ООО "Корн-Аудит"

В данной статье ответим на очень актуальный в настоящее время вопрос: когда и как отменяется решение налоговой о приостановлении операций по счетам организации-банкрота? Требуется ли для этого принятие налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счетам (согласно положениям ст. 76 Налогового кодекса РФ)? Какими нормативно-правовыми документами руководствуются кредитные организации, конкурсные управляющие, налоговые инспекции по данному вопросу?

Напомним, что основания для принятия решения налоговой о приостановлении операций по счетам установлены положениями ст. 76, 101 Налогового кодекса РФ.

Решение налоговой о приостановлении операций по счетам должно быть безусловно исполнено банком (п. 6 ст. 76 Налогового кодекса РФ).

Согласно положениям ст. 76 Налогового кодекса РФ приостановление операций по счетам в банке действует с момента получения банком соответствующего решения налогового органа и до отмены данного решения (п. 9.1, 3.1, 7, 8, 9 ст. 76 Налогового кодекса РФ).

Однако только ли отмена указанного решения может позволить производить операции по счету организации-банкрота? Сейчас последовательно разберемся.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий должен использовать только один (основной) счет должника в банке (иной кредитной организации), а при его отсутствии (либо невозможности проведения операций по имеющимся счетам) обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет. Другие счета в общем случае подлежат закрытию конкурсным управляющим (ст. 133 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г.).

При этом конкурсный управляющий открывает в кредитной организации отдельный счет (специальный банковский счет) должника, который предназначен для:

а) погашения требований кредиторов первой и второй очереди;

б) погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплате услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим;

в) погашения требований о возврате задатков, а также для перечисления суммы задатка на основной счет должника (в случае заключения внесшим его лицом договора купли-продажи имущества должника или наличия иных оснований для оставления задатка за должником).

Подтверждение: п. 3 ст. 138 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г., Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.06.2014 № 37, п. 40.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60.

Положениями п. 1 ст. 126 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения его имуществом. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Кроме того, согласно п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 36 от 06.06.2014 с даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства приостановление операций прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения об его отмене. Кредитная организация уведомляет об этом налоговый орган.

Вывод: положения ст. 76 Налогового кодекса РФ применяются с учетом требований Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. и разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ.

То есть, решение налоговой о приостановлении операций по счетам отменяется автоматически в случае применения к организации процедур банкротства. Принятие налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счетам в данном случае не требуется.

Указанную позицию также поддерживает ФНС и Минфин России в своих письмах № ГД-4-8/18213 от 19.10.2015 и № 03-02-08/8162 от 20.02.2015, соответственно.