразднении) субъекта учета, о котором не было известно по состоянию на отчетную дату;

  • существенное поступление или выбытие активов;

  • пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожены или значительно повреждены активы;

  • публичные объявления об изменениях политики, планов и намерений органа, осуществляющего полномочия учредителя, которые могут оказать влияние на полномочия и функции субъекта учета;

  • изменение величины активов и (или) обязательств, произошедшее в результате изменения после отчетной даты курсов иностранных валют;

  • изменения законодательства, в том числе утверждение нормативных правовых актов, оформляющих начало реализации, изменение и прекращение государственных программ и проектов, заключение и прекращение действия договоров и соглашений, а также иные решения, исполнение которых может существенно повлиять на величину активов, обязательств, доходов и расходов субъекта учета;

  • начало судебного производства, связанного исключительно с событиями, произошедшими после отчетной даты;

  • иные события, которые свидетельствуют об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты, и (или) указывают на обстоятельства, возникшие после отчетной даты.

Отражение событий после отчетной даты в бухгалтерском учете и раскрытие информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности должны осуществляться следующим образом:

В случае если для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности, описание указанного события и его оценка в денежном выражении приводятся в сопроводительном документе к бухгалтерской (финансовой) отчетности при ее представлении. Если в период между датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности и датой ее принятия получена новая информация о событии после отчетной даты и (или) произошло (выявлено) событие, которое может оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат и (или) движение денежных средств субъекта учета, описание события после отчетной даты и его оценка в денежном выражении доводятся до пользователей, которым представляется указанная бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств

Применительно к учетной политике на 2018 год в данном разделе необходимо закрепить следующее:

1. Оценка объектов бухгалтерского учета. Согласно п. 52 Стандарта «Основы бухучета» оценка отдельных объектов бухучета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение такого учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется по справедливой стоимости – в оценке, соответствующей цене, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить.

Основных методов определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств два:

  • метод рыночных цен – справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа;

  • метод амортизированной стоимости замещения – справедливая стоимость актива (обязательства) определяется как разница между стоимостью восстановления (воспроизводства) актива или стоимостью замены актива, в зависимости от того, какая из этих величин меньше, и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости. Стоимость восстановления (воспроизводства) актива определяется как стоимость полного восстановления (воспроизводства) его полезного потенциала (например, стоимость восстановления здания в случае его разрушения). Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования (например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования).

2. Последующая оценка объектов основных средств.Пунктом 27Стандарта «Основные средства» предусмотрено, что если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, то затраты на такую замену, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств. При этом стоимость объекта основных средств уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями названного стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств.

Отметим, что в учетной политике необходимо отразить группы основных средств, в отношении которых будут применяться указанные положения стандарта, либо указать, что их положения применяться не будут.

3. Метод начисления амортизации основных средств. В отличие от Инструкции № 157н, Стандарт «Основные средства» предоставляет учреждению возможность самостоятельно выбрать способ начисления амортизации (закрепив его в учетной политике). Согласно п. 36 Стандарта «Основные средства» начисление амортизации объекта основных средств может производиться одним из следующих методов:

  • линейным методом – равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;

  • методом уменьшаемого остатка – годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого учреждением и установленного им в соответствии с его учетной политикой;

  • пропорционально объему продукции. Метод заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением соответствующего объекта основных средств.

Учреждение должно выбрать метод начисления амортизации, который наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезный потенциал, заключенный в активе. При одинаковых способах получения выгод или полезном потенциале объектов, входящих в одну группу ОС, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе в целом.

4. Комплекс объектов основных средств.Согласно п. 10 Стандарта «Основные средства» объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Объекты ОС, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых несущественна (например, библиотечные фонды, периферийные устройства и компьютерное оборудование, мебель, используемая в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения)), объединяются в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств, в порядке, закрепленном в учетной политике учреждения. При этом надо принимать во внимание положения Инструкции № 157н.

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств

В соответствии с п. 20 Инструкции № 157н (в редакции Приказа № 148н) инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах, проводится учреждением в установленном им в рамках формирования учетной политики порядке, с учетом законодательства РФ.

Таким образом, в учетной политике учреждения необходимо предусмотреть порядок инвентаризации не только имущества, финансовых активов и обязательств, но и иных объектов бухгалтерского учета (например, имущества, переданного в аренду или полученного в безвозмездное или возмездное пользование, бланков строгой отчетности, призов, кубков).

Кроме того, уточнено, что результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в этой отчетности.

Заметим, что некоторые учреждения, не желая прописывать в своей учетной политике порядок проведения инвентаризации, указывают в ней, что инвентаризация осуществляется в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Здесь стоит учесть тот факт, что на сайте Минфина размещен проект приказа, в силу которого положения названных методических указаний больше не будут распространяться на государственный (муниципальные) учреждения. Вместе с тем, по нашему мнению, при разработке собственного порядка проведения инвентаризации за основу можно взять эти методические указания.

Порядок присвоения инвентарных номеров

Согласно п. 9 Стандарта «Основные средства» каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой субъекта учета с учетом положений данного стандарта и Инструкции № 157н. Следовательно, в учетной политике нужно определить указанный порядок. При этом за основу целесообразно взять положения Инструкции № 157н.

* * *

В заключение еще раз отметим, что в учетной политике должны быть отражены особенности ведения бухгалтерского учета конкретного учреждения. Изменение учетной политики допускается в строго определенных случаях.