ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

С вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон №184-ФЗ) сертификация для туристскойдеятельности носит добровольный характер, поэтому никаких штрафов и санкций за ее отсутствие не предусмотрено. Но туристические фирмы чаще всего стараются получить сертификат на оказание туристских услуг, чтобы предъявить своему клиенту еще одну документально оформленную дополнительную гарантию своей качественной работы и заверить его в том, что услуги будут оказаны на соответствующем уровне.

Необходимость и достоверность оценки качества туристского продукта усиливаются по мере все большего вовлечения стран в международный туристский рынок. Высший уровень такого признания – сертификация, гарантирующая, что продукт (услуга) отвечает определенным требованиям и имеет заданное качество.

Сертификация системы качества туристскойорганизации позволяет расширить круг надежных партнеров, повысить конкурентоспособность.

Сертификация в условиях рыночных отношений – признанный в мире способ независимого подтверждения (оценки) соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям.

В настоящее время действуют аккредитованные органы по сертификации туристских услуг в Москве, Санкт-Петербурге, республиканских, краевых и областных центрах субъектов Российской Федерации, в которых можно получить сертификат.

Сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (статья 2 Закона №184-ФЗ).

В настоящее время действуют следующие стандарты регулирующие туристическую деятельность:

«Туристские услуги. Общие требования. ГОСТ Р 50690-2000» (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 16 ноября 2000 года №295-ст);

ГОСТ 28681.3-95/ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов;

ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения;

ГОСТ 28681.1-95/ГОСТ Р 50681-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 32 Закона №184-ФЗ).

Подтверждение соответствия товаров (работ, услуг) осуществляется в целях удостоверения соответствия работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров, содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг, повышения конкурентоспособности работ, услуг на российском и международном рынках.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров, содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг, повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках, создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли (статья 18 Закона №184-ФЗ).

В Законе №184-ФЗ определена ответственность за нарушение требований технических регламентов.

В зависимости от того, кто проводит сертификацию, она бывает трех видов:

·   самосертификация (проводится самой организацией – изготовителем продукции или услуг);

·   сертификация, осуществляемая потребителем;

·   сертификация, осуществляемая третьей стороной – специальной организацией, не зависимой от потребителя и изготовителя.

Наибольшим доверием в международной и отечественной практике пользуется сертификация, осуществляемая третьей стороной.

Правила сертификации туристских услуг основываются на единых Правилах сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 5 августа 1997 года №17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации» (далее – Правила сертификации). Данные правила применяют при проведении добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации.

Порядок сертификации.

Сертификация работ и услуг включает (пункт 3.1 Правил сертификации):

·   подачу заявки на сертификацию;

·   рассмотрение и принятие решения по заявке;

·   оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям;

·   принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;

·   выдачу сертификата;

·   инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

Для проведения сертифицирования и получения сертификата заявитель направляет заявку в орган по сертификации в соответствии с областью его аккредитации (пункт 3.2.1 Правил сертификации).

При сертификации туристского бизнеса таким органом является Минэкономики России.

Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю свое решение, содержащее основные условия сертификации (пункт 3.2.2 Правил сертификации).

Согласно пункту 3.3 Правил сертификации оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает:

·   оценку выполнения работ и оказания услуг;

·   проверку, испытание результатов работ и услуг.

Оценка выполнения работ и оказания услуг в туристическом бизнесе проводится по 5 схеме сертификации (оценка системы качества) (пункт 3.3.1 Правил сертификации).

В соответствии с пунктом 3.3.2 Правил сертификации проверку результатов работ и услуг орган по сертификации проводит в соответствии с нормативными документами.

На основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует (пункт 3.4.1 Правил сертификации).

Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие.

При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.

Срок действия сертификата на право проведения туристскойдеятельности составляет три года.

Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации (пункт 3.6.1. Правил сертификации).

Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля (пункт 3.6.2. Правил сертификации).

Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ и услуг, общественных объединений потребителей (пункт 3.6.3 Правил сертификации).

Согласно пункту 3.6.5 Правил сертификации результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.

В случае несоответствия работ и услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата (пункт 3.6.6 Правил сертификации).

Решение о приостановлении действия сертификата принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины указанного несоответствия (пункт 3.6.7 Правил сертификации).

После выполнения корректирующих мероприятий и получения положительных итогов их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации (пункт 3.6.9 Правил сертификации).

В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации (пункт 3.6.10 Правил сертификации).

Туристская фирма обязана указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряд-заказе, в описании работы или услуги и т.д.) сведения о проведении сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).

Порядок отражения затрат на получение сертификата в бухгалтерском и налоговом учете

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона №184-ФЗ работы по добровольной сертификации подлежат оплате заявителем. Однако, произведя такие расходы, организация не всегда правильно отражает их в бухгалтерском и налоговом учете. Поэтому остановимся на этих расходах несколько подробнее.

В бухгалтерском учете туристскойорганизации расходы на добровольную сертификацию услуг в соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99 представляют собой расходы по обычным видам деятельности. В соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 они признаются в том отчетном периоде, в котором организация их осуществила, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.

Однако есть еще один бухгалтерский документ, на который в данном случае организация должна обратить внимание. Речь идет о Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н, в пункте 65 которого указано, что:

«Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и другом) в течение периода, к которому они относятся».

А сертификат соответствия на оказываемые туристические услуги выдается на определенный срок, который определяется соответствующим техническим регламентом. Исходя из этого, если срок действия сертификата соответствия превышает один месяц, то расходы на сертификацию первоначально следует отразить в составе расходов будущих периодов. Списывать стоимость сертификата на затратные счета организация будет постепенно в порядке, установленном распоряжением по организации (равномерно, пропорционально объему оказанных услуг и т.д.) в течение срока действия сертификата.

В налоговом учете затраты на добровольную сертификацию в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 264 НК РФ представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Эти расходы включаются в состав расходов текущего периода, аналогично расходам на получение лицензии.

Согласно статье 333.16 главы 25.3 НК РФ государственная пошлина – сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В целях главы 25 НК РФ выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

В соответствии с подпунктами 78 и 82 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ предусмотрено взимание государственной пошлины за выдачу сертификата соответствия в размере 100 руб.

Расходы по уплате государственной пошлины признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В налоговом учете, затраты на оплату государственной пошлины, за добровольную сертификацию в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Эти расходы включаются в состав расходов текущего периода, аналогично расходам на получение лицензии.

Пример 1.

Туристская организация ООО «Летур» осуществляет туроператорскую деятельность.

В январе ООО «Летур» провело сертификацию предоставляемых туристских услуг, стоимость работ по проведению сертификации составила 8260 руб. (в том числе НДС – 1260 руб.). За сертификат уплачена госпошлина – 100 руб.

Сертификат соответствия выдан ООО «Летур» на 3 года. Согласно учетной политике организации расходы будущих периодов в ООО «Летур» списываются на затраты равномерно в течение срока, к которому они относятся, а признание доходов и расходов для целей налогообложения прибыли производится по методу начисления.

В бухгалтерском учете ООО «Летур» хозяйственные операции, связанные с сертификацией услуг, отражены следующим образом.

Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
В январе
76
51
8260
Оплачены расходы на сертификацию оказываемых услуг
97
76
7000
Учтены расходы на сертификацию в составе расходов будущих периодов
68
51
100
Уплачена за сертификат госпошлина
20
68
Учтена в расходах госпошлина за полученный сертификат
19
76
1260
Отражен НДС, предъявленный органом по сертификации за услуги
68
19
1260
Принят к вычету НДС
Ежемесячно в течение срока действия сертификата
20
97
194,44
Отражены расходы по добровольной сертификации услуг в части, приходящейся на текущий месяц

Окончание примера.

Если в целях налогообложения прибыли организация использует метод начисления, то затраты на сертификацию в налоговом учете необходимо относить на расходы равными частями в течение действия всего срока сертификата. Такое правило вытекает из пункта 1 статьи 272 НК РФ.

Однако по этому поводу есть и совершено противоположная точка зрения. Некоторые специалисты считают, что расходы на сертификацию услуг организация может не распределять по отчетным периодам, а списать их единовременно. И ссылаются они при этом на все ту же статью 272 НК РФ, а именно, на подпункт 3 пункта 7, где сказано, что расходы в виде средств, потраченных на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы, принимаются к налоговому учету на дату:

·   расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

·   предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

·   последний день отчетного (налогового) периода.

В случае сертификации услуг мы имеем договор между туристскойорганизацией и сертифицирующим органом, согласно которому последний выполняет некий перечень работ (статьи 20 и 21 Закона №184-ФЗ). Следовательно, когда эти работы будут завершены и налогоплательщик получит документы, подтверждающие его расходы, сделка будет закончена и организация получит право уменьшить налогооблагаемый доход на эти расходы.

Заметьте: как правило, налоговые органы придерживаются того мнения, что расходы на сертификацию нужно списывать равными частями в течение всего срока действия сертификата. Например, такая точка зрения высказана в письме Управления ФНС России по городу Москве от 27 января 2006 года №20-12/5511 «Об учете в целях налогообложения прибыли расходов на сертификацию системы менеджмента качества товара, в том числе консультационных, на оказание методической помощи в подготовке к сертификации, по проведению экспертизы документов».

Поэтому, если организация спишет данные расходы единовременно, то, возможно, что свою правоту ей придется отстаивать в суде.

Обратите внимание!

С 1 января 2006 года налогоплательщик вправе использовать самостоятельность при списании подобных расходов в налоговом учете. Такое право ему предоставляет новая редакция пункта 1 статьи 272 НК РФ (см. выше), поэтому, на наш взгляд, споры по поводу списания расходов на получение сертификата больше возникать не будут.

А вот организации, применяющие кассовый метод, могут расходы на сертификацию учесть в составе расходов единовременно после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.

И еще на один момент хотелось бы обратить внимание.

Услуги по сертификации подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Естественно, что орган по сертификации выдает заявителю счет-фактуру на стоимость своих услуг, увеличенных на сумму налога. НДС, уплаченный за проведение работ по сертификации, налогоплательщик НДС имеет право возместить из бюджета на основании статьей 171 и 172 НК РФ. Но при использовании права на вычет, как правило, у бухгалтера возникает вопрос: можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму «входного» НДС или же это нужно делать частями, по мере отнесения части стоимости сертификата соответствия на расходы?

Нужно сказать, что по этому вопросу существует две точки зрения: одна - принять к вычету «входной» НДС по услугам сертифицирующего органа можно сразу, вторая – сумму «входного» налога необходимо возмещать поэтапно.

Мы приведем обе точки зрения, а какую из них выбрать, организация, осуществившая добровольную сертификацию услуг, решит сама.

НДС по услугам сертификации возмещается поэтапно.

Туристская организация, получившая сертификат соответствия на оказываемые услуги, первоначально отражает затраты, связанные с его получением, на счете 97 «Расходы будущих периодов». В соответствии со статьей 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организации.

Это означает, что по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» должна быть учтена сумма расходов на сертификацию за минусом НДС (при наличии соответствующего счета-фактуры). НДС по приобретенной услуге учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Списываются расходы будущих периодов на издержки производства и обращения равными частями в течение срока действия сертификата. Следовательно, и суммы НДС должны приниматься к вычету аналогичным образом. Такая точка зрения высказывается налоговыми органами. Подтверждением этого может служить письмо Управления МНС России по городу Москве от 10 августа 2004 года №24-11/52247 «О правомерности вычета НДС».

НДС возмещается по услугам сертификации сразу в полном объеме.

Текст главы 21 НК РФ не содержит прямого указания, что принимать к вычету НДС по расходам будущих периодов следует только в момент списания таких расходов на себестоимость услуги, т.е. поэтапно. Налоговое законодательство по НДС предъявляет три требования, которые обязан выполнить налогоплательщик НДС, претендующий на вычет:

·   приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права должны использоваться налогоплательщиком для осуществления налогооблагаемых операций;

·   товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приняты налогоплательщиком к учету;

·   на руках у налогоплательщика должен быть счет-фактура, оформленный надлежащим образом.

Что мы имеем в случае получения туристскойорганизацией сертификата соответствия на оказываемые услуги:

·   сертификат требуется организации для осуществления налогооблагаемой деятельности;

·   сертифицирующий орган оказал услугу по сертификации (на основании подписания акта выполнения услуги);

·   организация приняла услугу к учету, бухгалтер отразил стоимость услуги на балансе в составе расходов будущих периодов;

·   на руках у организации имеется счет-фактура.

То есть у организации – налогоплательщика НДС выполнены все требования налогового законодательства, поэтому можно поставить к вычету весь «входной» НДС сразу.

Использование второй точки зрения может привести к судебному разбирательству, однако аргументы, которые помогут налогоплательщику отстоять свою правоту, мы привели. Если вы не готовы вступить в спор с налоговым органом, воспользуйтесь первой точкой зрения.

Более подробно с вопросами правового регулирования, лицензирования и сертификации в сфере туризма, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Туристская деятельность».