Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit

Какие шаги необходимо предпринять некоммерческой организации (далее по тексту - НКО) в случае создания филиала? Нужно ли осуществлять постановку на налоговый учет созданного филиала?

Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту - Закон №7-ФЗ). Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).

Особенности функционирования филиала НКО

Для расширения деятельности в других регионах, НКО может создавать филиалы. Отметим особенности функционирования филиалов НКО (ст.5 Закона №7-ФЗ):

  • филиал располагается вне места нахождения НКО (как правило, в другом городе или даже регионе);

  • филиал осуществляет все или только часть функций НКО (в т. ч. функции представительства);

  • филиал не является юридическим лицом;

  • филиал наделяется имуществом НКО. При этом имущество филиала учитывается на отдельном балансе;

  • филиал осуществляет деятельность от имени создавшей его НКО;

  • руководитель филиала НКО действует на основании доверенности, выданной НКО.

  • ответственность за деятельность филиала несет создавшая его НКО. 

Регистрация изменений в учредительных документах, связанные с созданием филиала НКО

Поскольку созданный филиал должен быть указан в Уставе НКО, его создание влечет за собой внесение соответствующих изменений в учредительные документы НКО.

Датой создания филиала НКО будет являться дата государственной регистрации изменений Устава и внесение данных сведений в ЕГРЮЛ.

Порядок регистрации НКО в связи с созданием филиала

Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НКО, в связи с созданием филиала, осуществляется в Минюсте РФ и его территориальных подразделениях на основании административного регламента, утв. приказом Минюста РФ от 30.12.2011 г. №455.

Важно!

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации НКО, является Минюст РФ (Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. №1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ»).

Процедура регистрации изменений в устав НКО в связи с созданием филиала включает в себя следующие этапы.

Этап 1. Заполнение заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НКО в связи с созданием филиала (форма №Р13001).

Заявление по форме №Р13001 заполняется в соответствии с правилами, установленными в приложении №20 к приказу ФНС РФ от 25.01.2012 г. №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Заявление представляется в двух экземплярах, один из которых должен быть нотариально заверен. Форма заявления заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную.

В том случае если заявитель будет не сам представлять (получать) в регистрирующем органе документы, необходима оформленная надлежащим образом доверенность.

Этап 2. Уплата госпошлины.

За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, необходимо оплатить госпошлину в размере 800 руб. (4 000 руб. x 20%) (пп.1,3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Этап 3. Формирование пакета документов для регистрации:

3.1) решение (протокол, выписка из протокола) уполномоченного органа НКО о внесении изменений в учредительные документы и (или) о внесении изменений в сведения, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ НКО.

При этом в протоколе (выписке из протокола) заседания органа управления (высшего руководящего органа) НКО должны быть отражены:

- дата и место проведения заседания;

- в случае проведения заседания в форме общего собрания (заседания) - сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления НКО на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей), о соблюдении положений устава НКО в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления; 

- суть принятых решений и результаты голосования по ним;

- ФИО и подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.

Представляется в 2 экземплярах, один из которых подлинник;

3.2) Устав НКО.

Учредительными документами НКО являются:

- для фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения - устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества);

- для ассоциации или союза - учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими.

Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных НКО вправе заключить учредительный договор.

Учредительные документы НКО предоставляются в трех подлинных экземплярах, два из которых должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.

Этап 4. Получение документов о государственной регистрации.

Территориальные органы Минюста при принятии положительного решения о регистрации изменений должны выдать:

  • свидетельство о государственной регистрации НКО;
  • один экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа;
  • свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • выписку из ЕГРЮЛ.

Постановка на налоговый учет по месту нахождения филиала

Начиная с 2 сентября 2010 г., постановка на учет в ИФНС НКО  по месту нахождения ее филиала будет осуществляться на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п.3 ст.83 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 19.02.2016 г. №03-02-07/1/9377).

Таким образом, постановка НКО на налоговый учет по месту нахождения филиала происходить без ее участия (пп.3 п.2 ст.23 НК РФ).

Статья актуальна на 28.03.2016