Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit

Как внести изменения в устав ассоциации и в каких случаях это необходимо сделать?

Ассоциация (союз) представляет собой некоммерческую организацию, созданную собственником (гражданином или юридическим лицом) для представления и защиты общих, в том числе профессиональных интересов (ст.11 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ), ст.123.8 ГК РФ).

Ассоциации создаются на основе общности профессиональных интересов (например, ассоциация женщин-предпринимателей России, объединение саморегулируемых организаций оценщиков, национальные футбольные ассоциации).

Учредительными документами ассоциации являются учредительный договор и устав (п.1 ст.14 Закона №7-ФЗ). Число учредителей ассоциации не может быть менее двух. Законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциаций отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному числу учредителей таких ассоциаций (п.1 ст.123.9 ГК РФ).

Что должен содержать устав ассоциации

Существенные изменения в правовое положение ассоциаций внесены в феврале 2013 г. Федеральным законом от 11.02.2013 г. №8-ФЗ «О внесении изменений в часть первую ГК РФ и Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

Важно!

Изменения в части регулирования деятельности ассоциаций связаны с тем, что ассоциации не могут быть преобразованы в некоммерческие партнерства. А ассоциация по решению своих членов может быть преобразована только в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

В уставе ассоциации должны быть определены:


  • наименование ассоциации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;

Наименование ассоциации содержит указание на основной предмет деятельности. Например, ассоциация «Хоккейный клуб «Лидер».

  • место нахождения ассоциации;

  • порядок управления деятельностью ассоциации;

  • предмет и цели деятельности ассоциации;

  • состав и компетенция органов управления ассоциации;

  • порядок принятия решений органами управления ассоциации, в т.ч. по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

  • порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации;

  • сведения о филиалах и представительствах ассоциации;

  • права и обязанности членов ассоциации;

  • условия и порядок приема в члены ассоциации и выхода из нее;

  • источники формирования имущества ассоциации;

  • размер и порядок субсидиарной ответственности членов ассоциации по ее обязательствам;

  • порядок внесения изменений в учредительные документы ассоциации;

  • иные положения, предусмотренные федеральными законами;

  • иные, не противоречащие законодательству положения (абз.5 п.3 ст.14 Закона №7-ФЗ).

Порядок внесения изменений в устав ассоциации

Причин, по которым ассоциации требуется внесение изменений в Устав, может быть множество. В первую очередь, они определяются сферами, в которых заняты такие компании.

Нужно ли приводить учредительные документы ассоциации, созданные до вступления в силу Федерального закона от 11.02.2013 г. №8-ФЗ?

Важно!

При первом изменении учредительных документов, ассоциации должны привести свои учредительные документы в соответствие с нормами ГК РФ.

Данная процедура является изменением учредительных документов, а не реорганизацией ассоциации.

Внесение изменений в устав ассоциации осуществляется путем утверждения новой редакции устава на общем собрании членов ассоциации.

Важно!

Изменения и дополнения в устав утверждаются решением общего собрания членов ассоциации и подлежат государственной регистрации.

Вне зависимости от природы изменений они вносятся в устав ассоциации определенным образом при соблюдении определенного регламента.

Как правило, такие изменения, как смена наименования ассоциации, добавление или изменение видов деятельности, изменение текста устава (введение новых дополнительных обязательств для членов ассоциации), смена адреса, подлежат обязательной регистрации.

Например

При принятии решения об изменении места нахождения (адреса юридического лица, влекущего изменение места нахождения юридического лица) компания обязана представить в регистрирующий орган по прежнему месту нахождения соответствующее заявление (Письмо ФНС РФ от 11.01.2016 г. №ГД-4-14/52).Государственная регистрация изменений и дополнений в устав ассоциации осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Согласно действующему законодательству, внесение изменений в устав ассоциации предполагает заполнение и подачу в Минюст РФ формы P13001. Вместе с ней в Минюст РФ направляют измененный Устав и необходимую сопроводительную документацию.При наличии в названии ассоциации имени гражданина или какой-либо символики, защищенные законом как интеллектуальная собственность, или в том случае, если название ассоциации включает в себя полное наименование третьего юридического лица к комплекту документации должны быть также предоставлены документы, подтверждающие право на использование вышеперечисленного.

Статья актуальна на 25.10.2016