Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit
Какие шаги необходимо предпринять некоммерческой организации (далее по тексту - НКО) в случае создания филиала? Нужно ли осуществлять постановку на налоговый учет созданного филиала?
Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту - Закон №7-ФЗ). Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).
Особенности функционирования филиала НКО
Для расширения деятельности в других регионах, НКО может создавать филиалы. Отметим особенности функционирования филиалов НКО (ст.5 Закона №7-ФЗ):
-
филиал располагается вне места нахождения НКО (как правило, в другом городе или даже регионе);
-
филиал осуществляет все или только часть функций НКО (в т. ч. функции представительства);
-
филиал не является юридическим лицом;
-
филиал наделяется имуществом НКО. При этом имущество филиала учитывается на отдельном балансе;
-
филиал осуществляет деятельность от имени создавшей его НКО;
-
руководитель филиала НКО действует на основании доверенности, выданной НКО.
-
ответственность за деятельность филиала несет создавшая его НКО.
Регистрация изменений в учредительных документах, связанные с созданием филиала НКО
Поскольку созданный филиал должен быть указан в Уставе НКО, его создание влечет за собой внесение соответствующих изменений в учредительные документы НКО.
Датой создания филиала НКО будет являться дата государственной регистрации изменений Устава и внесение данных сведений в ЕГРЮЛ.
Порядок регистрации НКО в связи с созданием филиала
Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НКО, в связи с созданием филиала, осуществляется в Минюсте РФ и его территориальных подразделениях на основании административного регламента, утв. приказом Минюста РФ от 30.12.2011 г. №455.
Важно!
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации НКО, является Минюст РФ (Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. №1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ»).
Процедура регистрации изменений в устав НКО в связи с созданием филиала включает в себя следующие этапы.
Этап 1. Заполнение заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НКО в связи с созданием филиала (форма №Р13001).
Заявление по форме №Р13001 заполняется в соответствии с правилами, установленными в приложении №20 к приказу ФНС РФ от 25.01.2012 г. №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Заявление представляется в двух экземплярах, один из которых должен быть нотариально заверен. Форма заявления заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную.
В том случае если заявитель будет не сам представлять (получать) в регистрирующем органе документы, необходима оформленная надлежащим образом доверенность.
Этап 2. Уплата госпошлины.
За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, необходимо оплатить госпошлину в размере 800 руб. (4 000 руб. x 20%) (пп.1,3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Этап 3. Формирование пакета документов для регистрации:
3.1) решение (протокол, выписка из протокола) уполномоченного органа НКО о внесении изменений в учредительные документы и (или) о внесении изменений в сведения, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ НКО.
При этом в протоколе (выписке из протокола) заседания органа управления (высшего руководящего органа) НКО должны быть отражены:
- дата и место проведения заседания;
- в случае проведения заседания в форме общего собрания (заседания) - сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления НКО на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей), о соблюдении положений устава НКО в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления;
- суть принятых решений и результаты голосования по ним;
- ФИО и подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.
Представляется в 2 экземплярах, один из которых подлинник;
3.2) Устав НКО.
Учредительными документами НКО являются:
- для фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения - устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества);
- для ассоциации или союза - учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими.
Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных НКО вправе заключить учредительный договор.
Учредительные документы НКО предоставляются в трех подлинных экземплярах, два из которых должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.
Этап 4. Получение документов о государственной регистрации.
Территориальные органы Минюста при принятии положительного решения о регистрации изменений должны выдать:
- свидетельство о государственной регистрации НКО;
- один экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа;
- свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ;
- выписку из ЕГРЮЛ.
Постановка на налоговый учет по месту нахождения филиала
Начиная с 2 сентября 2010 г., постановка на учет в ИФНС НКО по месту нахождения ее филиала будет осуществляться на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п.3 ст.83 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 19.02.2016 г. №03-02-07/1/9377).
Таким образом, постановка НКО на налоговый учет по месту нахождения филиала происходить без ее участия (пп.3 п.2 ст.23 НК РФ).
Статья актуальна на 28.03.2016