С 2013 года каждая организация должна иметь приказ, которым утверждены применяемые ей регистры бухгалтерского учета. Связано это с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ст. 10). Подписывает приказ руководитель предприятия.
90% российских фирм используют бухгалтерские программы 1С. Все и так понимают, какие распечатки можно получить из программы: ОСВ, анализ счета, карточка счет и т.п. Но это не отменяет формальное требование Закона, директор должен утвердить регистры бухгалтерского учета.
Обратите внимание, требование хоть и выглядит формальным, здесь есть важный момент. В случае проверки налоговый инспектор потребует у вас распечатки этих самых регистров бухгалтерского учета. Если вы не утвердили их состав, то рискуете получить от инспектора требование распечататься все, что позволяет ваша программа: карточки, оборотки, аналитику и т.п. во всевозможных разрезах. Это масса переведенной впустую бумаги и времени. Оно вам нужно? Поэтому при правильном подходе формальный приказ об утверждении регистров бухгалтерского учета превращается во вполне полезный для бухгалтера инструмент. Как сделать такой приказ?
Для ленивых скажу сразу – его можно получить автоматически в нашем сервисе "Мастер учетной политики" (приказ сделан с учетом 1С, но насколько универсален, что минимальное изменение сделает его пригодным и пользователям других бухгалтерских программ). Для остальных расскажу о приказе подробней.
Итак, перед нами стоит задача утвердить регистры бухгалтерского учета так, чтобы:
а) формально соблюсти требование о наличии приказа;
б) ограничить в нем количество распечаток до минимально необходимого перечня, исключающего ненужный перевод бумаги.
Задачу А решаем следующим образом. За основу берем официальный План счетов и привязываем к нему наши регистры. При этом мы определяем типы регистров для каждого счета. В 1С это: ОСВ, анализ счета, карточка счета. Именно эти документы и утверждаем в приказе:
4.2. Форма регистра "Оборотно-сальдовая ведомость по счету"
Счет, Наименование объектов аналитического учета Сальдо на начало периода Обороты за период Сальдо на конец периода Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит … 4.3. Форма регистра "Анализ счета"
Счет Кор. Счет Дебет Кредит Начальное сальдо Начальное сальдо … Оборот Конечное сальдо
Утвердив сами формы документов, привязываем их к счетам:
5. Регистры бухгалтерского учета формируются по счетам бухгалтерского учета согласно следующей таблице:
N счета Наименование счета Параметры детализации Формирование регистров бухгалтерского учета Ф.И.О. лица, ответственного за ведение регистров синтетический учет аналитический учет Анализ счета ОСВ Карточка счета по кредиту счета Карточка счета 01 Основные средства Виды основных средств Объекты основных средств V V V - 02 Амортизация основных средств Объекты основных средств V V V - 03 Доходные вложения в материальные ценности Материальные ценности - объекты вложений V V V - 04 Нематериальные активы Виды нематериальных активов Объекты нематериальных активов V V V -
Таблица получена переработкой плана счетов 1С, путем более общего описания аналитического учета и его сокращения. Действительно, для себя (можно это назвать "для управленческих целей") мы вольны использовать хоть 3 уровня субконто, но зачем их выносить на бумагу, усложняя регистры и увеличивая их объем?
Здесь мы как раз и решаем проблему Б – исключаем избыточные распечатки. Для этого берем на вооружение старый добрый "бумажный" метод ведения бухучета – журнально-ордерную форму счетоводства (см. Инструкцию по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утв. Письмом Минфина СССР от 08.03.1960 г. N 63). Да, не удивляйтесь, 1960 год. В те времена ручного учета составление лишних бумаг было непозволительной роскошью. Поэтому в основу положили принцип, по которому операции, как правило, расшифровываются только по кредиту счетов. Действительно, в каждой проводке есть дебет и кредит, а значит, распечатка полных карточек счета необоснованно удвоит количество потраченной бумаги. В журнально-ордерной системе и по дебету и по кредиту показывают только самые важные операции – операции с денежными средствами. Поэтому в нашем приказе для всех счетов, кроме счетов учета денежных средств, ограничим распечатку карточек только кредитовыми оборотами.
Обратите внимание на другой важный момент. Мы добавили в таблицу столбец "ФИО лица, ответственного за ведение регистров". Это связано с тем, что в ст. 10 Закона "О бухгалтерском учете" среди обязательных реквизитов регистра значится ссылка на лицо, ответственное за ведение регистра и его подпись. Этот столбец придется заполнить самим. Если фирма небольшая и за все отвечает один человек (главбух) можно указать его Ф.И.О. в первой строке, а дальше поставить прочерки-повторение.
Итог: Требование об утверждении регистров бухгалтерского учета формально выполнено, аудиторы не застанут вас врасплох. Плюс подстраховались от "жадного" инспектора, желающего получить полную распечатку базы 1С вдоль и поперек.
Составить такой приказ, руководствуясь советами выше, не составит труда. Но если есть желание сэкономить время, формируйте приказ автоматически в составе учетной политики.
Спасибо, В.Ю.Авдеев! Четкая логика изложения, простота языка, чувство юмора - потрясающе!
С, ув. Вячеслав гл бух ООО РМС МЕХАНИК бывшее ООО СК СУ-1
Зачем регистры бухгалтерского учета переписывать? Что бухгалтерам больше нечего делать? Кто это придумывает, наверняка, сам никогда не вел бухгалтерский учет и ни одного отчета не сделал, и не сдал. Теоретики. Причем они переписаны из бухгалтерской программы 1С и журнально-ордерной системы. Можно просто указать, что используется бухгалтерская программа, или бухгалтерский учет ведется без ее использования по журнально-ордерной системе учета. Зачем велосипеды изобретать?