ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Формирование уставного капитала акционерного общества.

Согласно статье 99 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), а также статье 25 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон об акционерных обществах) уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Статья 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» определяет понятие акции как - эмиссионной ценной бумаги, закрепляющей права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.

Минимальный уставный капитал закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

В настоящее время минимальный размер оплаты труда (для исчисления гражданско-правовых обязательств) составляет 100 рублей (статья 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Максимальный размер уставного капитала законодательством не ограничен.

При учреждении общества осуществляется первый закрытый выпуск, все акции должны быть размещены среди учредителей. Форма оплаты акций при учреждении общества определяется договором о создании общества.

Согласно статье 34 Закона об акционерных обществах акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества.

При этом 50% распределенных акций должны быть оплачены в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества.

Так как до оплаты 50% акций общества, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества. К сделкам, связанным с учреждением общества могут относиться: сделки по приобретению (аренде) помещения для размещения общества; сделки по заключению договора банковского счета; оборудования для офиса и иные сделки, не относящиеся к коммерческой деятельности общества. Потому сделки, заключенные в этот период и не связанные с учреждением общества могут быть признаны недействительными. Об этом указано в Постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18 ноября 2003 года №19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах».

Акция, принадлежащая учредителю общества, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное не предусмотрено уставом общества (не голосующая акция).

В случае неполной оплаты акций в течении года, право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме (стоимости имущества, не переданного в оплату акций), переходит к обществу.

Акции, право собственности на которые перешло к обществу, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их номинальной стоимости не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала.

Дополнительные акции и иные эмиссионные ценные бумаги общества, размещаемые путем подписки, размещаются при условии их полной оплаты.

С момента полной оплаты акции акционер приобретает право голоса на общем собрании.

Оплата акций общества при его учреждении производится его учредителями по цене не ниже номинальной стоимости этих акций.

Согласно пункту 2 статьи 34 Закона об акционерных обществах оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку.

Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями.

При этом обратите внимание, что при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком (пункт 3 статьи 34 Закона об акционерных обществах).

Учредители передают имущество обществу в собственность. Общество вправе распоряжаться переданным имуществом по своему усмотрению.

Устав общества может содержать ограничения на виды имущества, которым могут быть оплачены акции общества.

Оплата иных эмиссионных ценных бумаг может осуществляться только деньгами.

В целях стимулирования привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвестиций Правительством Российской Федерации (Постановление от 23 июля 1996 года №883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями») установлен льготный порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, вносимых в качестве вклада в уставный капитал общества.

Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:

не являются подакцизными;

относятся к основным производственным фондам;

ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала.

Обратите внимание!

В случае реализации вышеуказанных товаров, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Порядок осуществления инвестиций иностранными компаниями и физическими лицами в уставные капиталы организаций, расположенных на территории Российской Федерации, а также гарантии правовой защиты инвестиций установлены Федеральным законом от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Таким образом, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов могут предоставляться таможенными органами на основании Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе» (статья 37), Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 года №883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» и статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Согласно статье 16 Федерального закона от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Указанная норма не является нормой прямого действия, и до внесения соответствующих изменений в вышеназванные нормативные правовые акты Российской Федерации сохраняются действующие условия и порядок предоставления указанных льгот для товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями (Письмо Федеральной таможенной службы от 21 октября 2005 года №01-06/36775 «О правовых основаниях предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями»).

Документы для таможенного оформления представляются в соответствующий таможенный орган. Как правило, таможенные органы дополнительно требуют предоставить документы, обосновывающие необходимость ввозимого имущества.

Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.

Уставом общества должны быть определены количество, номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые этими акциями. Приобретенные и выкупленные обществом акции, а также акции общества, право собственности на которые перешло к обществу в соответствии со статьей 34 Закона об акционерных обществах, являются размещенными до их погашения.

Уставом общества могут быть определены количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями. При отсутствии в уставе общества этих положений общество не вправе размещать дополнительные акции.

Уставом общества могут быть определены порядок и условия размещения обществом объявленных акций.

Вновь созданное акционерное общество размещает первый выпуск акций среди акционеров путем закрытой подписки.

Размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется путем их распределения среди учредителей этого акционерного общества, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом, - путем их приобретения единственным учредителем. При этом распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем) акционерного общества осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества.

По общему правилу, общество размещает обыкновенные акции, однако, вправе размещать и привилегированные акции.

Так обыкновенная акция предоставляет право ее владельцу принимать участие в управлении делами акционерного общества путем голосования на общем собрании акционеров. Одна акция наделяет ее владельца одним голосом.

Привилегированные акции, как правило, не дают право голоса их владельцам на общем собрании акционеров, кроме случаев, предусмотренных статьей 32 Закона об акционерных обществах:

«Акционеры - владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества.

Акционеры - владельцы привилегированных акций определенного типа приобретают право голоса при решении на общем собрании акционеров вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, ограничивающих права акционеров - владельцев привилегированных акций этого типа, включая случаи определения или увеличения размера дивиденда и (или) определения или увеличения ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям предыдущей очереди, а также предоставления акционерам - владельцам привилегированных акций иного типа преимуществ в очередности выплаты дивиденда и (или) ликвидационной стоимости акций. Решение о внесении таких изменений и дополнений считается принятым, если за него отдано не менее чем три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, за исключением голосов акционеров - владельцев привилегированных акций, права по которым ограничиваются, и три четверти голосов всех акционеров - владельцев привилегированных акций каждого типа, права по которым ограничиваются, если для принятия такого решения уставом общества не установлено большее число голосов акционеров».

В тоже время, не имея права голоса по привилегированным акциям, их владелец наделяется правом на получение дивиденда и (или) ликвидационной стоимости, выплачиваемой ему при ликвидации общества. Размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) должны быть определены в уставе общества (пункт 2 статьи 32 Закона об акционерных обществах).

При этом, если уставом общества предусмотрены привилегированные акции двух и более типов, и по каждому определен размер дивидендов, то уставом общества должна быть установлена очередность выплаты дивидендов по каждому из них. А если определена ликвидационная стоимость, то также должна быть установлена очередность выплаты ликвидационной стоимости по каждому из них.

В том случае, если размер дивидендов не определен, то владельцы привилегированных акций имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенных акций.

Следует помнить, номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества.

Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой.

Все акции общества являются именными эмиссионными ценными бумагами.

Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (статья 16 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Законодательством предусмотрена возможность дробления целых акций на части, в случаях:

·   при осуществлении преимущественного права на приобретение акций, продаваемых закрытым акционерным обществом;

·   при осуществлении преимущественного права на приобретение дополнительных акций;

·   консолидация акций.

Дробная акция предоставляет акционеру права, предоставляемые акцией соответствующей категории (типа), в объеме, соответствующем части целой акции, которую она составляет.

Для целей отражения в уставе общества общего количества размещенных акций все размещенные дробные акции суммируются. В случае, если в результате этого образуется дробное число, в уставе общества количество размещенных акций выражается дробным числом.

Дробные акции обращаются наравне с целыми акциями. В случае, если одно лицо приобретает две и более дробные акции одной категории (типа), эти акции образуют одну целую и (или) дробную акцию, равную сумме этих дробных акций.

Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии – записями по счету депо в депозитариях (статья 28 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

С момента государственной регистрации акционерное общество обязано обеспечить ведение реестра акционеров. На это указывает статья 44 Закона об акционерных обществах.

Согласно статье 19 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» процедура эмиссии включает в себя следующие этапы:

- принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

- размещение эмиссионных ценных бумаг;

- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (в случае оказания брокером услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга).

При учреждении акционерного общества размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Обратите внимание, Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации (далее ФСФР РФ) от 16 марта 2005 года №05-4/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» утверждены новые Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг.

Размещение ценных бумаг включает в себя:

совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам;

внесение приходных записей по лицевым счетам или по счетам депо первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг) либо по счетам депо первых владельцев в депозитарии, осуществляющем централизованное хранение документарных облигаций с обязательным централизованным хранением (в случае размещения документарных облигаций с обязательным централизованным хранением);

выдачу сертификатов документарных облигаций их первым владельцам (в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения).

Государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг Российской Федерации упразднена, свои функции по надзору и контролю передала ФСФР РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2004 года №206 «Вопросы федеральной службы по финансовым рынкам» установлено, что ФСФР РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении Правительства Российской Федерации. ФСФР РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Согласно пункту 5.3.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» одним из полномочий указанной службы является регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспектов ценных бумаг.

Согласно пункту 3.2.2. Приказа ФСФР РФ от 16 марта 2005 года №05-4/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.

Для государственной регистрации выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются:

заявление на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, которое должно быть составлено по форме, утвержденной Приказом ФСФР РФ от 16 марта 2005 года №05-4/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»;

анкета эмитента, которая должна быть составлена по форме согласно Приложению №2 к Приказу ФСФР РФ от 16 марта 2005 года №05-4/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»;

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента;

решение о выпуске ценных бумаг;

копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым принято решение о размещении ценных бумаг, с указанием, в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, повестки дня, кворума и результатов голосования за его принятие, а в случае, если оно принято советом директоров (наблюдательным советом), - также с указанием имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за его принятие;

копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым утверждено решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, с указанием, в случае, если решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг утверждено коллегиальным органом управления, повестки дня, кворума и результатов голосования за его принятие, а в случае, если оно утверждено советом директоров (наблюдательным советом), - также с указанием имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за его утверждение;

копия устава эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями;

платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах - за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Указанный документ должен содержать отметку банка об исполнении эмитентом обязанности по уплате указанной государственной пошлины. Сумма госпошлины составляет 1000 рублей (статья 333.33 НК РФ);

опись представленных документов, которая должна быть составлена по форме согласно Приложению №3 к Приказу ФСФР РФ от 16 марта 2005 года №05-4/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должно быть составлено по форме согласно Приложениям 4 (1) - 4 (6) к Приказу ФСФР РФ от 16 марта 2005 года №05-4/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».

Согласно статье 24 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций, а если в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг и иными федеральными законами эмиссия ценных бумаг осуществляется без государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) - в уведомлении об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещенных при учреждении акционерного общества, в регистрирующий орган дополнительно представляются:

копия решения единственного учредителя об учреждении акционерного общества - эмитента (протокола учредительного собрания, которым принято решение об учреждении акционерного общества - эмитента);

копия договора о создании акционерного общества - эмитента в случае учреждения акционерного общества двумя и более лицами;

отчет об итогах выпуска акций.

В случае, если в оплату акций, размещенных при учреждении акционерного общества - эмитента, внесены неденежные средства (ценные бумаги, вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку), в регистрирующий орган представляется копия отчета оценщика о рыночной стоимости имущества, внесенного в оплату за акции.

В случае размещения ценных бумаг путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, включая лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг, государственная регистрация выпуска ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг. В таком случае каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации в порядке, установленном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» проспект ценных бумаг должен содержать:

- краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;

- краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;

- основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска;

- подробную информацию об эмитенте;

- сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента;

- подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента;

- сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;

- бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию;

- подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;

- дополнительные сведения об эмитенте и о размещенных им эмиссионных ценных бумагах.

Более подробное описание сведений, включаемых в проспект смотрите в статье 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также Приказ ФСФР РФ от 16 марта 2005 года №05-5/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

Обратите внимание, с момента регистрации обществом проспекта ценных бумаг, а также в отношении:

- эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;

- эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц -

возлагается обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказ ФСФР РФ от 16 марта 2005 года №05-5/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

Согласно статье 20 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение тридцатидневного срока, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер.

О государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитенту в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдается:

уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

два экземпляра решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

два экземпляра проспекта ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (в случае регистрации проспекта ценных бумаг).

В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, содержащее основания отказа.

Более подробно с вопросами, касающимися порядка размещения акций, порядка представления документов для государственной регистрации эмиссий ценных бумаг, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Ценные бумаги».

Увеличение уставного капитала акционерного общества.

Акционерное общество вправе увеличить свой уставный капитал. Статья 28 Закона об акционерных обществах называет два способа увеличения уставного капитала:

- путем увеличения номинальной стоимости акций;

- путем размещения дополнительных акций.

Напоминаем, что согласно пункту 2 статьи 100 ГК РФ уставный капитал может быть увеличен только после того, как полностью будут оплачены ранее объявленный капитал и все зарегистрированные выпуски акций. Выпуск акционерным обществом дополнительных акций подлежит признанию недействительным, если он осуществлен до полной оплаты уставного капитала общества (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23 апреля 2001 года №63 «Обзор практики споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным»).

Кроме того, не допускается увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков.

Исключением является статья 114 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которой в целях восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника - акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций.

При увеличении уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций осуществляется эмиссия акций большей номинальной стоимости и конвертация в акции большей номинальной стоимости уже имеющихся акций. Акционеры не оплачивают увеличение номинала стоимости акций, так как увеличение уставного капитала осуществляется за счет имущества общества.

Решение об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров (пункт 2 статьи 28 Закона об акционерных обществах).

Решением об увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций должны быть определены категории (типы) акций, номинальная стоимость которых увеличивается, номинальная стоимость акций каждой такой категории (типа) после увеличения, способ размещения акций - конвертация акций в акции той же категории (типа) с большей номинальной стоимостью, а также могут быть определены иные условия конвертации, включая дату конвертации или порядок ее определения, имущество (собственные средства), за счет которого (которых) осуществляется увеличение уставного капитала акционерного общества, и иные условия конвертации.

Эмиссия акций большей номинальной стоимости, размещаемых путем конвертации в акции той же категории (типа) с большей номинальной стоимостью подлежит государственной регистрации в ФСФР РФ.

Для государственной регистрации выпуска акций, размещаемых путем конвертации в акции той же категории (типа) с большей номинальной стоимостью, в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 5.2 Приказа ФСФР РФ от 16 марта 2005 года №05-4/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» дополнительно представляется документ, содержащий расчет стоимости чистых активов акционерного общества - эмитента в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, и размер его резервного фонда, а также описание имущества (собственных средств) акционерного общества, за счет которого осуществляется увеличение его уставного капитала. Указанный документ должен быть составлен по данным бухгалтерской отчетности акционерного общества за последний квартал (завершенный отчетный период), предшествующий дате представления документов для государственной регистрации выпуска акций, срок представления которой в соответствии с требованиями федеральных законов уже наступил, и подписан лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества, а также главным бухгалтером акционерного общества или лицом, осуществляющим его функции.

Для государственной регистрации выпуска акций, размещаемых путем конвертации в акции той же категории (типа) с большей номинальной стоимостью за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, в регистрирующий орган дополнительно представляется копия (выписка из) протокола общего собрания акционеров акционерного общества, которым принято решение о направлении на увеличение уставного капитала акционерного общества нераспределенной прибыли прошлых лет.

Конвертация акций акционерного общества осуществляется в один день, указанный в зарегистрированном решении об их выпуске, по данным записей на лицевых счетах у держателя реестра или записей по счетам депо в депозитарии на этот день. Указанный день не должен наступать позднее одного месяца с даты государственной регистрации выпуска акций.

Увеличение уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций возможно только за счет имущества (собственных средств):

- добавочного капитала акционерного общества;

- остатков фондов специального назначения акционерного общества по итогам предыдущего года, за исключением резервного фонда и фонда акционирования работников предприятия;

- нераспределенной прибыли акционерного общества прошлых лет.

При этом сумма, на которую увеличивается уставный капитал акционерного общества, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов этого акционерного общества и суммой его уставного капитала и резервного фонда, рассчитанной по данным бухгалтерской отчетности акционерного общества за последний квартал (завершенный отчетный период), предшествующий дате представления документов для государственной регистрации выпуска акций, срок представления которой в соответствии с требованиями федеральных законов уже наступил.

Решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества, если в соответствии с уставом общества, ему предоставлено право, принимать такое решение.

Решение совета директоров (наблюдательного совета) общества об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества единогласно всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества.

При выпуске дополнительных акций надо учесть то обстоятельство, что количество размещаемых акций не должно превышать общее количество уже объявленных акций, отраженных в уставе общества. Это подтверждается арбитражной практикой – Постановление Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Волго-Вятского округа от 19 июля 2004 года по делу №А43-12161/2003-28-391.

Выпуск дополнительных акций сверх количества объявленных акций, предусмотренного уставом акционерного общества или решением собрания акционеров, либо при отсутствии в уставе (решении общего собрания акционеров) условия об объявленных акциях признается судом недействительным (пункт 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23 апреля 2001 года №63 «Обзор практики споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным»).

Решение вопроса об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций может быть принято общим собранием акционеров одновременно с решением о внесении в устав общества положений об объявленных акциях, необходимых в соответствии с Законом об акционерных обществах для принятия такого решения, или об изменении положений об объявленных акциях (пункт 3 статьи 28 Закона об акционерных обществах).

В решении об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения, цена размещения дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций, форма оплаты дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, а также могут быть определены иные условия размещения.

Увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций может осуществляться за счет имущества общества. При увеличении уставного капитала общества за счет его имущества путем размещения дополнительных акций эти акции распределяются среди всех акционеров. При этом каждому акционеру распределяются акции той же категории (типа), что и акции, которые ему принадлежат, пропорционально количеству принадлежащих ему акций. Не допускается увеличение уставного капитала общества за счет его имущества путем размещения дополнительных акций, в результате которого образуются дробные акции.

Сумма, на которую увеличивается уставный капитал общества за счет имущества общества, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества.

Порядок осуществления эмиссии акций общества определен Федеральным законом от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Следует обратить внимание на некоторые особенности регистрации эмиссий акций.

Не может быть осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций:

а) до полной оплаты уставного капитала акционерного общества - эмитента (за исключением выпуска (выпусков) акций, размещенных при его учреждении);

б) до государственной регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков (дополнительных выпусков) акций и до внесения соответствующих изменений в устав акционерного общества - эмитента;

в) до государственной регистрации в уставе акционерного общества - эмитента положений о номинальной стоимости и количестве объявленных акций соответствующих категорий (типов), а также о закрепляемых ими правах (в случае размещения дополнительных акций);

г) если увеличение уставного капитала акционерного общества - эмитента осуществляется для покрытия понесенных им убытков.

Обратите внимание, государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг в следующих случаях:

а) размещения ценных бумаг путем открытой подписки;

б) размещения ценных бумаг путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, включая лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг.

В иных случаях государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг по усмотрению их эмитента, если эмитент предполагает публичное обращение ценных бумаг.

В тоже время, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта, он может быть зарегистрирован впоследствии. При этом регистрация проспекта ценных бумаг осуществляется регистрирующим органом в течение 30 дней с даты получения проспекта ценных бумаг и иных документов, необходимых для его регистрации (пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Проспект ценных бумаг общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом).

Проспект ценных бумаг должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером, подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг. Проспект ценных бумаг также должен быть подписан аудитором. Проспект ценных бумаг по усмотрению эмитента может быть подписан финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подтверждающим тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и (или) оценщиком. Финансовым консультантом на рынке ценных бумаг не может являться аффилированное лицо эмитента (статья 22.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

ФСФР РФ осуществляет государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) акций в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае приостанавливается срок регистрации, но не более чем на 30 дней.

О государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитенту в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдается:

уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

два экземпляра решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

два экземпляра проспекта ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (в случае регистрации проспекта ценных бумаг).

В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, содержащее основания отказа.

Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются:

нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;

несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Закона об акционерных обществах и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;

несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;

внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и проспекта ценных бумаг может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

После регистрации в финансовых органах своего решения о выпуске акций акционерное общество приступает к его размещению.

Размещение ценных бумаг осуществляется в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, который не может превышать одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций.

Общество вправе осуществлять размещение дополнительных акций посредством подписки. В случае увеличения уставного капитала общества за счет его имущества общество должно осуществлять размещение дополнительных акций посредством распределения их среди акционеров.

Открытое акционерное общество вправе проводить размещение акций посредством как открытой, так и закрытой подписки.

Закрытое акционерное общество вправе осуществлять только закрытую подписку.

Размещение акций посредством закрытой подписки, а также размещение посредством открытой подписки обыкновенных акций, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций, принятому большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.

Дополнительные акции, размещаемые посредством подписки, могут быть оплачены деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. Форма оплаты дополнительных акций определяется в решении об их размещении (пункт 2 статьи 34 Закона об акционерных обществах).

Необходимо обратить внимание на то, что дополнительные акции, которые должны быть оплачены деньгами, оплачиваются при их приобретении в размере не менее 25 процентов их номинальной стоимости. Акции и иные ценные бумаги, которые оплачиваются не денежными средствами, при их приобретении оплачиваются в полном размере, если иное не установлено решением о размещении дополнительных акций.

При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом.

Законодательством предусмотрены некоторые ограничения способов оплаты акций, в частности иностранной валютой. В соответствии с пунктом 3 статьи 317 ГК РФ использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке.

Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно статье 8 указанного Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации, если иное не установлено Центральным Банком Российской Федерации (далее ЦБ РФ) в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных Законом РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральным законом от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», в порядке, установленном ЦБ РФ, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении указанных валютных операций.

В связи с тем, что нормативными актами ЦБ РФ в настоящее время не предусмотрена возможность оплаты внутренних ценных бумаг иностранной валютой и не установлен порядок осуществления валютных операций с внутренними ценными бумагами, оплата акций, размещаемых российскими акционерными обществами, иностранной валютой не допускается (Письмо ФСФР РФ от 6 апреля 2005 года №05-ОВ-03/5060 «Об оплате акций иностранной валютой»).

Оплата акций осуществляется по цене, определяемой советом директоров общества в соответствии со статьей 77 Закона об акционерных обществах. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

Но есть из данного правила исключение. Согласно пункту 2 статьи 36 Закона об акционерных обществах:

1.   При размещении дополнительных обыкновенных акций акционеры, уже владеющие обыкновенными акциями, могут приобрести их на преимущественных правах по цене ниже рыночной, но не более чем на 10 процентов.

2.   При размещении дополнительных акций с участием посредников цена размещения акций может быть ниже их рыночной стоимости на размер посреднического вознаграждения. Размер вознаграждения посредника, участвующего в размещении дополнительных акций общества посредством подписки, не должен превышать 10 процентов цены размещения акций.

По окончанию срока размещения акций должен быть составлен отчет об итогах их размещения. Согласно статье 25 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»:

«1. Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, - уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

2. Эмитент вправе представить в регистрирующий орган уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в случае оказания брокером услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, в том числе при размещении дополнительного выпуска ценных бумаг, если листинг ценных бумаг соответствующего выпуска был осуществлен ранее. В случае невключения фондовой биржей размещенных эмиссионных ценных бумаг в котировальный список эмитент обязан в срок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг».

В случае представления в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг ранее окончания срока размещения ценных бумаг, указанного в зарегистрированном решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, такой отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг возвращается эмитенту регистрирующим органом без рассмотрения, за исключением случая размещения всех ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) до истечения этого срока.

Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций общества утверждается единоличным исполнительным органом этого общества, если уставом общества принятие решения по указанному вопросу не отнесено к компетенции общего собрания или совета директоров (наблюдательного совета) этого общества.

Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, а также главным бухгалтером эмитента или лицом, осуществляющим его функции, с указанием даты подписания, скрепляется печатью эмитента.

В случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, подписанного финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг также может быть подписан финансовым консультантом на рынке ценных бумаг.

Для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган представляются:

заявление на государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которое должно быть составлено по форме, утвержденной Приказом ФСФР РФ от 16 марта 2005 года №05-4/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»;

отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, который должен быть составлен по форме, утвержденной Приказом ФСФР РФ от 16 марта 2005 года №05-4/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»;

копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания), приказа) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, с указанием, в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, повестки дня, кворума и результатов голосования за его принятие, а в случае, если оно принято советом директоров (наблюдательным советом), - также с указанием имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за его утверждение;

сообщение об аннулировании конвертированных ценных бумаг в случае размещения ценных бумаг путем конвертации;

документы (распечатка из ленты новостей одного из информационных агентств, копия публикации в средствах массовой информации, распечатка страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации, и тому подобные), подтверждающие соблюдение эмитентом требований о раскрытии информации на этапах государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и размещения ценных бумаг в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг;

платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за рассмотрение заявления о государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Указанный документ должен содержать отметку банка об исполнении эмитентом обязанности по уплате указанной государственной пошлины;

платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Указанный документ должен содержать отметку банка об исполнении эмитентом обязанности по уплате указанной государственной пошлины;

опись представленных документов, которая должна быть составлена по форме, утвержденной Приказом ФСФР РФ от 16 марта 2005 года №05-4/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (Приложение 3);

иные документы.

Общество представляет в регистрирующий орган документы, необходимые для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в одном экземпляре, за исключением отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска), предоставляемого в трех экземплярах.

Все документы на бумажных носителях, насчитывающие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью эмитента на прошивке и заверены подписью уполномоченного лица эмитента.

Верность копий документов, представляемых в регистрирующий орган на бумажных носителях, должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Текст отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг представляется в регистрирующий орган также на магнитном носителе в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Документы для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг могут представляться в форме электронных документов. Указанные документы подписываются электронной цифровой подписью (подписями) в соответствии с условиями договора об использовании электронной цифровой подписи, заключенного с уполномоченной организацией, и требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В этом случае представление указанных документов на бумажных и магнитных носителях не требуется.

ФСФР РФ обязана осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 14 дней с даты получения им документов и магнитных носителей.

Только после составления отчета принимается решение об увеличении уставного капитала на сумму активов и внесении изменений в устав общества.

Уменьшение уставного капитала акционерного общества.

Статья 29 Закона об акционерных обществах предусматривает уменьшение уставного капитала общества как право и как обязанность.

Законом об акционерных обществах установлены следующие случаи обязательного уменьшения уставного капитала:

- по истечении года с момента перехода к обществу прав на свои акции, не оплаченные полностью в течение установленного срока (статья 34 Закона об акционерных обществах);

- по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала (статья 35 Закона об акционерных обществах);

- по истечении года с момента приобретения обществом своих акций (статья 76 Закона об акционерных обществах).

В случае неисполнения обществом обязанности по уменьшению уставного капитала орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества.

Следует отметить, на практике общества довольно редко прибегают к добровольному уменьшению, так как само по себе уменьшение уставного капитала общества свидетельствует о наличии серьезных проблем в обществе. Размер уставного капитала является важным экономическим показателем деятельности общества, и чем он больше, тем выше уровень доверия кредиторов и партнеров по бизнесу.

Статьей 29 Закона об акционерных обществах установлены способы уменьшения уставного капитала общества:

·   уменьшение уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций;

·   уменьшение уставного капитала путем приобретения части акций в целях сокращения их общего количества;

·   уменьшение уставного капитала путем погашения акций, выкупленных обществом у своих акционеров по их требованию (статья 75 Закона об акционерных обществах).

Общество не вправе уменьшать свой уставный капитал, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера уставного капитала на дату представления документов для государственной регистрации соответствующих изменений в уставе общества, а в случаях, если в соответствии с Законом об акционерных обществах общество обязано уменьшить свой уставный капитал, - на дату государственной регистрации общества.

Напомним, что минимальный размер уставного капитала закрытого акционерного общества составляет 100 минимальных размеров оплаты труда, открытого - 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Решение об уменьшении уставного капитала, при котором размер уставного капитала становится меньше установленного законом минимального размера, а также соответствующие изменения в уставе подлежат отмене (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 сентября 2003 года по делу №Ф03-А51/03-2/2111).

Решение об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций или путем приобретения части акций в целях сокращения их общего количества принимается только общим собранием акционеров.

Решение об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций подлежит государственной регистрации в ФСФР РФ.

Таким решением должны быть определены категории (типы) акций, номинальная стоимость которых уменьшается, номинальная стоимость акций каждой такой категории (типа) после уменьшения, способ размещения акций - конвертация акций в акции той же категории (типа) с меньшей номинальной стоимостью, а также могут быть определены иные условия размещения акций, включая дату конвертации или порядок ее определения.

Рассмотрим ситуацию, когда уменьшение уставного капитала осуществляется путем приобретения части акций у акционеров в целях сокращения их общего количества с целью последующего аннулирования.

Уменьшение уставного капитала общества путем приобретения и погашения части акций допускается только в случае, если такая возможность предусмотрена уставом общества. В противном случае общество не вправе уменьшать уставный капитал путем приобретения и погашения части акций.

Акции, приобретенные обществом на основании принятого общим собранием акционеров решения об уменьшении уставного капитала общества путем приобретения акций в целях сокращения их общего количества, погашаются при их приобретении.

В этом случае цена выкупа устанавливается в соответствии со статьей 77 Закона об акционерных обществах. Согласно указанной статье цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяется решением совета директоров исходя из их рыночной стоимости. В обществе с числом акционеров 1000 и более цена (денежная оценка) имущества определяется независимыми оценщиками.

Решением о приобретении акций должны быть определены категории (типы) приобретаемых акций, количество приобретаемых обществом акций каждой категории (типа), цена приобретения, форма и срок оплаты, а также срок, в течение которого осуществляется приобретение акций.

Если иное не установлено уставом общества, оплата акций при их приобретении осуществляется деньгами. Срок, в течение которого осуществляется приобретение акций, не может быть меньше 30 дней.

Акционерное общество не может приобретать собственные акции, если на момент их приобретения оно обладает признаками несостоятельности (банкротства) либо в результате приобретения акций возникнут данные признаки. Помимо этого, акционерное общество не может приобретать собственные акции, если на момент их приобретения стоимость чистых активов общества меньше суммы его уставного капитала и резервного фонда.

Случаи выкупа акций обществом у акционеров по их требованию определены статьей 75 Закона об акционерных обществах:

- реорганизация общества или совершение крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием акционеров, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации или одобрении указанной сделки либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам;

- внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции, ограничивающих их права, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании.

Общество обязано информировать акционеров о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа.

В соответствии со статьей 76 Закона об акционерных обществах акционеры направляют письменное требование о выкупе принадлежащих ему акций обществу с указанием места жительства (места нахождения) акционера и количества акций, выкупа которых он требует.

Требования акционеров о выкупе обществом принадлежащих им акций должны быть предъявлены обществу не позднее 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров.

Нарушение обществом норм, касающихся извещения акционеров о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций делает невозможным осуществление принадлежащего акционеру права на предъявление требований о выкупе акций и соответствующий выкуп в добровольном порядке, но не лишает его права требовать принудительного выкупа в рамках общего срока исковой давности (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 сентября 2005 года по делу №А82-1464/2004-10).

По истечении указанного срока, общество обязано выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе, в течение 30 дней.

Акции, выкупленные обществом в случае его реорганизации, погашаются при их выкупе.

Акции, выкупленные обществом в иных случаях, поступают в распоряжение общества. Указанные акции не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы по их рыночной стоимости не позднее одного года с даты их выкупа; в противном случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения указанных акций.

Следует помнить, что при уменьшении размера уставного капитала необходимо соблюдать права кредиторов. Согласно статье 30 Закона об акционерных обществах в течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного капитала общество обязано письменно уведомить об уменьшении уставного капитала общества и о его новом размере кредиторов общества, а также опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Приказом МНС Российской Федерации от 29 сентября 2004 года №САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» учрежден журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц.

Государственная регистрация изменений в уставе общества, связанных с уменьшением уставного капитала общества, осуществляется только при наличии доказательств уведомления кредиторов.

Более подробно с вопросами, касающимися уставного капитала акционерного общества, в том числе о порядке внесения изменений в устав, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».