Компания ГАРАНТ

Организация применяет общую систему налогообложения. Была оплачена сертификация импортных шин, что является обязательной процедурой. Сертификат получается однократно на конкретный вид товара и действует в течение года. Стоимость сертификации, согласно учетной политике, в целях налогообложения прибыли относится к косвенным расходам. Каков порядок учета и списания расходов на сертификацию в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, расходы на сертификацию в бухгалтерском учете учитываются в составе расходов будущих периодов и списываются в течение года (срока действия сертификата) согласно утвержденному учетной политикой организации порядку списания расходов будущих периодов.

В налоговом учете расходы на сертификацию признаются единовременно в полном объеме.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на сертификацию продукции и услуг относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер.

К сведению:

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982.

Принимая во внимание критерий обоснованности расходов, поименованный в п. 1 ст. 252 НК РФ, представляется, что организация вправе учесть расходы на сертификацию покупных товаров в составе прочих расходов по пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Вместе с тем следует отметить, что, по мнению специалистов Минфина России, в составе расходов, уменьшающих полученные доходы при налогообложении прибыли, расходы на сертификацию, понесенные организацией, реализующей товары, производимые сторонними организациями, не учитываются (письмо от 25.05.2006 N 03-03-04/4/96).

Что касается арбитражной практики, то она складывается в пользу налогоплательщиков.

Так, к выводу об экономической целесообразности затрат общества на сертификацию продукции, закупаемой для ее дальнейшей реализации, пришли судьи, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 N 09АП-2349/2009, определении ВАС РФ от 26.09.2008 N 12180/08, постановлении ФАС Уральского округа от 12.09.2007 N Ф09-7407/07-С3 и т.д.

В этой связи представляется, что организация вправе признать в целях налогообложения расходы на сертификацию приобретенных товаров. При этом в случае возникновения спора с налоговым органом у организации есть хорошие шансы отстоять свою позицию в суде.

По вопросу порядка признания расходов на сертификацию сообщаем.

Расходы признаются в целях налогообложения прибыли организациями, применяющими метод начисления, на основании ст. 272 НК РФ.

Так, п. 1 ст. 272 НК РФ устанавливает, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ.

Так, согласно ст. 320 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, в сумму издержек обращения включают расходы на доставку покупных товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров.

При этом расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Остальные расходы признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Учтивая, что расходы на сертификацию в стоимость покупных товаров организацией не включаются, а учитываются в составе косвенных, полагаем, что в таком случае они единовременно в полном объеме уменьшают доходы от реализации того периода, в котором получены от поставщика документы, подтверждающие получение услуги по сертификации (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Данные выводы подтверждаются судебной практикой (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 29.10.2009 N Ф09-8382/09-С3 и от 30.04.2009 N Ф09-2594/09-С3, постановление ФАС Московского округа от 01.09.2008 N КА-А40/8144-08).

Бухгалтерский учет

Пункт 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) предусматривает деление расходов в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

В свою очередь, п. 5 ПБУ 10/99 указывает, что расходами по обычным видам деятельности признаются, в частности, расходы, связанные с приобретением и продажей товаров.

В п. 7 ПБУ 10/99 говорится, что расходы по обычным видам деятельности формируют, в том числе, расходы, возникающие непосредственно в процессе продажи (перепродажи) товаров (например коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие).

В этой связи полагаем, что расходы на сертификацию относятся к расходам по обычным видам деятельности.

Признаются расходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете в соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.

В то же время п. 19 ПБУ 10/99 определяет, что расходы признаются в отчете о прибылях и убытках, в том числе, путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов.

В рассматриваемом случае сертификат на товар действителен в течение года.

Тогда, на наш взгляд, следует воспользоваться нормой п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, в соответствии с которой затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов. При этом такие расходы подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и другое) в течение периода, к которому они относятся.

С учетом изложенного представляется, что расходы на сертификацию товара целесообразно отражать в составе расходов будущих периодов и списывать на затраты в порядке, закрепленном организацией в учетной политике в целях бухгалтерского учета (например, равномерно в течение года).

В таком случае в учете делаются следующие записи:

Дебет 60 (76) Кредит 51

- оплачены расходы на сертификацию товара;

Дебет 97 Кредит 60 (76)

- расходы на сертификацию (без НДС) учтены в составе расходов будущих периодов;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

- выделен НДС;

Дебет 68, субсчет "НДС" Кредит 19

- принят к вычету НДС.

Далее в зависимости от утвержденного учетной политикой порядка списания расходов будущих периодов по сертификации (например, может быть установлено, что расходы списываются равными частями ежемесячно) делается запись:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 97

- списана часть расходов на сертификацию.

Вместе с тем следует отметить, что, по мнению ряда специалистов, указанные расходы признаются в учете единовременно в полном объеме.

Однако повторимся, что, по нашему мнению, методологически верно первоначально отражать расходы на сертификацию на счете 97 "Расходы будущих периодов" с последующим списанием на счета учета затрат в порядке, установленном организацией.

При таком способе отражения расходов на сертификацию в учете организации возникают временные разницы, подлежащие отражению согласно нормам ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (далее - ПБУ 18/02).

Так, с учетом положений п. 12 и п. 15 ПБУ 18/02 в рассматриваемом случае в учете делаются следующие записи:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 77

- признано отложенное налоговое обязательство в связи с разным порядком признания расходов на сертификацию в бухгалтерском и налоговом учете (сумма признанного расхода в налоговом учете больше, чем в бухгалтерском).

Затем ежемесячно при признании соответствующей части расходов в бухгалтерском учете:

Дебет 77 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- погашена часть отложенного налогового обязательства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

27 мая 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.